Опасная зона работы крана: расчет, определение места, радиус, формула, как определить, граница, обозначение

Граница опасной зоны в строительстве

На каждом объекте от выполняемых работ на территории участка строительства обязательно должно иметься ограждение границы опасной зоны для защиты рабочего персонала и людей, не задействованных при производстве работ, от действия опасных факторов.

В зависимости от наличия или отсутствия подъемных сооружений (кранов, подъемников, трубоукладчиков и др.), работающих машин и механизмов (экскаватор, самосвал, копровая установка, вибропогружатель, бетононасос, асфальтоукладчик, каток, бульдозер и др.

), высоты строящегося здания и/или глубины разрабатываемых грунтов различают следующие границы опасной зоны:

  • от высоты падения материалов, оборудования, инструментов и других предметов и их отлета;
  • от движущихся частей машин и механизмов;
  • от перемещаемого краном, краном-манипулятором, трубоукладчиком или другими ПС груза и его отлета;
  • от проводимых испытаний (гидравлические, пневматические испытания трубопроводов);
  • до перепадов высот (траншеи, котлованы, этажи зданий).

к оглавлению ↑

Граница опасной зоны от падения предметов со зданий и сооружений

Вблизи строящегося здания граница опасной зоны обозначается в виде стационарного ограждения (при выполнении строительно-монтажных и демонтажных работ на территории городской застройки) или временного ограждения (на действующем предприятии когда проводятся краткосрочные работы, при возведении объекта на пустой площадке).

В обязательном порядке при строительстве вблизи строящихся зданий и сооружений необходимо в ППР отразить границу опасной зоны от падения предметов, материалов, конструкций с них. В соответствии с требованиями СНиП 12-03-2001 определяется расстоянием отлета предмета (груза, конструкции и др.

) от стены здания или сооружения — X (показано на рисунке ниже) плюс максимальный габаритный размер предмета — Lгруза.

к оглавлению ↑

Граница опасной зоны от работы подъемников и вышек

Тот же принцип действует и для подъемников, вышек, в которых перемещаются грузы, инструменты на высоту. В таком случае расстояние до границы опасной зоны берется от края люльки, площадки подъемника, но принимается минимально равным 5 м, так как от работающих механизмов расстояние принимается равным не менее 5 м.

Вначале в ППР на работу подъемников определяется необходимый для производства работ рабочий радиус поворота люльки, а затем от него откладывается рассчитанное расстояние Rо.з.

Для вышек и строительных подъемников, находящихся стационарно такое расстояние принимается от их края и описывается вокруг. Все рассчитанные границы ОЗ переносятся на участок проведения работ после установки ПС.

Для исключения ошибок ограждение опасной зоны необходимо установить на небольшом отдалении от Rо.з.

Высота возможного падения предмета (груза) принимается от площадки установки подъемника, вышки до верха перил люльки или площадки, а при установке какого-либо оборудования — до его низа.

к оглавлению ↑

Граница опасной зоны при работе крана, трубоукладчика и др

При производстве работ с применением подъемных сооружений (кранов, трубоукладчиков, кран-манипуляторов и др.) возникает опасность от падения грузов во время их перемещения. От оси перемещаемого груза (крюка) при производстве работ устанавливается граница опасной зоны определяемая по следующей формуле:

Rо.з. = Lгруза + Bгруза/2 + X, где:

  • Lгруза и Bгруза — горизонтальная проекция минимального габарита груза при перемещении его ПС;
  • Lгруза и Bгруза — максимальный габарит груза при перемещении его ПС;
  • X — минимальное расстояние отлета перемещаемого груза, определяемое в соответствии с таблицей:
Высота возможного падения груза, м(H) Минимальное расстояние отлета перемещаемого (падающего) груза в случае его падения при перемещении ПС, м(Х)
До 10 4
До 20 7
До 70 10
До 120 15
До 200 20
До 300 25
До 450 30

Примечание. При промежуточных значениях расстояние X определять интерполяцией по формуле:

X = X1+(X2-X1)*(H-H1)/(H2-H1), где: — Х1 — предыдущее значение отлета груза; — Х2 — следующее значение отлета груза; — Н — требуемая высота для расчета; — Н1 — предыдущее значение высоты перемещаемого груза; — Н2 — следующее значение высоты перемещаемого груза. К примеру, при перемещении груза на высоте H = 14 м, расстояние отлета будет равняться:

X = 4+(7-4)*(14-10)/(20-10) = 5,2 м.

к оглавлению ↑

Граница опасной зоны вблизи движущихся машин и механизмов

На объекте строительства от задействованных оборудования, машин и механизмов выделяется граница опасной зоны равная 5 м от подвижных рабочих органов оборудования машин и механизмов (п. Г.4 СНиП 12-03-2001).

Другие повышающие требования могут быть прописаны в руководстве по эксплуатации или паспорте.

Данная граница может располагаться как внутри, так и выделяться за границей отлета предмета, груза со здания, при работе кранов, подъемников и др.

к оглавлению ↑

Как ограничить границу опасной зоны?

На участке строительства при стесненных условиях возможно ограничение границы опасной зоны от возникающих опасных факторов путем ограничения работы машин и механизмов, установкой дополнительных ограждений и др.:

  • При размещении стреловых и башенных кранов, кран-манипуляторов необходимо принудительно ограничить угол поворота стрелы крана установкой ограничителей поворота стрелы.
  • При работах на высоте с лесов, на верхних уровнях зданий и сооружений установить защитные сетки, дополнительные ограждения, которые предотвращают отлет груза, инструмента и других предметов за ее пределы.

Источник: https://abv-proekt.ru/blogs/granitsy-opasnoj-zony-v-stroitelstve/

Определение зон работы крана

Поиск Лекций

Для обеспечения безопасной работы людей и механизмов действующие нормативы предусматривают следующие зоны:

1. монтажная – пространство, где возможно падение груза при его установке и закреплении. Определяется зона от контура здания, на чертеже обозначается пунктиром и повторяет конфигурацию здания в плане, на местности показывается в ночное время красными сигнальными лампами. При монтаже башенным краном запрещается складирование конструкции в монтажной зоне;

Рис. 7.5. Определение монтажной зоны.

2. рабочая зона крана (зона обслуживания краном) – пространство, находящееся в пределах линии, описываемой крюком крана.

Определяется для башенных кранов путем нанесения на план полуокружностей из крайних стоянок максимальным радиусом, затем полуокружности соединяются сплошными линиями.

Для самоходных кранов рабочая зона определяется для конкретной стоянки нанесением окружности с максимальным радиусом действия крана (см. рис 7.6);

3. зона перемещения груза – это пространство в пределах возможного перемещения груза, подвешенного на крюке крана. Границы зоны определяется расстоянием по горизонтали от границы рабочей зоны крана до возможного места падения груза в процессе его перемещения (см. рис. 7.6)

, (7.12)

где Rмах – максимальный рабочий вылет стрелы крана, м;

lмах – длина наибольшего их перемещаемых грузов;

4. опасная зона работы крана – пространство, где возможно падение груза при его перемещении, с учетом возможного рассеивания при падении. Для башенных кранов границу опасной зоны работы определяют по формуле:

, (7.13)

где– безопасное расстояние, в пределах которого возможно падение груза. Для башенных кранов и для самоходных кранов, имеющих устройство, удерживающее стрелу от падения определяется в соответствии с табл.12.4 [Дикман 2003]. Если нет устройства, удерживающего стрелу от падения, то расчет производят по формуле:

(7.14)

где Rпс – радиус падения стрелы, принимают равным длине стрелы.

Рис 7.6. Определение зон работы крана.

а) для башенного крана, б) для самоходного крана

5. опасная зона работы подъемника – это пространство, где возможно падение груза, перемещаемого подъемником. Размер зоны следует принимать не менее 5 метров для зданий высотой до 20 метров включительно. При большей высоте зданий зона определяется по формуле:

, (7.15)

где Нзд – высота возводимого здания, м.

Рис. 7.7.Определение опасной зоны работы подъемника.

6. опасная зона автодорог – участки проездов и проходов в пределах вышеперечисленных зон, где могут находиться люди, транспорт и механизмы, не связанные с процессом монтажа. На чертеже стройгенплана эти зоны заштриховывают, а на местности показывают хорошо видимыми надписями и световыми сигналами.

7. опасная зона железных дорог – пространство железнодорожных путей, которое попадает в зону опасной работы крана, где могут находиться люди, транспорт и механизмы, не связанные с процессом монтажа.

8. опасная зона монтажа конструкций – возникает при монтаже верхних этажей многоэтажных зданий, когда осуществляется вертикальная привязка и не может быть выполнено хотя бы одно из требований гостехнадзора:

– расстояние по вертикали от крюка крана или противовеса до монтажного горизонта должно быть не менее 2 м;

– расстояние от стрелы крана до монтируемого здания по горизонтали должно быть не менее 1м;

– расстояние по горизонтали от противовеса крана до монтируемого здания должно быть не менее 0,4 м;

Источник: https://poisk-ru.ru/s11568t9.html

Вопросы расчета опасной зоны крана

При работе в стесненных условиях уменьшение размеров опасной зоны может оказаться критически важным. Например, когда в пределах опасной зоны оказываются опасные объекты (газопроводы, работающее оборудование и т.п.).

  В связи с этим иногда приходится каким-то образом обосновывать уменьшение размеров опасной зоны. Поскольку размеры опасной зоны определяются в соответствии с рекомендуемыми нормативными документами, в некоторых случаях удается убедить заказчика или собственника сооружения в безопасности проводимых работ.

Читайте также:  Бензопила ермак: отзывы владельцев, технические характеристики, цена

Некоторые случаи касаются подъема крупногабаритных грузов на небольшую высоту.

Формула для расчета опасной зоны при перемещении груза краном дана в РД 11-06-2007 «Методические рекомендации о порядке разработки проектов производства работ грузоподъемными машинами и технологических карт погрузочно-разгрузочных работ».

Формула выглядит следующим образом (без учета вылета стрелы): Rо.з.=Rp+X+0,5Bг+Lг,

где Rо.з. — радиус опасной зоны

Rp — вылет стрелы крана

X — наименьшее расстояние отлета груза

Bг — наименьший габарит перемещаемого груза

Lг — наибольший габарит перемещаемого груза

Размеры опасной зоны крана

Какие значения нужно подставлять в качестве Bг и Lг – не совсем ясно. Указанный РД ссылается на СНиП 12-03-2001, где в пункте Г1:

Границы опасных зон в местах, над которыми происходит перемещение грузов подъемными кранами, а также вблизи строящегося здания принимаются от крайней точки горизонтальной проекции наружного наименьшего габарита перемещаемого груза или стены здания с прибавлением наибольшего габаритного размера перемещаемого (падающего) груза и минимального расстояния отлета груза при его падении согласно таблице Г.1.

Основной вопрос здесь – что такое «крайняя точка горизонтальной проекции наружного наименьшего габарита».

Многие считают, что в качестве Bг можно подставить наименьший размер (габарит) горизонтальной проекции перемещаемого груза.

Иногда эта формула противоречит здравому смыслу. Например, формула дает сомнительный результат, когда груз нужно поднять на небольшую высоту, при падении с которой груз не может перевернуться или отлететь.

Первый пример – это ферма. Опасная зона имеет радиус, примерно равный Rp+L (высоту подъема мы считаем небольшой, наименьшим габаритом фермы тоже для наглядности пренебрегаем). При этом фактический радиус зоны, нахождение в которой является рискованным, равен:

  • чуть больше Rp+L/2, если ось фермы пересекает ось вращения крана или может вращаться на крюке;
  • чуть больше

если ось фермы перпендикулярна горизонтальной проекции стрелы крана (здесь H — высота фермы, выражение под знаком корня — расстояние от оси крана до края фермы, таким образом, считаем, ферма может упасть и опрокинуться).

Размеры опасной зоны крана при приподнимании фермы

Второй пример – крыша резервуара. Если крыша падает с небольшой высоты, она не может перевернуться или покатиться. Но радиус опасной зоны всё равно оказывается равным полутора диаметрам крыши, поскольку она круглая.

Размеры опасной зоны крана при приподнимании крыши резервуара

Источник: http://buckling.ru/stroitelstvo/work/crane-hazardous-area/

Определение опасных зон действия кранов на стройгенплане

При работе крана на строительстве зданий можно выделить следующие опасные для нахождения людей зоны:

  • монтажную зону — пространство, где возможно падение груза при установке и закреплении элементов. Площадь этой зоны определяется контуром здания с добавлением 7 м при высоте здания до 20 м, 10м — при высоте более 20 м . В монтажной зоне можно размещать только монтажные механизмы, складирование материалов здесь запрещено;
  • зону обслуживания крана или рабочая зона крана, определяемая радиусом максимального рабочего вылета стрелы крана на участке между крайними стоянками крана на рельсовом пути или полосе движения;
  • зону перемещения грузов — место возможного падения груза при перемещении. Для большинства кранов граница зоны определяется радиусом, равным сумме максимального рабочего вылета крюка и 0,5 длины самого длинного из перемещаемых;
  • зону опасную для нахождения людей в период подъема, установки и закрепления грузов. Границы зоны определяются с учетом вероятного рассеивания при возможном падении груза.
  • опасную зону подкрановых путей — огражденная территория подкрановых путей. Минимальное расстояние от рельса до ограждения принимается равным 0,7 м;
  • опасную зону работы подъемника принимают не менее 5 м от габарита подъемника в плане, а при подъеме на большую высоту на каждые 15 м подъема добавляют 1 м;
  • опасную зону дороги — участки дорог, подъездов и подходов в пределах перечисленных зон, где могут находиться люди, не участвующие в работе с краном, транспортные средства и другие механизмы;
  • опасную зону монтажа конструкций, указываются при вертикальной привязке крана. Они появляются при монтаже конструкций верхних этажей здания. Наличие опасных зон монтажа конструкций требует разработки специальных мероприятий (выдача нарядов на особо опасные монтажные работы, ограждение зон видимыми сигналами и т.д.).

При работе в стесненных, сложных или особо сложных условиях некоторые движения крана приходится ограничивать.

К таким работам можно отнести: возведение здания в условиях плотной городской застройки или действующего предприятия; реконструкцию промышленного цеха, жилого или общественного здания; возведение широко корпусных зданий методом «на себя»; совместную работу 2- 3 кранов или крана и строительного подъемника; работу в охранной зоне ЛЭП, над действующими подземными коммуникациями, в местах движения транспорта и пешеходов и т.д.

Опасная зона монтажа конструкций указывается на объектном СГП при вертикальной привязке крана, когда приближение различных частей крана к элементам монтируемого объекта является минимально допустим (см. п. 2.3.).

Границы опасных зон в местах, над которыми происходит перемещение грузов грузоподъемным краном, а также вблизи строящегося здания, определяются горизонтальной проекцией на землю траектории наибольшего наружного габарита перемещаемого (падающего) груза (предмета), увеличенной на расчетное расстояние отлета груза (предмета).

К зонам постоянно действующих опасных производственных факторов, связанных с работой монтажных и грузоподъемных машин ( опасные зоныработы машин), относятся места, над которыми происходит перемещение грузов грузоподъемными кранами. Радиус границы этой зоны  определяется выражением:

где – максимальный рабочий вылет стрелы для башенных кранов и для стреловых, оборудованных устройством, удерживающим стрелу от падения; или длина стрелы для стреловых кранов, необорудованных устройством, удерживающим стрелу от падения; Вмакс – максимальный размер поднимаемого груза; Р– величина отлёта грузов при падении.

Источник: https://students-library.com/library/read/82011-opredelenie-opasnyh-zon-dejstvia-kranov-na-strojgenplane

Определение опасных зон работы крана

При работе грузоподъемного крана на строительстве от­дельного здания можно выделить четыре самостоятельных зоны: обслуживания, перемещения груза, опасной для нахож­дения людей, опасная зона вблизи строящегося здания.

Зона обслуживания башенных рельсовых и самоходных кранов определяется максимальным рабочим вылетом стрелы на участке между крайними стоянками крана на рельсовом или безрельсовом крановом пути.

Граница зоны перемещения грузов на рабочих чертежах не указывается и определяется границей зоны обслуживания крана плюс половина в плане максимального размера переме­щаемого груза.

Зона, опасная для нахождения людей во время перемеще­ния, установки и закрепления грузов:

Rоп=Rmax+1/2lmax+lбез, (20)

где Rmax – максимальный вылет стрелы крана;

lmax – длина самого длинного перемещаемого груза;

lбез=0,4Нmax – расстояние возможного рассеивания груза при падении;

Нmax – максимальная высота подъема груза.

Опасная зона вблизи строящегося здания (монтажная зона) определяется по СНиП либо приблизительно при высоте здания до 20 м. зона принимается 7 м., при высоте здания от 20 до 100 м. принимается 10 м.

Для выполнения нулевого цикла может быть выбран кран другой марки. Привести характеристику кранов. Рассмотреть целесообразность применения крана только для разгрузки материалов и конструкций на стройплощадке без участия его в монтаже.

Определение трудозатрат по видам работ и количества строительных машин

Определить трудоемкость выполнения всех видов работ (чел.-дн.) по СНиР, ФЕР, ТЕР, ГСЭН или ЕНиР. На подготовительные работы и специальные работы (сантехнические, электромонтажные, газопровод, благоустройство и др.) трудоемкость принять в процентах от суммарной трудоемкости общестроительных работ. Процент трудоемкости каждого вида специальных работ принять по приложению А.

По единым нормам и расценкам (согласно ведомости объемов работ) и по календарному графику определить потребность в механизмах с ориентацией на современный парк машин в машиносменах по каждому механизму.

Графа 2 (наименование работ) заполняется в технологической последовательности выполнения работ с группировкой их по видам и периодам.

В графе 3 записывается номер ЕНиР или СНиП откуда взяты характеристики данной работы.

Графы 4 и 5 заполняются в соответствии с графами 3 и 4 таблицы 2.

Графы 6, 7, 8, 10, 11 заполняются в соответствии с данными ЕНиР или СНиП.

Графы 9 и 12 определяются путем перемножения граф 5 и 8 и, соответственно, 5 и 11.

Результаты всех подсчетов занести в таблицу 3.

Таблица 3 — Ведомость трудовых затрат, потребности в механизмах и материалах

№ п/п Наименование работ Обоснование по ЕНиР, СНиП Объем работ Затраты труда Потребность в машинах
ед. изм. количество профессия состав звена норма времени на ед. объема, чел.-дн. норма времени на весь объем, чел.-дн. наименование механизма норма времени на ед. объема, маш./см. норма времени на весь объем, маш-см.

Ведомость потребности основных материалов и спецификация сборных железобетонных элементов

Определить потребность в основных строительных материалах, конструкциях, изделиях на общестроительные работы, пользуясь ведомостью трудовых затрат, потребности в механизмах и материалах, нормами расходов материалов и каталогами типовых изделий. Сборные железобетонные изделия в спецификации должны быть подсчитаны с указанием их марки и количества в штуках.

Читайте также:  Башенный кран кб-405: технические характеристики, 1а, редуктора, схема, цена, отзывы

Определяемая общая масса конструкций необходима для дальнейшего выбора транспортных средств для доставки их на строительную площадку и материалоемкости объекта.

В пояснительной записке поместить таблицы следующих форм.

Таблица 4 — Ведомость потребности основных материалов

№ п/п Наименование материалов Единица измерения Количество

Таблица 5 — Спецификация сборных железобетонных элементов

№ п/п Наименование элемента Марка элемента Количество, шт. Масса элемента

Принципы построения календарного графика

В пояснительной записке отметить основные принципы составления календарного графика:

Ø директивный срок строительства;

Ø технологическую последовательность выполнения отдельных видов работ;

Ø климатические условия;

Ø равномерное распределение рабочих;

Ø сменность работ;

Ø соблюдение правил охраны труда и техники безопасности;

Ø перечень работ, выполняемых комплексными бригадами;

Ø максимальное совмещение во времени отдельных видов работ.

Объем раздела должен составлять 1…2 листа.

Расчет потребности во временных административно-бытовых помещениях

Рассчитать площади временных административных и бытовых помещений, исходя из максимальной численности работающих в одну смену (кроме гардероба). Численность работающих определяется по формуле:

Nобщ=(Nраб+NИТР+Nслуж+Nпом)×к, (21)

где Nраб – максимальная численность работающих, принимаемых по графику движения рабочих в одну смену;

NИТР – численность инженерно-технических работников;

Nслуж – численность служащих;

Nпом – численность младшего обслуживающего персонала и охраны;

к – коэффициент, учитывающий отпуска, болезни, выполнение общественных обязанностей, к=1,05…1,06.

Соотношение категорий работающих принимается для жилищно-гражданского строительства: ИТР – 8 %, служащие – 5 %, МОП и охрана – 2 % от максимального числа работающих в смену по графику движения рабочих.

Учесть, что при количестве работающих на стройплощадке в смену до 60 человек, как минимум необходимо предусматривать: контору прораба; гардероб с умывальниками и сушилкой; помещение для отдыха, обогрева и приема пищи; душевую, туалет.

Расчет площадей вести по нормам, приведенным в таблице 1 приложения Б. Результаты расчетов сводятся в таблицу 6.

Таблица 6 — Спецификация инвентарных зданий

№ п/п Здания и сооружения Численность персонала Норма на 1 человека Расчетная потребность Принято
всего процент одновременности ед. изм. кол-во тип сооружения площадь, м2

Расчет площадей складов

Потребность в складских помещениях и открытых складских площадках определяется расчетами по таблице 7.

Таблица 7 — Ведомость временных складов

Материалы, изделия, конструкции Продолжительность потребления, дни Потребность Коэффициент Запас материалов, дни Расчетный запас материалов Площадь склада, м2 Принятые размеры склада, м2 Способ хранения
общая на расчетный период суточная поступления материалов потребления материалов норма расчетный нормативная расчетная

Графа 1 заполняется исходя из данных таблиц 4 и 5.

Графа 2 «Продолжительность потребления» и графа 3 заполняется в соответствии с календарным планом и таблицами 4 и 5.

Суточная потребность (графа 4) определяется по формуле:

где Робщ – общая потребность на расчетный период;

Т — продолжительность потребления, дни.

Коэффициент неравномерности поступления материалов на склады к1 (графа 5) для водного транспорта принимают 1,2, железнодорожного и автомобильного – 1,1.

Коэффициент неравномерности производственного потребления материалов к2 (графа 6) обычно принимается 1,3.

Нормативный запас материалов Тн (графа 7) определяется по приложению к СНиП 3.01.01.-85. Эти данные приведены в таблице 1 приложения В.

Запас материалов (графа 8) определяется по формуле:

Расчетный запас материалов (графа 9)

Нормативная площадь склада q на 1 м2 (графа 10) определяется в соответствии с таблицей 2 приложения В.

Расчетная площадь склада (графа 11) определяется по формуле:

Принятые размеры склада (графа 12) берутся в соответствии с каталогами инвентарных зданий и условиями размещения на строительной площадке.

В графе 13 указывается тип склада: закрытый, закрытый отапливаемый, навес, открытая площадка в соответствии с таблицей 2 приложения В.

Источник: https://infopedia.su/5x69a2.html

Определение опасных зон при работе грузоподъемных машин — кранов

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №5/2016 ISSN 2410-6070_

УДК 62-3

Н.М. Шевцов

ООО «МАЮЛ», г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОПАСНЫХ ЗОН ПРИ РАБОТЕ ГРУЗОПОДЪЕМНЫХ МАШИН — КРАНОВ

Аннотация

Универсальным инструментом подтверждения безопасности крана, показатели которой регламентированы законодательно, является расчёт. Нормы расчёта кранов должны содержаться в национальных стандартах, гармонизированных с техническим регламентом.

Ключевые слова Расчет, безопасность крана, технический регламент

Основополагающим принципом определения опасной зоны является досягаемость подвижных выступающих либо двигающихся частей машин и оборудования в нормальном режиме работы и в случае падения или разрушения их, а также при падении поднимаемых или переносимых грузов.

Определим, будет ли обеспечена безопасность [1-3] в случае разрыва стропа и границу опасной зоны, возникающей при падении контейнера с цементом массой 1 тонна при разгрузке вагона краном Liebcherr с вылетом стрелы 9 м, высота подъёма 6 м.

Контейнер кубической формы, размерами 1 м*1 м*1м. Автокран укомплектован стропом типа 4УСК из стального каната ТК6 х 19(1 + 6 + 12) + 1 о.с.

диаметром d = 11 мм (временное сопротивление проволок разрыву 1400 МПа), угол наклона ветви стропа к вертикали а = 60°.

Определим, будет ли обеспечена безопасность [1, 3] в случае разрыва стропа. Натяжение, возникающее в каждой ветви стропа определяется по формуле:

Ss — Qх g ; (1)

m х Кн х cos а

где Q — масса поднимаемого груза, кг;

m — число ветвей стропа;

1С — коэффициент неравномерности распределения массы груза на

ветви стропа, соответствующий значению m = 4; Сн = 0,75; а — угол наклона ветви стропа к вертикали;

g — ускорение свободного падения; g = 9,81

1000 х 9,81 __

SB —^— 6540 Н.

B 4 х 0,75 х cos 60

Разрывное усилие ветви стропа

Р — k х S ; (2)

раз B ~ v '

где k — коэффициент запаса прочности для кранов с машинным приводом; k = 6

Р — 6 х 6540 — 39240 Н.

раз

По таблице 2 для каната диаметром 11 мм (при временном сопротивлении проволок разрыву 1400 МПа), разрывное усилие = 52550 Н, что больше Р =39240 Н, следовательно, используемый строп обеспечит

безопасность при разгрузке контейнеров с цементом.

Таблица 2

Технические характеристики стального каната ТК6 х 19(1 + 6 + 12)+1 о.с.

Диаметр каната, мм Масса 100 м смазанного каната, кг Разрывное усилие каната в целом, Н, при временном сопротивлении разрыву проволок, МПа

1400 1600 1700 1800

11 43,3 52550 60050 63850 65800

14,5 71,5 86700 99000 105000 108000

17,5 107 129000 147500 157000 161500

19,5 127,5 154500 176500 187500 193500

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №5/2016 ISSN 2410-6070

Продолжение таблицы 2

21 149,5 181000 207000 220000 227000

22,5 173,5 210000 240000 255000 263000

24 199 241000 275500 292500 302000

27 255,5 309500 354000 376000 387500

29 286 347000 396500 421500 434000

32 353 428000 489500 520000 536000

35 427 518000 592000 614500 648000

Теперь определим границу опасной зоны, возникающей при падении контейнера с цементом. Досягаемость падающей детали будет зависеть от высоты подъёма Н, причём отклонение от проекции груза на горизонтальную плоскость г будет равным и одинаково вероятным в любую из четырёх сторон. В

плане зона досягаемости изображается в виде окружности. Расстояние возможного отлёта груза для определения границы опасной зоны принимается равным одной трети Н (рис. 1)

Рисунок 1 — Схема к определению опасной зоны у грузоподъёмного механизма

г = — х Н, * 3

где Н — высота подъёма груза

Радиус опасной зоны определяется формулой:

Я = г + 0,5/ +1Н, (3)

с г 3

где г — вылет стрелы крана или крюка на стреле крана;

/ — наибольший размер груза по горизонтальной составляющей;

Н — высота подъёма груза.

Я = 9 + 0,5 х1 +1 х 6 = 11,5 (4);

3

Граница опасной зоны с учётом расчётов представлена на рис. 2. (1 — граница опасной зоны; 2 — граница зоны возможного падения груза; 3 — стрела крана)

Рисунок 2 — Опасные зоны при работе стрелового крана ЫеЬеЬегг

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №5/2016 ISSN 2410-6070_

Источник: https://cyberleninka.ru/article/n/opredelenie-opasnyh-zon-pri-rabote-gruzopodemnyh-mashin-kranov

Зона работы крана: опасные зоны — расчет. Строительная площадка. Техника безопасности

Закон 23 марта 2017

Надежность и безаварийность работ при возведении зданий и сооружений — задача, требующая серьезного подхода. Не секрет, что строительная площадка — территория повышенной опасности. И одно из самых неблагополучных ее мест — пространство, на котором эксплуатируется и перемещается кран.

До начала всех работ, связанных с подъемами грузов, когда уже определена зона работы крана, опасные зоны требуется грамотно рассчитать. Именно там действуют потенциально аварийные факторы, которые могут быть как непосредственно связаны с выполняемыми операциями, так и существовать независимо от рабочего процесса.

Установленная зона работы крана. Опасные зоны — что к ним относится?

Давайте рассмотрим, как можно рассчитать границы данной потенциально аварийной территории. Граница опасной зоны работы крана проходит по тем местам, над которыми он перемещает строительный груз.

Что к ним относится? Это непосредственно зона, которую кран обслуживает, но не только.

К ней следует добавить расстояние, равное половине из наименьших наружных габаритов того груза, который будет им перемещаем.

Затем — прибавить сюда то минимальное расстояние, на которое способен отлететь падающий груз, и, кроме того, увеличить размер опасной зоны на самый большой из габаритных размеров этого груза.

Граница той зоны, которая подлежит обслуживанию, зависит от максимального вылета его стрелы (обозначается как Р (макс.) ст.). Чтобы определить, на какое наименьшее расстояние способен отлететь груз при падении, (обозначим эту величину как Р (отл.)), следует принять во внимание высоту его подъема.

Читайте также:  Камаз-55102 сельхозник: технические характеристики, грузоподъемность, схема наружного освещения, воздушная система, тормозная, расход топлива на 100 км, проводка, размеры кузова, электросхема, размеры, цена

Чтобы узнать высоту возможного падения груза, возьмем расстояние от поверхности строительной площадки до нижней части груза, который подвешивается к стреле крана. Строповка грузов производится при помощи специальных приспособлений, называемых траверсами, стропами и т. п.

Расчет по формуле

Для наглядности приведем формулу. Расчет опасной зоны работы крана, согласно ей, выглядит так:

Ркр (о.з.) = Р (макс.) ст. + 0,5 * Р (мин.) гр. + Р (отл.) + Р (макс.) гр.,

где: Ркр (о.з.) — вычисляемый радиус опасной зоны работы крана;

Р (макс.) ст. – максимальный вылет его стрелы в метрах;

0,5 Р (мин.) гр. – половинное расстояние от минимального из габаритов груза в метрах;

Р (отл.) – то минимальное расстояние, на которое перемещаемый груз способен отлететь, (в метрах);

Р (макс.) гр. – максимальный из его габаритов в метрах.

Видео по теме

Каким образом обозначают опасные зоны на строительной площадке

На границах тех зон, где опасные факторы производства действуют в постоянном режиме, необходима установка предохранительных ограждений защиты. Те зоны, которые являются потенциально опасными, должны быть оцеплены сигнальными ограждениями и обозначены знаками безопасности.

Таким образом, когда определена зона работы крана, опасные зоны на местности размечают при помощи установленных по ГОСТ знаков, несущих предупредительную функцию. Размещать их следует так, чтобы границы хорошо просматривались. На протяжении темного времени суток они обязаны освещаться.

Устанавливают их на специальных стойках, которые должны быть надежно закреплены во избежание падения от идущих людей и проезжающей техники. Там, где заканчивается зона работы крана, опасные зоны могут вплотную примыкать к местам прохода людей (дорогам и пешеходным дорожкам). На таких участках также обязательно наличие предупреждающих знаков.

Недопустимо размещение санитарно-бытовых помещений, мест отдыха, проходов для людей, т. е. любых зон постоянного либо временного пребывания работающих на опасной территории.

Другие необходимые условия

Если в опасной зоне должны проводиться какие-либо работы, характер которых не имеет отношения к запланированным, такое действие обязательно должно сопровождаться выдачей наряда-допуска.

Если строительная площадка организована так, что с той стороны, где расположено возводимое здание, отсутствуют ограждения рельсовых путей крана, любой из дверных проемов, выходящих в его сторону, обязан быть закрытым наглухо.

Если имеет место оснащение крана магнитом или грейфером, зону его работы обязательно следует обозначить соответствующими предупредительными знаками согласно ГОСТ и отгородить сигнальными границами.

Там, где работает такой кран, находиться людям запрещено. Обслуживание его в техническом плане подсобным персоналом допускается лишь в перерывах между промежутками работы, когда магнит или грейфер занимает устойчивое положение на земле.

Все крановщики и подсобные рабочие обязаны быть проинструктированы по технике безопасности при проведении подобных работ. Крановщику положено не только хорошо знать определение опасной зоны работы крана и уметь устанавливать ее границы, но и разбираться в маршрутах перемещения магнита и грейфера.

Чем должны быть оборудованы краны

Если отсутствует кольцевой токоприемник между отдельными частями крана — поворотной и неповоротной — обязательно наличие ограничителя поворота.

Необходимо предусмотреть устройство безопасности, функция которого — в случае обрыва тележечного каната автоматически остановить работу грузовой тележки.

Кран обязан быть снабжен звуковым сигналом, тональность которого не совпадает с автомобильной.

Обязан иметься вольтметр, а также счетчик учета времени, которое отработано грузовой лебедкой или самим краном, и, кроме того, кабельный барабан.

От чего зависит безопасность работы крана

Многое тут решает правильная строповка грузов и заделка каната. Его крепят к металлическим частям крана при помощи разного вида петель, муфт, узлов, клиновых зажимов. Петли на его концах делают путем заплетки, предупреждая расплющивание и перетирание.

Сращивать канаты башенного крана категорически запрещается. Груз крепится с его помощью к подъемному механизму благодаря специальным приспособлениям в виде блоков, барабанов, полиспастов.

С помощью блоков груз поднимают и опускают, полиспаст представляет собой систему из соединенных меж собой подвижных и неподвижных блоков. Барабаны в грузоподъемных механизмах выглядят как полые цилиндры с винтовыми канавками на поверхности для удобства укладки каната и снижения степени его износа.

Башенные краны — почему часты аварии?

В отличие от других видов подъемных механизмов башенные краны относительно часто подвергаются обрушению. Причина этого — в их конструктивных особенностях.

Колея пути, по которому он перемещается, как правило, имеет ширину (то есть межрельсовое расстояние) не более шести метров.

База крана (речь идет о промежутке между осями его ходовых тележек, которые располагаются на одном и том же рельсе) тоже незначительна и, как правило, не превышает этого же расстояния.

Высота же его достаточно велика, и от этого башенный кран очень чувствителен к ветровым нагрузкам. Это же относится и к прочим условиям его эксплуатации. При сильных порывах ветра кран может упасть даже в неработающем состоянии. Для предотвращения этого применяют противоугонные захваты.

На падения кранов, частота которых довольно велика, практически не оказывают влияния тщательно соблюдаемые требования по технике безопасности. Статистикой установлено, что чаще всего это происходит с теми из них, которые используют для перемещения рельсовые пути.

От чего это зависит

Специалисты-практики давно подозревали, что причина высокой аварийности — в несовершенстве основ рельсового пути.

В качестве главного ее фактора подразумевалось неравномерное уплотнение грунта под каждым из рельсов.

Еще в 70-х годах прошлого века проводились эксперименты с целью контролировать плотность рельсовой подсыпки, но на фактическое положение дел они не оказали серьезного влияния — случаи падения кранов продолжались.

Опытные крановщики полагают, что падение может быть вызвано раскачиванием. Податливость грунтовой массы под одним из рельсов способна возрасти в связи с тектоническими нарушениями при повышении сейсмической нагрузки. В результате кран теряет надежную опору и при любом смещении центра тяжести может опрокинуться.

Источник: fb.ruЗакон
Техника безопасности на строительной площадке: техника безопасности и охрана труда при организации и при посещении строительной площадки

Строительство ведется всегда. Поэтому актуальны вопросы недопущения несчастных случаев. В этом деле помогают мероприятия по технике безопасности на строительной площадке. Что они собой представляют? Какие требования в…

Бизнес
Опасная зона работы крана: определение и особенности расчета

Для предотвращения создания опасной зоны работы башенного крана в стесненных условиях за границами стройплощадки либо при размещении на площадке помещений, в которых могут находиться или находятся люди, либо иных преп…

Домашний уют
Плотницкие работы на строительной площадке

Еще в древности русские мастера оценили природную красоту дерева. Они сооружали дворцы и соборы, которые поражали своим великолепием. Общеизвестно, что любое строительство предполагает возведение стен, установку строп…

Финансы
Подготовка строительной площадки: требования и нормы, подготовительные работы

Подготовка строительной площадки к строительству необходима для того, чтобы быстро и без задержек начать процесс возведения. Она позволяет минимизировать ряд негативных рисков, а также облегчает координацию взаимодейс…

Бизнес
Ограждение строительной площадки: виды и требования

Любое строительство, в особенности в городской черте, представляет прямую угрозу безопасности граждан. Связано это с тем, что на объектах используется габаритная техника и материалы, которые могут упасть. Поэтому на в…

Домашний уют
Сколько бруса в кубе 100х100: формула расчета строительного материала

Брус 100х100 мм широко и успешно применяется во многих сферах деятельности человека. Коммерческое строительство, а также возведение конструкционных систем в личных целях не обходятся без использования профилированного…

Домашний уют
Бетонораспределительная стрела — необходимое оборудование для строительной площадки

На современной строительной площадке в слаженном взаимодействии участвует несколько типов технологического оборудования, что необходимо для безопасной и продуктивной реализации проекта в установленные сроки. Среди все…

Закон
Работы повышенной опасности: перечень. Работы повышенной опасности в школе: примерный перечень

Порой работа связана с выполнением заданий, которые требуют не только умения, но и пристального внимания, не дают права на ошибку. Это работы повышенной опасности. Перечень таких специальностей мы рассмотрим далее. А …

Финансы
Инженерная подготовка строительной площадки: основные правила

«Победа любит подготовку» – эту старинную пословицу должен помнить каждый, кто только задумывается о воплощении хоть немного сложного проекта. Особенно это актуально при возведении строений. Ведь если не п…

Домашний уют
Гидравлический инструмент: фото, история создания, техника безопасности при работе с гидравлическим инструментом

Каждый день люди, иногда сами того не замечая, используют гидравлический инструмент. Что же это? Это используемый вручную специальный механизм, помогающий значительно ускорить и облегчить различные типы задач. Каждый …

Источник: http://monateka.com/article/74495/

Ссылка на основную публикацию