Тормозной кран зил-130: главный, неисправности, устройство, принцип работы, ремонт

Тормозная система в ЗИЛ 130

Доминирующей функцией тормозного девайса считается управление скоростью машины, её остановкой, а также удержанием её в одном положении с помощью силы торможения между дорогой и колёсами машины. Главной темой сегодняшней статьи будет тормозная система ЗИЛ 130. В представленной статье мы ответим на такие вопросы:

  • Что собой представляет тормозная система ЗИЛ 130?
  • Как устроена система торможения;
  • Сколько тормозных систем установлено на авто марки?
  • Как функционирует тормозная система?
  • Основные неисправности тормозной системы ЗИЛ 130;
  • С чем могут быть связаны различные неисправности тормозной системы авто?
  • Диагностика тормозной системы ЗИЛ 130 на стенде;
  • Как проводится регулирование механизма торможения?
  • Замена тормозной жидкости на авто марки.

Основная информация

Основная задача системы торможения заключается в снижении скорости автомобиля при желании водителя. Вторичной задачей является задержка автомобиля в неподвижном состоянии во время стоянки. Противоположная сила может быть осуществлена при помощи автодвигателя и для полной безопасности на автомобиль устанавливают различные типы тормозных систем, а именно:

  1. Рабочий тип. Этот тип системы используют независимо от скорости для снижения скорости передвижения или же для полной остановки автомобиля. Причём она начинает функционировать сразу же после нажатия на педаль тормоза. Этот тип считается самым эффективным по сравнению с остальными типами.
  2. Аварийный тип. Чаще всего задействован в том случае, когда главный блок тормозной системы отказывается работать. Чаще всего такая тормозная система делиться на два типа, а именно доминирующая или же вторичная.
  3. Стояночный тип. Является необходимой для удержания машины на протяжении определённого времени на месте. То есть, благодаря подобному типу, можно не волноваться о том, что ваш транспорт сдвинуться с места без вашего ведома.
  4. Вспомогательная. Вспомогательный тип монтируется на транспортные средства, которым свойственная повышенная масса для лучшей остановки во время спуска. Чаще всего функционирование данной системы активируется двигателем в то время, когда трубопровод блокируется по помощью заслонок.

Также автомобили оснащаются аварийной растормаживающей системой на стояночный тип тормозов, приводом тормозов прицепа, аварийной сигнализацией о функционировании системы торможения и системой контроля.

Система торможения ЗИЛ 130 оснащается такими основными механизмами и аппаратами:

  • Ресиверы;
  • Компрессор;
  • Пневматические цилиндры;
  • Тормозной механизм;
  • Тормозной кран;
  • Четырехконтурный защитный клапан;
  • Регулировочный рычаг;
  • Распределитель влаги;
  • Датчики;
  • Клапаны;
  • Регулятор давления;
  • Манометр;
  • Кран для прицепа;
  • Пневмопровод;
  • Механизм вспомогательной системы торможения;
  • Автоматический регулятор сил торможения.

В чём заключается принцип действия?

Давайте рассмотрим принцип действия тормозящей системы ЗИЛ 130 на примере гидравлического рабочего блока. Когда водитель нажимает на тормоз, вся нагрузка переносится на усилитель, после этого создается высокое давление на главном цилиндре.

Поршень основного цилиндра собирает всю жидкость в цилиндрах автомобильных колёс с помощью трубопроводов. Причём в это же время происходит повышение давления жидкости в приводе.

Благодаря поршням цилиндров колёс автомобиля производится смещение тормозящих колодок к дискам, или как их ещё называют барабанам.

Когда водитель нажимает на педаль тормоза, задействуется увеличения жидкости в цилиндра, после чего включаются механизмы для остановки, которые уменьшают скорость ротации колёс и создают силу торможения с помощью покрытия дороги. И да, чем больше будет сила на педаль, тем быстрее остановиться ваш транспорт. Жидкость под давлением может доходить до уровня пятнадцати Мегапаскалей.

В момент окончания остановки педаль тормоза с помощью пружин возврата возобновляет свое неактивное положение. В то же время в обычное состояние переходит поршень доминирующего цилиндра.

Большинство пружин отходят от барабанов благодаря колодкам, после этого жидкость переходит в главный цилиндр через трубопроводы. После всего этого происходит понижение давления системы торможения ЗИЛ 130.

Эффект системы торможение очень сильно усиливается при помощи девайсов безопасности автомобиля.

Неисправности системы торможения

Главной задачей проведения диагностики авто считается обнаружение неисправности тормозной системы ЗИЛ 130, а также их устранение при минимальном использовании денежных средств.

Кроме того, своевременное обнаружение неисправностей системы торможения позволит вам избежать больших денежных трат, потому как вы сможете предотвратить поломку. В специализированных центрах диагностика проводится на специальном стенде, но вы и сами можете её провести в домашних условиях.

Для определения неисправности нужно внимательно относиться к своему транспортному средству. Итак, рассмотрим основные неисправности системы торможения ЗИЛ 130?

  • Медленно заполняются воздушные баллоны. В основном причина такой неисправности возникает из-за образования различных трещин и повреждений баллона.
  • Не до конца заполняются баллоны с воздухом 3 и 4 контуров. Это может быть связано с засорением трубопровода или же повреждением двойного защитного клапана.
  • Не до конца заполняются баллоны с воздухом 1 и 2 контуров. Причина может заключаться в засорении трубопроводов и тройного клапана, а также отсутствии зазора в тройном защитном клапане.
  • Не до конца заполняются баллоны на прицепе. Чаще всего такая неисправность возникает из-за поломки узлов руководства тормозами прицепа.
  • Очень высокое или слишком маленькое давление в баллонах с воздухом 1 и 2 контуров. В таком случае нужно провести регулировку регулятора давления, а также проверить функционирование двухстрелочного манометра.
  • Не работает педаль тормоза. Причиной может быть плохо отрегулированный кран тормоза, поломка клапана, ограничивающего давление, или тормозного крана, неправильно установлен привод регулятора крана торможения, а также большой ход штоков камер торможения.
  • Неисправны запасные и стояночные тормоза. Причина неисправности может заключаться в поломке ускорительного клапана, крана аварийного растормаживания, большой ход штоков камер или неправильно установленный привод регулятора крана тормоза.
  • Машина не снимается с запасного или стояночного тормоза. Такая неисправность может быть связана с утечкой воздуха из третьего контура, поломкой упорного подшипника энергоаккумулятора, а также поломка атмосферного вывода ускорительного клапана.
  • В момент использования добавочной системы торможения невозможно торможение. Такая поломка может быть связана с неисправностью пневматического крана, включающего добавочный тормоз, с поломкой заслонок или электромагнитного клапана.
  • Попадание масла в пневматические системы. В таком случае нужно будет проверить кольца поршня, а также цилиндры компрессора.

Чаще всего причиной неполадок системы торможения ЗИЛ 130 является несвоевременная замена тормозной жидкости, а это может привести к полному отказу тормозов.

Её нужно регулярно менять из-за того, что в момент использования она впитывает в себя всю влагу.

Также может быть недостаточный уровень тормозной жидкости, так как она испаряется при закипании, которое происходит в момент остановки транспортного средства.

Как проводится регулирование механизма торможения

Проверять механизм торможения лучше всего в специализированных центрах техобслуживания, но отрегулировать его можно своими руками. Итак, как проводится регулирование?

  1. Отключаем стояночный тормоз;
  2. Ослабляем гайки, которые закрепляют колодки;
  3. Сближаем эксцентрики так, чтобы они располагались метками друг к другу;
  4. Прокачиваем сжатый воздух;
  5. Вытягиваем палец штока камеры торможения. Для этого нужно нажать на эксцентрики и отцентрировать колодки по отношению к барабану автомобиля;
  6. Проверяем плотность прилегания колодок к барабану;
  7. Затягиваем осевые гайки;
  8. Останавливаем подачу воздуха и присоединяем шток камеры торможения;
  9. Проверяем оси червяка рычага регулировки так, чтобы свободный ход штока находился в пределах от 20 до 30 миллиметров;
  10. Проверяем, заедают ли штоки при подаче сжатого воздуха;
  11. Проверяем, свободно ли вращается барабан торможения.

В результате правильной регулировки, между барабаном и колодками будут такие зазоры:

  • У разжимного кулака около 0,4 миллиметров;
  • У осей колодок около 0,2 миллиметров.

Надеемся, что данная статья об системе тормоза помогла вам разобраться в тормозной системе автомобилей и дала вам базовые знания, которые пригодятся вам в жизни. Не забывайте об безопасности близких и других людей на дороге, соблюдайте Правила Дорожного Движения!

Источник: http://autodont.ru/brake-system/tormoznaya-sistema-v-zil-130

Ремонт крана тормозного двухсекционного КамАЗ, ЗИЛ, МАЗ

1. Потеря герметичности уплотнительных резиновых колец поршней — потеря воздуха из системы.

2. Заедание толкателя — не полное растормаживание автомобиля.

Расположение и демонтаж тормозного крана

Тормозной кран расположен на левом лонжероне рамы на специальном кронштейне. Усилие от педали передается к нему через систему тяг на автомобилях КамАЗ и ЗИЛ или тросом (на автомобилях МАЗ).

Для демонтажа тормозного крана с автомобиля, расшплинтовываем и вынимаем палец тяги привода. Отворачиваем 4 болта крепления крана к кронштейну и отворачиваем подходящие к крану воздушные магистрали.

Ремонт тормозного крана

Чтобы при сборке сохранить прежнее взаимное расположение воздушных каналов относительно магистралей, кернером помечаем все три съемные части.

Ключом на 12 отворачиваем 4 болта стягивающие корпус с опорной плитой.

Снимаем верхнюю часть крана в сборе с рычагом и отделяем плиту.

Извлекаем верхний поршень.Его нижняя часть — седло клапана.

Если кран шипел через корпус приводного рычага при нажатой педали тормоза — нарушено уплотнение этого поршня. Сверху в поршне есть демпфирующее устройство, гасящее резкие толчки от рычага.

Винт, скрепляющий этот узел, выполняет еще одну функцию: при отказе верхней секции крана нижняя будет управляться через него, полностью сохраняя свою работоспособность.

Если потребовалась замена демпфера — прежнее положение винта необходимо сохранить. Зазор между ним и толкателем поршня в процессе эксплуатации не меняют.

Чтобы подобраться к клапану верхней секции, ключом на 12 отворачиваем четыре винта…

и разъединяем корпус.

Вынимаем из него малый поршень, немного раскачав большой.

Он обеспечивает пневматическое управление нижней секцией.

Потеря герметичности уплотнений ведет к утрате следящего действия и запаздыванию нижней секции (тормоза передних колес).

Эти уплотнения изолируют верхнюю и нижнюю секции от атмосферы во время торможения.

Кольцевая поверхность — седло нижнего клапана — должна быть гладкой.

Клапан верхней секции удерживается стопорным кольцом. Снимаем его и извлекаем клапан в сборе.

Снимаем блок герметизации, состоящий из опорного кольца, двух уплотнений обоймы.

Снимаем коническую подпорную пружину и сдвигаем колпачок.

Манжета П-образного профиля. Если рабочая сторона вышла из строя, а заменить нечем, можно переставить её уцелевшей стороной вверх.

Клапан нижней секции отличается от верхней лишь длиной корпуса.

Для его извлечения достаточно вынуть стопорное кольцо из корпуса нижней секции.

Атмосферный клапан предотвращает засасывание внутрь корпуса грязи и пыли.

Износ блока приводного рычага увеличивает свободный ход педали тормоза. Попадание через рваный чехол внутрь корпуса воды и грязи (дренажное отверстие не справляется) ведут к заклиниванию толкателя в корпусе. Возвратная пружина не в силах возвращать его на место, и автомобиль растормаживается не полностью.

Допускать этого нельзя, поэтому пространство под чехлом желательно заполнить консистентной смазкой.

Снимаем пружинный хомут и защитный чехол.

Ключом на 22 выворачиваем пробку оси рычага.

Для извлечения оси используем резьбовое отверстие М6. В него заворачиваем болт с гайкой и шайбой.

Вращая гайку, выпрессовываем ось.

При увеличенных поперечных люфтах рычага, заменяем две полимерные втулки.

Ролик рычага, как правило, протирается в одном месте. Причина — отсутствие смазки на его оси.

Для ремонта выбиваем ось ролика выколотой диаметром 10-12 мм.

Вынув ролик, обрабатываем его на токарном или заточном станке до удаления следов износа.

Выприсовываем толкатель в любую сторону и очищаем его от продуктов коррозии.

Очищаем канавку втулки и закладываем в неё свежую смазку.

При сборке в обратной последовательности на все сопрягаемые поверхности наносим консистентную смазку.

При стыковке секций корпуса проверим целостность уплотнительных колец.

Упорным винтом обеспечиваем приводному рычагу небоьшой свободный ход. 1-1,5 мм

Источник: http://razvar.ru/remont-krana-tormoznogo-dvuxsekcionnogo-kamaz-zil-maz/

Устройство и принцип работы автомобиля ЗиЛ-130 (стр. 1 из 13)

Содержание:

1. Введение

2. Двигатель ЗиЛ-130

-кривошитно-шатунный механизм двигателя

-газораспределительный механизм двигателя

-система охлаждения двигателя

-система смазки двигателя

-система питания двигателя

-система зажигания двигателя

3. Основные неисправности и методы ремонта системы двигателя ЗиЛ

4. Техническое обслуживание двигателя ЗиЛ-130

5. Технологическая карта неисправностей

6. Охрана труда и техника безопасности при ремонте и техническом облуживании

7. Экология и охрана окружающей среды

8. Список литературы

1.Введение:

-роль автомобильного транспорта:

Роль автомобильного транспорта довольно велика в народном хозяйстве и вВооруженных Силах. Автомобиль служит для быстрого перемещения грузов и пассажиров по различным типам дорог и местности. Автомобильный транспорт играет важнейшую роль во всех сторонах жизни страны.

Без автомобиля невозможно представить работу ни одного промышленного предприятия, государственного учреждения, строительной организации, коммерческой фирмы, предприятия сельского хозяйства, воинской части. Значительное количество грузовых и пассажирских перевозок приходится на долю этого транспорта.

Легковой автомобиль широко вошел в быт трудящихся нашей страны, стал средством передвижения, отдыха, туризма и работы.

Велико значение автомобиля в Вооруженных Силах. Боевая и повседневная деятельность войск непрерывно связана с использованием автомобильной техники. От ее наличия и состояния зависят подвижность, маневренность частей, выполнение боевой задачи.

На автомобилях устанавливаются ракетные установки, радиолокационные станции, специальное оборудование; автомобильные тягачи используются для буксировки ракет, артиллерийских систем, минометов, самолетов, специальных прицепов.

Читайте также:  Ремонт рефрижераторов: холодильников, автомобильных, фургонов, цены, пола, дверей, ворот, компрессора, грузовых, будки, своими руками

Созданы специальные машины обеспечения: автотопливозаправщики, кислородозаправщики, пусковые агрегаты, краны, штабные автобусы, ремонтные мастерские, машины химических войск, инженерные, санитарные, пожарные и др. Без участия автомобильной техники ни один самолет не может подняться в воздух.

Проверка электрических, гидравлических, пневматических и других систем, заправка горючим, маслом, кислородом, воздухом, боеприпасами, буксировка самолетов, очистка взлетно-посадочных полос все это выполняют автомобили.

Таким образом, автомобиль стал неотъемлемым элементом в сложной деятельности Вооруженных Сил и народного хозяйства.

-классификация автомобильного транспорта:

Автомобили классифицируют по назначению, проходимости и типу двигателя.

По назначению они делятся на транспортные и специальные:

-транспортные автомобили служат для перевозки различного рода грузов и личного состава (пассажиров); они подразделяются на грузовые и пассажирские. Первые из них различаются по грузоподъемности и типу кузова, а пассажирские в зависимости от конструкции и вместимости кузова делятся на автобусы и легковые автомобили.

-специальные автомобили предназначены для выполнения специальных работ или приспособлены для перевозки определенного вида грузов. На них монтируются оборудование, вооружение или устанавливается специальный кузов. Сюда относятся подвижные мастерские, радиостанции, топливозаправщики, краны и др.

В армии к специальным автомобилям относятся также тактические транспортеры, предназначенные для подвоза боеприпасов, продовольствия и эвакуации раненых в районе переднего края; колесные тягачи для буксировки тяжелых прицепов и полуприцепов; многоосные шасси, применяемые для транспортировки длинномерных неделимых грузов большой массы.

К специальным относятся и спортивные автомобили, предназначенные для тренировки и соревнований.

По проходимости автомобили делятся на три группы:

— обычной (дорожной), повышенной и высокой проходимости. Первые из них (ЗИЛ-130) используются главным образом на дорогах.

— повышенной проходимости — ГАЗ-66 и ЗИЛ-131 — могут двигаться по дорогам и участкам местности вне дорог. Автомобили высокой проходимости — по дорогам и вне дорог, к ним относятся многоосные автомобили и специальные автопоезда.

По типу двигателя автомобили делятся на автомобили с :

— дизельными двигателями.

-карбюраторными двигателями.

-газобаллонными двигателями.

-газогенераторными двигателями.

Карбюраторные двигатели работают главным образом на бензине, дизели — на тяжелом (дизельном) топливе, газобаллонные — на сжатом или сжиженном газе, газогенераторные — на твердом топливе (древесина, уголь).

-общее устройство автомобиля:

Каждый автомобиль можно разделить на следующие основные части: двигатель, шасси, кузов, электро- и специальное оборудование.

Двигатель является источником механической энергии, приводящей автомобиль в движение. Сейчас применяются в основном поршневые двигатели внутреннего сгорания, реже электрические (в качестве экспериментальных) и другие.

Шасси, состоящее из трансмиссии, ходовой части и систем управления, образуют агрегаты и механизмы, которые служат для передачи усилия от двигателя к ведущим колесам, для управления автомобилем и его передвижения.

Кузов служит для размещения водителя, личного состава и грузов. У грузовых автомобилей общетранспортного и многоцелевого назначения кузов состоит из кабины, грузовой платформы и оперения

Электрооборудование составляют узлы и приборы, предназначенные для воспламенения рабочей смеси в двигателе, освещения и сигнализации, пуска двигателя, питания контрольно-измерительных приборов.

К специальному оборудованию относятся лебедка, система регулирования давления воздуха в шинах, подъемник запасного колеса.

2.Двигатель ЗиЛ-130:

Двигателем называется машина, в которой тот или иной вид энергии преобразуется в механическую работу. Двигатели, в которых тепловая энергия преобразуется в механическую работу, являются тепловыми.

Тепловая энергия получается при сжигании какого-либо топлива. Двигатель, в котором топливо сгорает непосредственно внутри цилиндра и энергия образующихся при этом газов воспринимается движущимся в цилиндре поршнем, называется поршневым двигателем внутреннего сгорания. Такие двигатели в основном и применяются на современных автомобилях.

Рассмотрим двигатель ЗиЛ-130:

Двигатель состоит из механизм и систем обеспечивающих его работу:

-кривошитно-шатунный механизм,

-газораспределительный механизм,

-система охлаждения,

-система смазки,

-система питания,

-кривошино-шатунный механизм:

Кривошипно-шатунный механизм воспринимает давление газов при такте сгорание — расширение и преобразовывает прямолинейное, возвратно-поступательное движение поршня во вращательное движение коленчатого вала.

Кривошипно-шатунный механизм состоит из: блока цилиндров с картером, головки цилиндров, поршней с кольцами, поршневых пальцев, шатунов, коленчатого вала, маховика и поддона картера.

Блок цилиндров.

Блок цилиндровявляется основной деталью двигателя к которой крепятся все механизмы и детали.

Цилиндры в блоках изучаемых двигателей расположены У-образно в два ряда под углом 90° (рис. 1).

Блоки цилиндров отливают из чугуна (ЗИЛ-130) или алюминиевого сплава . В той жеотливке выполнены картер и стенки полости

охлаждения, окружающие цилиндры двигателя.

В блоке двигателя устанавливают вставные гильзы, омываемые охлаждающей жидкостью. Внутренняя поверхность гильзы служит направляющей для поршней. Гильзу растачивают под требуемый размер и шлифуют.

Гильзы, омываемые охлаждающей жидкостью, называются мокрыми. Они в нижней части имеют уплотняющие кольца из специальной резины или медные .

Вверху уплотнение гильз достигается за счет прокладки головки цилиндров.

Увеличение срока службы гильз цилиндров достигается в результате запрессовки в наиболее изнашиваемую (верхнюю) их часть коротких тонкостенных гильз из кислотоупорного чугуна. Применение такой вставки снижает износ верхней части гильзы в 2—4 раза.

Блок цилиндров У-образного двигателя ЗИЛ-130 сверху закрыт двумя головками из алюминиевого сплава. В головке цилиндров двигателя ЗИЛ-130 размещены камеры сгорания, в которых имеются резьбовые отверстия для свечей зажигания. Для охлаждения камер сгорания в головке вокруг них выполнена специальная полость.

На головке цилиндров закреплены детали газораспределительного механизма. В головке цилиндров выполнены впускные и выпускные каналы и установлены вставные седла и направляющие втулки клапанов.

Для создания герметичности между блоком и головкой цилиндров установлена прокладка, а крепление головки к блоку цилиндров осуществлено шпильками с гайками. Прокладка должна быть прочной, жаростойкой и эластичной. В двигателе ЗИЛ-130 она сталеасбестовая, .

Для уплотнения стальной прокладки в расточку на нижней плоскости головки цилиндра запрессовано стальное кольцо с острым выступом.

Снизу картер двигателя закрыт поддоном, выштампованным из листовой стали. Поддон защищает картер от попадания пыли и грязи и используется в качестве резервуара для масла. Поддон крепится к плоскости разъема болтами, а для обеспечения герметичности соединения применяют прокладки из картона или из клееной пробковой крошки.

Во время работы двигателя в картер проникают газы, что может повлечь за собой повышение давления, прорыв прокладок и вытекание масла. Поэтому картер через специальную трубку (сапун) сообщается с атмосферой.

Поршень воспринимает давление газов при рабочем такте и передает его через поршневой палец и шатун на коленчатый вал. Поршень представляет собой перевернутый цилиндрический стакан, отлитый из алюминиевого сплава (рис. 2).

В верхней части поршня расположена головка с канавками, в которые вставлены поршневые кольца. Ниже головки выполнена юбка, направляющая движение поршня. В юбке поршня имеются приливы-бобышки с отверстиями для поршневого пальца.

Источник: http://MirZnanii.com/a/220345/ustroystvo-i-printsip-raboty-avtomobilya-zil-130

Грузовые автомобили газ, зил, камаз, урал, маз, краз

Пневматический привод тормозов автомобиля ЗИЛ-4331 В пневмоприводах тормозных систем с многоконтурными приводами автомобилей ЗИЛ-4331, 433360, 431410 и др.) много общего в назначениях и устройстве автономных контуров, в пневмоприводе и используемых приборах.

Рис. 2. Схема пневматического привода тормозных систем автомобиля ЗИЛ-4331

1 — компрессор; 2 — тормозные камеры передних колес; 3 — клапаны контрольного вывода; 4 — клапан ограничения давления; 5 — пневмоэлектрические датчики включения сигнала торможения; 6 — кран вспомогательной тормозной системы; 7 — воздухораспределитель; 8 — кран аварийного растормаживания стояночной системы; 9, 11 — воздушные баллоны рабочей тормозной системы; 10 — конденсационный воздушный баллон; 12 — краны для слива конденсата; 13 — пневмоэлектрические датчики падения давления в тормозных системах; 14 — тройной защитный клапан; 15 — кран стояночной тормозной системы; 16 — пневмоцилиндры привода механизмов вспомогательной тормозной системы; 17 — двухстрелочный манометр рабочей тормозной системы; 18 — двухсекционный кран рабочей тормозной системы; 19 — двойной защитный клапан; 20 — регулятор давления; 21 — предохранитель от замерзания конденсата; 22 — воздушный баллон стояночной тормозной системы с датчиком ее включения; 23 — воздушный баллон вспомогательной тормозной системы; 24 — клапан управления тормозной системой прицепа (полуприцепа) с однопроводным приводом; 25 — клапан управления тормозной системой прицепа (полуприцепа) с двухпроводным приводом; 26— одинарный защитный клапан; 27— ускорительный клапан; 28 — тормозные камеры задних колес; 29 — клапан быстрого растормаживания; 30 — регулятор тормозных сил; 31 — двухмагистральные перепускные клапаны; 32, 33 — соединительные головки

Схема пневматического привода тормозов автомобиля ЗИЛ-4331 приведена на рис. 2.

Сжатый воздух из компрессора 1 через регулятор давления 20, предохранитель от замерзания конденсата 21, конденсационный воздушный баллон 10 поступает к блоку защитных клапанов (двойной 19 и тройной 14), которые распределяют воздух, заполняя воздушные баллоны первых четырех независимых контуров: — привода тормозов передних колес (контур /); — привода тормозов задних колес (контур //); привода стояночной и запасной тормозных систем, а также комбинированного привода тормозов прицепа или полуприцепа (контур ///); — привода вспомогательного тормоза и питания других пневматических устройств, включая агрегаты трансмиссии автомобиля (контур IV).

Наряду с этим имеется контур V привода системы аварийного растормаживания, который не имеет своего воздушного баллона.

Во всех воздушных баллонах имеются краны 12 для слива конденсата, а во всех контурах встроены пневмоэлектрические датчики 13 падения давления сжатого воздуха. Двухстрелочный манометр 17 соединен с воздушными баллонами двух первых контуров привода механизмов рабочей тормозной системы ЗИЛ-4331.

Для проверки работы тормозных систем в различных точках пневматического привода установлены клапаны 3 контрольного вывода, к которым присоединяются переносные манометры. Контур I включает в себя воздушный баллон 11, датчик 13 падения давления, нижнюю секцию тормозного крана 18, клапан 4 ограничения давления, тормозные камеры 2 передних колес и клапан 3 контрольного вывода.

Контур II включает в себя воздушный баллон 9, датчик 13 падения давления, верхнюю секцию крана 18, регулятор тормозных сил 30 с упругим элементом, клапан 3 контрольного вывода и тормозные камеры 28 задних колес ЗИЛ-4331.

Контур III включает в себя воздушный баллон 22, датчик 13 падения давления, кран 15 стояночной тормозной системы с ручным управлением, ускорительный клапан 27, два двухмагистральных перепускных клапана 31, клапан быстрого растормаживания 29, клапан контрольного вывода 3, пружинные энергоаккумуляторы, расположенные в тормозных камерах 28 задних колес.

В этот контур также входят: одинарный защитный клапан 26, клапаны 25 и 24 управления тормозами прицепа (полуприцепа) соответственно с двухпроводным и однопроводным приводом, две автоматические соединительные головки 32, одна соединительная головка 33 (тип А) и датчик 5 сигнала торможения, обеспечивающий подачу светового сигнала при работе любой системы тормоза ЗИЛ-4331.

Контур IV включает в себя воздушный баллон 23, датчик 13 падения давления, кнопочный кран 6 включения вспомогательного тормоза, два пневматических цилиндра 16, датчик 5 сигнала торможения, клапан 3 контрольного вывода и воздухораспределительную коробку 7, которая предназначена для питания сжатым воздухом пневмоусилителя сцепления, переключателя передач в делителе, пневмостеклоочистителя и других потребителей сжатого воздуха. Контур V включает в себя кнопочный пневмокран 8 аварийного растормаживания стояночного тормоза, двухмагистральный перепускной клапан 31, тройной защитный клапан 14 и энергоаккумуляторы тормозных камер 28.

Рулевое управление автомобилей ЗИЛ-4331

Главным условием безотказной и долговечной работы рулевого управления ЗИЛ-4331 является содержание в чистоте его гидравлической системы.

Для гидроусилителя руля применяют только чистое отфильтрованное масло, которое заливается через воронку с двойной сеткой, и заливной фильтр, установленный в бачке насоса. Применение загрязненного масла вызывает быстрый износ насоса и гидроусилителя.

Система гидроусилителя руля заправляется на заводе-изготовителе всесезонным маслом для гидросистем автомобилей марки Р (ТУ 38-1011792—71). Это масло имеет низкую температуру застывания и содержит противоизносную, антиокислительную и другие присадки, улучшающие его качество.

При эксплуатации системы гидроусилителя руля ГУР ЗИЛ-4331, заправленной маслом Р, оно только доливается при необходимости в бачок насоса. Смена масла производится только при ремонте агрегатов системы гидроусилителя руля. При отсутствии масла Р допускается доливать масла, рекомендуемые заводом-изготовителем как заменители.

Однако долговечность насоса и рулевого механизма при этом снижается. При доливке масла-заменителя смену масла производят 2 раза в год (осенью и весной).

При отказе гидроусилителя из-за повреждения насоса ГУР ЗИЛ-4331 или собственно гидроусилителя, разрушения шланга или ремня привода насоса пользоваться рулевым механизмом можно только кратковременно, до устранения неисправности.

Длительная работа на автомобиле с неработающим гидроусилителем рулевого управления приводит к быстрому износу рулевого механизма или его поломке, так как при этом чрезмерно нагружаются упорные шарикоподшипники, винт рулевого управления и другие детали узла шариковой гайки.

Ускоряется также износ карданного вала и колонки рулевого управления. По этой же причине не допускается длительная буксировка автомобиля с неработающим двигателем без вывешивания его переднего моста. Запрещается останавливать двигатель до полной остановки автомобиля, а также двигаться с неработающим двигателем на спусках или накатом по горизонтальному участку пути. В этих случаях насос гидроусилителя руля ЗИЛ-4331 перестает работать и усилие на рулевом колесе и на деталях рулевого механизма резко возрастает.

Читайте также:  Ремонт бензопилы своими руками: неисправности, как разобрать, собрать, почему пилит криво, греется

При маневрировании и выходе из глубокой колеи при движении по плохим проселочным дорогам запрещается длительно удерживать рулевое колесо повернутым до упора в ту или другую сторону.

В этом случае насос работает на предохранительный клапан, что вызывает быстрый нагрев масла и может привести к выходу насоса из строя.

Для продолжения движения в случае выхода из строя шлангов ГУР ЗИЛ-4331 соединяют нагнетательное отверстие насоса с возвратным патрубком на бачке насоса, закрывают нагнетательное и возвратное отверстия рулевого механизма деревянными пробками или другим способом, обеспечивающим защиту от попадания грязи или инородных тел, и доливают масло.

При таком движении двигатель должен работать с возможно малой частотой вращения коленчатого вала; наблюдают за температурой масла в бачке насоса и при его чрезмерном нагреве останавливают автомобиль для того, чтобы масло остыло.

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

Источник: http://spezz.ru/zil_4331_tormoza_i_rulevoe_upravlenie.html

Тормозной кран, воздухораспределительный клапан

Какое назначение тормозного крана, какие они бывают?

Тормозной кран (кран управления) служит для управления тормозами автомобиля и прицепа. Он обеспечивает пропорциональную зависимость между усилием, прилагаемым водителем к тормозной педали и давлением воздуха в тормозных камерах, что позволяет водителю регулировать интенсивность торможения автомобиля («чувствовать» педаль).

Тормозные краны по количеству камер подразделяются на одинарные, применяемые на автомобилях, работающих без прицепа, и двойные, применяемые на автомобилях-тягачах, работающих с прицепами и полуприцепами. По конструктивному исполнению тормозные краны могут быть диафрагменные и поршневые. Больше распространены диафрагменные.

Как устроен и работает одинарный тормозной кран?

Одинарный диафрагменный тормозной кран автомобиля ЗИЛ-130 (рис.150, а) состоит из корпуса 1, в котором на оси 2 установлен двуплечий рычаг 3, с верхним концом которого соединяется тяга 4 тормозной педали. Нижний конец рычага упирается в стакан 5 следящего устройства, внутри которого смонтирована уравновешивающая пружина 6.

Корпус закрывается крышкой 8, а между ними зажата прорезиненная диафрагма 7, нагруженная возвратной пружиной 9. В диафрагму вмонтирован стакан 10 с седлом выпускного клапана 11. В стакане выполнен канал 17 для сообщения его с атмосферой.

Седло впускного клапана 15 зажато между крышкой 8 и штуцером для присоединения трубопровода от воздушного баллона. Впускной и выпускной клапаны резиновые, конические, установлены на одном штоке. Между клапанами находится пружина, стремящаяся удерживать выпускной клапан в открытом, а впускной в закрытом положении.

Полость выпускного клапана трубопроводом сообщается с тормозными камерами колесных тормозных механизмов. К крышке крана крепится выключатель стоп-сигнала 16.

Рис.150. Тормозной кран:
а – одинарный; б – комбинированный.

Работает кран так. При нажатии на тормозную педаль усилие передается на тягу 4, которая поворачивает рычаг 3, а он своим нижним концом воздействует на стакан 5, перемещает его, сжимая уравновешивающую пружину 6. Далее усилие передается на стакан 10, диафрагма 7 прогибается и стакан своим гнездом приближается к выпускному клапану, закрывая его.

При дальнейшем прогибании диафрагмы открывается впускной клапан 15 и сжатый воздух из воздушных баллонов по трубопроводам поступает в полость крана и далее по трубопроводам к тормозным камерам, где производится торможение колес автомобиля.

При задержании ноги водителя на тормозной педали в определенном положении воздух, поступающий в полость тормозного крана, воздействует на диафрагму и вместе с возвратной пружиной 9 давит на уравновешивающую пружину 6, сжимая ее. При определенном прогибе диафрагмы закроется и впускной клапан, прекращая доступ воздуха в тормозные камеры.

Торможение автомобиля в это время будет происходить с заданной эффективностью. С увеличением нажатия на тормозную педаль рычаг воздействует на стакан с уравновешивающей пружиной, они снова прогнут диафрагму вправо, опять откроют впускной клапан, снова воздух поступит в полость тормозного крана и в тормозные камеры, увеличивая эффективность торможения.

Таким образом, благодаря наличию следящего устройства водитель чувствует противодавление сжатого воздуха, сила сопротивления которого будет тем больше, чем сильнее водитель нажимает на тормозную педаль.

При отпускании тормозной педали рычаг прекращает давление на следящее устройство, а следовательно, и на диафрагму. Она под давлением возвратной пружины 9 возвращается в исходное положение.

В это время впускной клапан закрывается, а выпускной открывается, сообщая полость крана с атмосферой, и воздух из тормозных камер по трубопроводам возвращается в тормозной кран и через открытый выпускной клапан и канал 17 уходит в атмосферу, растормаживая колеса автомобиля.

Для нормальной работы тормозного крана рычаг 3 должен иметь свободный ход 1-2 мм. Для его регулировки в корпус ввернут болт 18 с контргайкой.

Как устроен двойной комбинированный тормозной кран?

Двойной комбинированный тормозной кран (рис.150, б) состоит из корпуса, в котором смонтированы две секции: верхняя для управления тормозами прицепа или полуприцепа и нижняя для управления тормозами автомобиля-тягача. Нижняя секция устроена и работает так же, как и одиночного автомобиля.

В верхней секции вместо следящего устройства ввернута втулка 23, фиксируемая контргайкой 21. Эта втулка является направляющей для штока 24, на который одета уравновешивающая пружина 6, закрепленная шайбой. Шток соединяется с двуплечим рычагом 3, который нижним концом опирается на палец 22, а верхним соединяется с тягой 4 тормозной педали.

Между корпусом и крышкой зажата прорезиненная диафрагма 7, в которую вмонтирован стакан с седлом выпускного клапана. Выпускной 11 и впускной 15 клапаны установлены на одном штоке. Между ними имеется пружина, стремящаяся удерживать впускной клапан в закрытом положении.

Однако при отпущенной тормозной педали пружина 6, распрямляясь, воздействует на седло выпускного клапана и через выпускной клапан и шток удерживает впускной клапан 15 в открытом положении, что позволяет сжатому воздуху проходить по трубопроводам из воздушных баллонов автомобиля в воздушные баллоны прицепа.

Когда давление воздуха в баллоне прицепа достигнет 0,48-0153 МПа, оно воздействует на диафрагму 7, прогибает ее и через стакан седла выпускного клапана воздействует на уравновешивающую пружину 6, сжимает ее, позволяя пружине 12 закрыть впускной клапан 15. Поступление воздуха в баллон прицепа прекращается.

Какое оборудование для тормозов имеется на прицепе?

На прицепе, кроме воздушного баллона, имеется воздухораспределительный клапан, тормозные камеры и колесные тормозные механизмы такие, как и на колесах автомобиля. Вся система соединяется с помощью трубопроводов и шлангов, а с тягачом через разобщительный кран и соединительную головку.

Как устроен и работает воздухораспределительный клапан?

Воздухораспределительный клапан (рис.151) служит для управления тормозами прицепа в соответствии с положениями тормозного крана. Он состоит из верхней 9 и нижней 13 частей, между которыми зажат фланец 12 с уплотнением, разделяющим корпус на две изолированные части.

В корпусе на пустотелом штоке 16, закреплены поршни 6 и 15 с уплотнительными резиновыми манжетами. Под поршнем 6 расположена пружина 11, стремящаяся удерживать поршни в верхнем положении. В нижней части корпуса смонтирован пластинчатый клапан 1, нагруженный пружиной 17, которая прижимает его к седлу, выполненному в нижней части штока 16.

В верхней части корпуса установлен шариковый клапан 7, нагруженный пружиной 8, стремящейся удерживать его в закрытом положении. Верхняя и нижняя части корпуса сообщаются каналом 10. В средней части штока 16 по окружности просверлены отверстия 4, которыми шток сообщается с атмосферой через воздушный фильтр 3.

К отверстию 5 присоединяется трубопровод от тормозного крана автомобиля, к отверстию 2 – трубопровод, идущий к тормозным камерам 19 колесных тормозов прицепа, к отверстию 14 – трубопровод от воздушного баллона 20 прицепа. Тормозная система прицепа срабатывает, когда в трубопроводе, идущем от тормозного крана к воздухораспределителю, снимается давление.

Такое устройство обеспечивает затормаживание прицепа не только при торможении автомобиля, но и в случае обрыва трубопровода, соединяющего автомобиль с прицепом.

Рис.151. Воздухораспределительный клапан.

Как работает тормозная система с комбинированным тормозным краном?

Работает тормозная система автомобиля и прицепа (полуприцепа) с комбинированным тормозным краном (см. рис.150, б) так. При нажатии водителем на тормозную педаль усилие через тягу передается на рычаг 4, а он, поворачиваясь, перемешает шток 24 влево, сжимая пружину 6.

Пружина прекращает давление на стакан с седлом выпускного клапана 11 и он открывается, сообщая трубопровод идущий к прицепу, с атмосферой. Давление воздуха в нем падает и шариковый клапан 7 под давлением пружины закрывается.

Сжатый воздух из баллона 22 прицепа устремляется по каналу 10 в надпоршневое пространство, где давит на поршень 6, опуская его вниз, а он через шток 16 воздействует на пластинчатый клапан 1 и открывает его, изолируя пустотелый шток 16 от сообщения с атмосферой.

При этом сжатый воздух из баллона 20 прицепа поступает по трубопроводу через открытый пластинчатый клапан в тормозные камеры 19 колесных тормозов прицепа, где воздействует на диафрагму, а она, прогибаясь, давит на шток, который поворачивает разжимной кулак 20 и прижимает фрикционные накладки тормозных колодок 21 к барабанам. Между ними возникает трение, и колеса прицепа затормаживаются.

https://www.youtube.com/watch?v=A2GR1koL2yo

Одновременно рычаг 3 тормозного крана своим нижним концом воздействует на рычаг 20 нижней секции, который давит на стакан с уравновешивающей пружиной следящего устройства, а оно воздействует на стакан с седлом выпускного клапана. Диафрагма прогибается, и седло прижимается к клапану, закрывая его.

Далее усилие передается через шток на впускной клапан, и он открывается. Сжатый воздух из баллонов автомобиля поступает через открытый клапан в тормозные камеры колес автомобиля и тормозит их. Следовательно, при торможении автомобиля с прицепом сначала срабатывает тормозная система прицепа, а затем автомобиля-тягача.

Это исключает набегание прицепа на заторможенный автомобиль и не повреждает его.

При отпускании тормозной педали прекращается воздействие на рычаг 3 тормозного крана и, следовательно, на клапаны нижней и верхней секций тормозного крана. В нижней секции впускной клапан закрывается, а выпускной открывается, позволяя воздуху выходить из тормозных камер, растормаживая колеса автомобиля-тягача.

В верхней секции выпускной клапан закрывается, а впускной открывается, позволяя сжатому воздуху поступать из баллонов тягача к воздухораспределителю прицепа. Под давлением поступившего воздуха шариковый клапан 7 открывается и воздух поступает в надпоршневое пространство и далее по каналу 10 и трубопроводу 14 в баллон 22 прицепа.

Так как давление над поршнем 6 и под поршнем 15 одинаковое, то под давлением пружины 11 поршень 6 поднимается вверх, увлекая за собой шток 16. Пластинчатый клапан 1 закрывается, между штоком и клапаном образуется зазор и воздух из тормозных камер прицепа по трубопроводу 2 и сверлению в штоке уходит через воздушный фильтр 3 в атмосферу.

Колеса прицепа растормаживаются, и он может продолжать движение вместе с автомобилем-тягачом.

При пользовании стояночной тормозной системой усилие передается верхней секции тормозного крана через рычаг, поворачивая валик 19.

Кулачок на этом валике упирается в вырез штока 24, перемешает его влево – воздухораспределитель срабатывает и колеса прицепа затормаживаются. Одновременно рычаг стояночной тормозной системы приводит ее в рабочее состояние и затормаживает автомобиль.

Следовательно, затягивание рычага стояночной тормозной системы приводит ее в действие и одновременно вызывает затормаживание колес прицепа.

***
Проверьте свои знания и ответьте на контрольные вопросы по теме «Тормозная система»

автомобиль, воздух, воздухораспределительный, клапан, кран, прицеп, пружина, тормозной

Источник: http://avtomobil-1.ru/tormoznoi-kran-vozduhoraspredelitelnyi-klapan.html

Пневматический привод

Пневматический привод применяют на автомобилях большой грузоподъемности. Он позволяет получать достаточно большие силы в тормозных механизмах при небольших силах, прикладываемых водителем к тормозной педали.

Пневматический привод тормозов автомобиля ЗИЛ-130

Пневматический привод тормозов автомобиля ЗИЛ-130:

1 — компрессор; 2 — манометр; 3 — баллоны для сжатого воздуха; 4 — тормозные камеры; 5 — соединительная головка с разобщительным крахом; 6 — шланг; 7 — тормозной кран (кран управления); 8 — тормозная педаль; 9 — цилиндр; 10 — шатун; 11 — поршень с кольцами; 12 — головка цилиндров; 13 — нагнетательный клапан; 14 — коленчатый вал.

В пневматический привод автомобиля ЗИЛ-130 входят компрессор 7, нагнетающий сжатый воздух в баллоны (ресиверы) 3, тормозные камеры 4, кран 7 управления, связанный тягой с тормозной педалью 3, и соединительная головка 5 с разобщительным краном, позволяющая присоединять тормозную систему прицепа к системе пневматического привода тормозов автомобиля-тягача.

Вал компрессора приводится во вращение от коленчатого вала двигателя ременной передачей. Создаваемое компрессором давление, достигающее 0,7 — 0,9 Мн/м2 (7 — 9 кгс/см2), автоматически ограничивается регулятором давления. Величину давления контролируют по манометру 2.

Тормозная камера

Тормозная камера:

1 — крышка корпуса; 2 — штуцер для подвода и отвода воздуха; 3 — диафрагма; 4 — корпус; 5 — шток; 6 — рычаг; 7 — червяк; 8 — фиксатор червяка; 9 — червячная шестерня; 10 — вал разжимного кулака тормозного механизма; 11 — пружины диафрагмы.

Система пневматического привода действует следующим образом. При нажатии педали кран управления сообщает тормозные камеры всех колес с ресиверами. Поступающий в каждую камеру сжатый воздух выгибает диафрагму 3, которая, действуя через шток 5, повертывает рычаг 6, а вместе с ним вал 10 разжимного кулака тормозного механизма колеса, прижимающего колодки к тормозному барабану.

Читайте также:  Регулировка сцепления мтз-82: 80, зазор лапок, ремонт, устройство, муфты, лепестковое, отзывы

После отпускания педали кран управления разобщает с ресиверами тормозные камеры и соединяет их с атмосферой.

Воздух из камер выходит, пружины 11, возвращают диафрагму в первоначальное положение, и торможение прекращается.

Вмонтированные в рычаг 6 червяк 7 и червячная шестерня 9 позволяют поворачивать вал 10 относительно рычага и этим регулировать зазор между колодками и барабаном тормозного механизма.

Основные неисправности тормозов: недостаточное и неодновременное торможение колес, заедание тормозов, нарушение герметичности трубопроводов.

Недостаточное или неодновременное торможение колес может происходить из-за износа тормозных колодок и тормозных барабанов, неправильной регулировки, неисправности тормозного привода, замасливания тормозных колодок и тормозных барабанов, В ручном тормозе могут, кроме того, вытягиваться гибкие тросы.

Недостаточное торможение часто бывает причиной невозможности своевременной остановки автомобиля при появлении опасности, а неодновременное торможение вызывает занос автомобиля на скользкой дороге.

Заедание тормозов возникает вследствие попадания грязи между тормозными барабанами и колодками, в случае обрыва и слабого действия пружин тормозных колодок, срыва накладок тормозных колодок, примерзания зимой накладок к тормозным барабанам (если между ними находилась вода или снег), засорения компенсационного отверстия главного цилиндра или перекрытия его поршнем в расторможенном состоянии.

Нарушение герметичности трубопроводов вызывает утечку тормозной жидкости или воздуха (пневматический привод). При попадании в систему гидравлического привода воздуха тормозная педаль пружинит и для торможения требуется повторное ее нажатие.

Все эти неисправности влияют на безопасность движения и должны быть устранены до начала пользования автомобилем.


«Автомобиль», под. ред. И.П.Плеханова

Загрузка…

Источник: https://www.carshistory.ru/avtomobil/mehanizmy_upravleniya/tormoza/1084.html

Тормозная система автомобиля ЗИЛ 130

Министерство  образования РФ. ГОУ профессиональное училище №15

 Дипломная  работа по теме: тормозная система  автомобиля ЗИЛ 130.

                                                                       Выполнил: учащийся группы      №10 Галактионов А.С

                                                                Проверил: Озерцов В.В.

г. Кондопога 2010 г.

Оглавление

1.

Введение……………………………………………………………………3 стр.

2.Устройство тормозной системы автомобиля ЗИЛ 130…………………..4 стр.                                                                                  

3.

Работа тормозной системы…………..……………………………………8 стр.

4. Неисправности тормозной  системы……………………………………..9 стр.

5.Техническое обслуживание………………………………………………10 стр.

6. Возможные неисправности. Причины их возникновения и способы устранения…………………………………………………………………………………………………11 стр.

7.Ремонт……………………………………………………………………13 стр.

8. Правила и меры безопасности…… ………………………………….15 стр.

9. Заключение………………………………………………………………..16 стр.

10. Список литературы…………………………………………………….17 стр.

ВВЕДЕНИЕ:

   Тормозная система служит для  снижения скорости и быстрой  остановки автомобиля, а также  для удержания его на месте  при стоянке. Наличие надежных  тормозов позволяет увеличить  среднюю скорость движения, а следовательно, эффективность при эксплуатации автомобиля. К тормозной системе автомобиля предъявляются высокие требования.

Она должна обеспечивать возможность быстрого снижения скорости и полной остановки автомобиля в различных условиях движения. На стоянках с продольным уклоном до 16% полностью груженый автомобиль должен надежно удерживаться тормозами от самопроизвольного перемещен.Современный автомобиль оборудуется рабочей, запасной, стояночной и вспомогательной тормозными системами.

                                                                                  Рабочая тормозная система служит для снижения скорости движения автомобиля вплоть до полной его остановки вне зависимости от его скорости, нагрузки и уклонов дороги.

                                                 Стояночная тормозная система служит для удержания неподвижного автомобиля на горизонтальном участке или уклоне дороги.                        Запасная тормозная система предназначена для плавного снижения скорости движения автомобиля до остановки, в случаи отказа полной или частичной рабочей системы.

                                                                             Вспомогательная система тормозов предназначена для поддержания постоянной скорости автомобиля, при движении его на затяжных спусках горных дорог, с целью снижения нагрузки на рабочею тормозную систему при длительном торможении.

                                                                  Тормозная система прицепа, работающая в составе автопоезда, служит как и для снижения скорости движения прицепа, так и для автоматического торможения его при обрыве сцепки с тягачом.

       Устройство тормозной системы  автомобиля ЗИЛ 130.                                                                                     

Компрессор:                                                                                  

1 – нижняя  крышка, 2 – поршень, 3 – цилиндр, 4 – картер, 5 – коленчатый вал, 6 – плунжер,7 – поршневой палец, 8 – головка блока, 9 – нагнетательная  камера, 10 – нагнетательный клапан, 11 – робка клапана, 12 – впускной  клапан, 13 – выпускной клапан, 14 –  шток, 15 – блок цилиндров, 16 –  канал подвода воздуха от регулятора, 17 – регулятор давления, 18 – камера, 19 – коромысло, 20- уплотнитель.

1)Компрессор служит для создания запаса воздуха под высоким давлением. 
Устройство компрессора. Он состоит из: картера, блока цилиндров, головки, двух поршней, шатунов, коленчатого вала, двух нагнетательных и двух впускных клапанов с пружинами, коромысел, двух плунжеров, двух шатунов и привода.

2)Регулятор давления автоматически поддерживает необходимое давление сжатого воздуха в системе.  3)Предохранительный клапан служит для предохранения пневматической системы от неисправности регулятора давления, причем клапан установлен на правом воздушном болоне и отрегулирован на давление воздуха в системе, равное 0,9-0,95МПа. 

4) Воздушный баллон служит для хранения запасов сжатого воздуха поступающего от компрессора. В них имеются краны для слива конденсата воды и масла и предохранительный клапан. Для накачки с жатым воздухом шин используется кран отбора воздуха отверстие которого закрывается колпачковой гайкой, чтобы не был загрязнен. На автомобиле ЗИЛ 130 используют несколько баллонов.

5) Тормозной кран предназначен для подачи сжатого воздуха из воздушных баллонов в тормозные камеры автомобиля и для выпуска сжатого воздуха из соединительной магистрали прицепа в атмосферу пропорционально нажатию на педаль.

Тормозной кран (рис 3.) двухсекционный, диафрагменный, с резиновыми коническими клапанами; верхняя секция управляет тормозами прицепа, нижняя – тормозами автомобиля.

Кран установлен на левом лонжероне рамы под кабиной, приводится в действие от тормозной педали.

Тормозной кран автомобиля ЗИЛ-130 (рис. 3)

  1. шток нижней секции, 2 – корпус рычагов, 3 – малый рычаг, 4 – большой рычаг, 5 – направляющая штока верхней секции, 6 – шток верхней секции, 7 – валик рычага ручного привода, 8 – тяга,9 – рычаг ручного привода, 10 – корпус крана, 11 – уравновешивающая пружина, 12,22 – диафрагмы, 13,23 – седла выпускных клапанов, 14,20 – выпускные клапаны, 15, 19- впускные клапаны, 16, 21 – крышка корпуса клапана, 17,24 – направляющие стаканы, 18 – пружина диафрагмы нижней секции, 25 – уравновешивающая пружина диафрагмы нижней секции, 26 – атмосферный клапан.

6) Соединительная головка на задней поперечине рамы и служит для соединения воздухопровода между отдельными прицепами.

7)Разобщительный кран служит для отключения магистрали от прицепа и устанавливается перед соединительной головкой. Кран открывают после присоединения пневматической системы прицепа.

8)Манометр позволяет проверять давление воздуха как в воздушных баллонах, так и в тормозных камерах системы пневматического привода. Для этого он имеет две стрелки и две шкалы. По нижней шкале проверяет давление в тормозных камерах, по верхней — в воздушных баллонах.

9) Воздушный фильтр предназначен для очистки воздуха, поступающего от компрессора в пневматическую систему от влаги и от масла. Он установлен на поперечной балке крепления воздушных баллонов.

10)Антифризионный насос предохраняет пневматическую систему от замерзания в ней конденсата в условиях зимней эксплуатации автомобиля.

Работа тормозной системы

Пневматический  привод тормозов действует так. При  работающем двигателе компрессор нагнетает  воздух в баллоны под определенным давлением.

Если нажать на тормозную  педаль, воздух через тормозной кран начинает поступать в передние и задние тормозные камеры, расположенные около соответствующих колес автомобиля. Каждая тормозная камера имеет диафрагму.

При увеличении давления диафрагма прогибается и приводит в движение шток и рычаги, вал с разжимными кулаками поворачивается, раздвигает колодки, прижимая их к тормозному барабану.

                               При отпускании педали тормоза растормаживаются колеса, так как тормозной кран перекрывает путь сжатому воздуху, который поступал из воздушных баллонов, и соединяет тормозные камеры с атмосферой. Когда давление уменьшается, пружины стягивают колодки и колеса автомобиля могут свободно вращаться.

НЕИСПРАВНОСТИ ТОРМОЗНОЙ СИСТЕМЫ.

К неисправностям тормозов, возникающих  в процессе эксплуатации автомобиля, относятся: слабое действие тормозов, не одновременность их действия, плохое растормаживание или заклинивание тормозных механизмов.

                                                                                              Неэффективное действие тормоза исключает возможность своевременной остановки автомобиля при обычных условиях движения, а при сложной обстановки к дорожно-транспортным происшествиям.

                                     Не одновременность действия тормозов не позволяет своевременно и правильно остановить автомобиль, приводит его к заносу при торможении. 
Плохое растормаживание колес вызывает перегрев тормозных механизмов, быстрый износ тормозных накладок и, как следствие, заклинивание или слабое действие тормозов.

                                                                                      Причиной слабого действия тормозов может быть не герметичность системы пневматического привода, нарушение регулировки привода и тормозных механизмов, износ или замасливание накладок тормозных колодок, недостаточное давление воздуха в пневматической системе тормозов.

                  Не одновременность действия тормозов колес может быть вызвана: нарушением регулировок привода или тормозных механизмов, заклинивание тяг, а так же засорением шлангов и трубопроводов.                                   Заклинивание тормозов может быть из-за: поломки стяжных пружин или обрыва накладок тормозных колодок, заедание валиков разжимных кулаков и привода, неисправность тормозных кранов.

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ

Ежедневное  обслуживание — проверка давления воздуха  и герметичность пневматической системы, состояние шлангов пневматического  привода, работы и одновременности  действия тормозов, слив конденсата из воздушных баллонов.

Техническое обслуживание

1). Проверка шплинтовки пальцев  штока тормозных камер, величины  свободного хода тормозной педали, состояние и действие привода  тормозного крана, состояние и  действие привода стояночного  и моторного тормозов.

2). Проверка крепления тормозного крана, воздушных баллонов, тормозных кранов, опор разжимных кулаков, деталей тормозного привода; снятие ступицы с тормозными барабанами и проверка состояния колодок, барабанов, стяжных пружин, опорных тормозных дисков, фрикционных накладок, регулировка тормозного привода и колесных тормозных механизмов.

 
Сезонное обслуживание — снятие и передача в агрегатный участок тормозных кранов для проверки и регулировки, отсоединения головки компрессора, очистка поршней, клапанов, седел клапанов, воздушных клапанов, проверка герметичности клапанов и один раз в год воздушных баллонов на герметичность, состояние диафрагм камер, промывка антифризного насоса и влагопоглотителя.

Возможные неисправности. Причины их возникновения и способы  устранения

Основными неисправностями  тормозных систем могут быть:        1)слабое действие тормозов;                                                               2)неодновременное действие тормозов;                                                                3)плохое растормаживание;                                                                         4)заклинивание колодок тормозных механизмов колес;                                                                                                       5)плохое удержание автомобиля на месте.

Слабое действие тормозов обнаруживается по возрастанию  тормозного пути, для автомобиля ЗИЛ-130 без нагрузки при торможении со скоростью 30 км/ч на сухом горизонтальном участке дороги тормозной путь не должен превышать 11 м.

1.

Причиной  слабого действия тормозов может  быть не герметичность тормозного привода, или недостаточное количество тормозной жидкости, нарушение регулировки привода или тормозных механизмов, износ или замасливание тормозных колодок и барабанов, недостаточное количество сжатого воздуха в пневматическом приводе из-за его утечки или неисправности компрессора.                                                                                          Не герметичность пневматического привода обнаруживается по падению давления воздуха в системе при неработающем двигателе. Не герметичность привода устраняется подтягиванием соединений, заменой поломанных или изношенных деталей.                                                                                            Замасленные тормозные колодки и барабаны промывают.                                      При малом давлении, развиваемом компрессором, проверяют натяжение ремня его привода и работу регулятора давления.

2. Неодновременность действия тормозов обнаруживается по заносу автомобиля в сторону при торможении. Причиной этого может быть нарушение регулировки тормозных механизмов, засорение трубопроводов или замасливание отдельных колодок. Неисправность устраняется регулировкой тормозных механизмов, промывкой замасленных колодок, очисткой засорившихся трубопроводов.

3.

Плохое растормаживание или  заклинивание колес происходит  вследствие поломки оттяжных  пружин, обрыва фрикционных накладок, заедания валиков разжимных кулаков,  неисправности тормозного крана,  недостаточного свободного хода  тормозной педали, разбухания манжет  или заклинивание поршней колесных  цилиндров, засорения компенсационного  отверстия в главном тормозном  цилиндре.                                                                        В зависимости от неисправности производятся: замена поломанных пружин, оборванных накладок, регулировка свободного хода педали, замена манжет колесных цилиндров, очистка главного цилиндра, ремонт тормозного крана.                      

Основной неисправностью стояночной тормозной системы может быть плохое удержание автомобиля на месте. Эта неисправность возникает  вследствие большого зазора между колодками  и барабаном (устраняется регулировкой тормоза) или из-за заедания или коррозии в разжимном устройстве (устраняется  разборкой, промывкой и смазкой  деталей).

РЕМОНТ.

Причиной  слабого действия тормозов может  быть не герметичность системы пневматического  привода, нарушение регулировки  привода или тормозного механизма, износ или замасливание накладок тормозных колодок, недостаточное  давление воздуха в пневматической системе тормозов.

Не  герметичность системы пневматического  привода может быть устранено  заменой неисправных соединений и не герметичность соединений надо подтянуть.

                                                                                                     Регулировка пневматического привода тормозов сводится к установке педали в исходное положение под углом 45-50 градусов к полу. Это достигается изменением длины тяги.

Момент включения тормозов, то есть тормозных кранов обеспечивается регулировкой тяг, а так же регулировочными винтами. После регулировки необходимо затянуть контргайками и проверить наличие шплинтов на колпачках.

                                                                 Регулировка зазора между накладками и барабанов в тормозах с пневматическим приводом может быть частичной и полной.                                Частичная регулировка осуществляется поворотом оси червяка регулировочного рычага.

                                                                                             Перед регулировкой необходимо нажатием на педаль проверить величину выхода штоков тормозных камер, которая должна быть в пределах 20-40 мм. 
Если выход штока превышает установленную норму необходимо произвести регулировку.

                                                                                                                  Для этого вывести колесо и вращая его поворачивать червяк до полной остановки колеса, а отпустить на 2-3 щелчка или до свободного вращения колеса.

После регулировки проверяют выход штоков, которые должны быть одинаковыми для правых и левых тормозных камер одной оси.                      Полную регулировку производят при замене накладок и производится на передней оси автомобиля, нижние кончики раздвигают вращением эксцентричных пальцев, а верхние вращением разжимного кулака, который поворачивается в ручную или давлением воздуха передаваемого в тормозную камеру. После полной производится частичная регулировка.                                             Износ или замасливание накладок тормозных колодок: если колодки изношены то их заменяют на новые, а затем притачивают, если они замаслились их лучше всего протереть чистой тряпкой смоченной в бензине и отчистить от грязи.

Источник: http://yaneuch.ru/cat_106/tormoznaya-sistema-avtomobilya-zil-130/346301.2514242.page1.html

Ссылка на основную публикацию