Выбор монтажного крана по техническим параметрам
Монтаж строительных конструкций осуществляется с помощью различных строительных машин, основными из которых являются монтажные краны.
Наиболее часто применяют 2 типа кранов:
башенные краны;
передвижные стреловые краны.
Выбор монтажных кранов состоит из двух этапов.
На первом этапе необходимо сделать выбор типа кранов для монтажа определенного здания. Основными исходными данными для выбора типов кранов являются:
объёмно-планировочное решение и габариты здания;
вес монтируемых конструкций, их проектное положение в плане и по
высоте;
методы производства монтажных работ;
технические характеристики монтажных машин.
На втором этапе следует определить требуемые технические параметры выбранного типа кранов, необходимые для монтажа конкретного здания.
Основными техническими параметрами крана являются: грузоподъемность (Q), высота подъема крюка (Н) и вылет стрелы (L).
Требуемая грузоподъёмность крана (Qтр) определяется из условия монтажа наиболее массивного элемента по формуле
где Рmax — масса наиболее массивного элемента, т; Рс — масса строповочного устройства, т; Р0 — масса оснастки, т.
Высоту подъёма крюка над уровнем стоянки башенного крана определяют согласно рисунку 1.
Рисунок 1 — Схема для определения технических параметров башенного крана
Требуемая высота подъема крюка (Нтр) определяется из условия
монтажа наиболее высоко расположенного элемента и определяется по формуле
где Но — превышение опоры монтируемого элемента над уровнем стоянки башенного крана (обычно принимают равной высоте здания), м;
h3- запас по высоте для обеспечения безопасности монтажа (не менее
0,5 м), м;
hэ — высота элемента при монтаже перед установкой в проектное положение, м;
hс — высота строповки элемента (от верха элемента до крюка), м; Требуемый вылет крюка (Lтр) определяется для наиболее удаленного от крана элемента по формуле:
где а — ширина кранового пути, м;
b- расстояние от кранового пути до ближайшей выступающей части здания, м (принимается 2,5 метра);
с — расстояние от центра тяжести наиболее удаленного элемента до выступающей части здания со стороны крана, м.
После расчета требуемых параметров крана по справочникам /6/, III определяют соответствующий кран, у которого фактические параметры были бы не менее требуемых по расчету.
Для выбора передвижного стрелового крана необходимо определить следующие требуемые технические параметры:
QТР — требуемая грузоподъемность, т;
Нтр — требуемая высота подъёма крюка, м; LТР — требуемый вылет крюка (стрелы), м;
Для крана оборудованного стрелой без гуська технические параметры определяют, используя рисунок 2.
Рисунок 2- Схема для определения технических параметров стрелового крана без гуська
Искомые параметры определяются для каждого монтируемого элемента. Требуемая грузоподъёмность определяется по формуле
где Рэ — масса монтируемого элемента, т;
Рс — масса строповочного устройства данного элемента, т;
Р0 — оснастки данного элемента, т.
Требуемая высота подъёма крюка определяется по формуле
где Н0- превышение опоры монтируемого элемента, над уровнем стоянки крана, м.
Н3 — запас по высоте между низом элемента и верхом опоры не менее 0,50, м;
Нэ — высота элемента в его монтажном положении, м;
Нс — высота строповки элемента, м; Требуемый вылет крюка определяется по формуле
где с- расстояние по горизонтали от оси стрелы до наиболее близко расположенной к стреле точки на элементе в его монтажном положении (не менее 1,5 м), м;
d- половина размера монтируемого элемента по горизонтали в монтажном положении в направлении стрелы крана, м;
hп — высота полиспаста (обычно принимается 2 м), м;
hш — высота шарнира пяты стрелы от уровня стоянки крана (принимается 1,8-2 метра), м;
а- расстояние от шарнира крепления пяты стрелы до оси вращения крана (принимается 1,8-2 метра), м.
Требуемые параметры для самоходного стрелового крана подсчитываются для всех монтируемых элементов в отдельности. Результаты подсчётов заносят в таблицу 4.
Таблица 4 -Данные для подсчета параметров кранов
На основании аналитически найденных параметров кранов по таблицам и по графикам грузоподъёмности, вылета и высоты подъёма крюка по/6/, III подбираются краны, рабочие параметры которых равны или несколько больше требуемых.
При ведении монтажа поточным методом необходимо подобрать несколько кранов для следующих потоков:
для монтажа колоны;
для монтажа подкрановых балок, ферм и плиты покрытия;
для монтажа ферм (балок) и плит покрытия;
для монтажа стеновых панелей.
Источник: https://megaobuchalka.ru/10/21313.html
Выбор монтажного крана
Монтаж строительных конструкций зданий и сооружений осуществляют монтажным комплектом, в состав которого входят: ведущая машина (монтажный кран или другие монтажные механизмы), вспомогательные машины (вспомогательные краны, погрузочно-разгрузочные и транспортные машины) и технологическое оборудование (грузозахватные устройства, кондукторы, устройства для временного закрепления, выверки и др.).
При выборе монтажных комплектов устанавливают техническую возможность использования для конкретного объекта в качестве ведущей машины крана данного типа и марки и комплектующих машин.
Выбор ведущего монтажного крана базируется на необходимости соответствия монтажно-конструктивной характеристики монтируемого объекта (конструктивной схемы и размеров здания, массы и расположения элементов на здании, рельефа строительной площадки и других особенностей, определяющих выбор технических средств монтажа) параметрам монтажного крана.
К параметрам монтажных кранов относятся:
грузоподъемность — наибольшая масса груза, которая может быть поднята краном при условии сохранения его устойчивости и прочности конструкции;
скорость подъема или опускания груза, передвижения крана, вращения поворотной платформы. При этом следует учитывать, что для плавной и точной «посадки» сборного элемента скорость опускания груза не должна превышать 5 м/мин, а скорость вращения крана — 1,5 м/мин;
производительность — количество груза, перемещаемого и монтируемого в единицу времени. Производительность монтажного крана может также измеряться числом циклов, совершаемых в единицу времени;
длина стрелы — расстояние между центром оси пяты стрелы и оси обоймы грузового полиспаста;
вылет крюка — расстояние между осью вращения поворотной платформы крана и вертикальной осью, проходящей через центр обоймы грузового крюка. При определении полезного вылета крюка расстояние отсчитывают от наиболее выступающей части крана;
высота подъема крюка — расстояние от уровня стоянки крана до центра грузового крюка в его верхнем положении;
колея — расстояние между центрами передних и задних колес пневмоколесных кранов, ширина гусеничного хода или расстояние между осями головок рельсов;
база — расстояние между осями передних и задних колес пневмоколесных или рельсовых кранов. Для технической характеристики гусеничных кранов указывают длину гусеничного хода;
радиус поворота хвостовой части поворотной платформы — расстояние между осью вращения крана и наиболее удаленной от нее точкой платформы или противовеса;
установленная мощность — суммарная мощность силовой установки крана.
Выбор монтажного крана по техническим параметрам начинают с уточнения следующих данных: массы монтируемых элементов, монтажной оснастки и грузозахватных устройств; габаритов и проектных положений элементов в полносборном здании. На основании этих данных выбирают группу элементов, характеризующуюся максимальными монтажными параметрами, для которых определяют минимальные требуемые параметры крана.
Требуемую грузоподъемность крана определяют выражением
Qk = Qэ + Qoc + Qrp >
где QK — требуемая минимальная грузоподъемность крана, т; Q3— масса монтируемого элемгнта, т; Qoc — масса монтажной оснастки, т; Qrp — масса грузозахватных устройств, т.
Башенные краны.Высоту подъема грузового крюка над уровнем стоянки крана Нк, м, определяют по формуле (рис. Х.12)
Нк = ho + hz + hэ + hот, м.
Вылет крюка крана LK, м, определяют по формуле Lк = а/2 + b + c,а – ширина подкранового пути; в – расстояние от оси рельса до ближайшей части здания; с – расстояние от центра тяжести монтируемонго элемента до наиболее выступающей части здания
Х.12. К определению технических параметров башенного крана
Q1 –Q5 — массы монтируемых конструкций;
l1…l5— удаление центров тяжести конструкций от оси крана;
h0— превышение места установки (монтажного горизонта) над уровнем стоянки башенного крана; hз—запас по высоте, требующийся по условиям безопасности монтажа;
hэ— высота или толщина элемента hст — высота строповки; а —ширина подкранового пути; b — расстояние от оси рельса подкранового пути до ближайшей части здания; с — расстояние от центра тяжести монтируемого элемента до наиболее выступающей части здания
Стреловые краны.Для стреловых самоходных кранов (на автомобильном, пневмоколесном и гусеничном ходу) определяют следующие параметры (рис. Х.13): высоту подъема крюка Hк, длину стрелы Lc и вылет крюка LK.
Высоту подъема крюка Hк определяют так же, как для башенных кранов.
Длину стрелы крана без гуська Lc, м (рис. Х.13, а) определяют по формуле
Lc = (Н0 hc)/sin α + (b + 2S)/2 cosα,
где Но — сумма превышения монтажного горизонта ho, запаса по высоте h3 и толщины (высоты) элемента hэ;
H0=ho + h3+hэ;
hc — превышение уровня оси крепления стрелы над уровнем стоянки, м; α — угол наклона оси стрелы к горизонту; b — длина (ширина) монтируемого элемента, м; S — расстояние от края монтируемого элемента до оси стрелы (S»l,5).
Рис. Х.13. а — без гуська; б — с гуськом;
в — без гуська с поворотом в плане
Наименьшая длина стрелы крана обеспечивается при наклоне ее оси под углом α, определяемым по формуле
По длине стрелы находят вылет крюка LK, м.
Lк = La cos a + d,
где d — расстояние от оси поворота крана до оси опоры
стрелы, м (d»l,5 м).
Помимо определения вылета крюка при окончательном выборе крана следует проверить также достаточность размера грузового полиспаста hп. Величину hп , м, определяют по формуле
ha =[(b + 2S)/2 cos α] sin α— hCT, где hcт — высота строповки, м.
Полученное значение необходимо сравнить с длиной грузового полиспаста
выбираемого крана (обычно hn= =1,5…5м).
Для стреловых кранов, оборудованных гуськом (рис. Х.13, б), наименьшую допустимую длину стрелы при β=0 определяют по формуле
Lc = (H —hc)/sinα,
где Н — превышение оси вращения гуська над уровнем стоянки крана, м.
Вылет крюка гуська Lкг, м, составит
Lк.г = (Н- hc)/tg a + Lr/cos β + d,
где Lr — длина гуська (от оси опоры до оси грузового блока), м.
Рассмотренный способ определения вылета крюка целесообразен при передвижении крана вдоль фронта монтажа элементов.
Если же ряд параллельно укладываемых элементов монтируют с одной стоянки краном, стоящим против средних элементов этого ряда (что часто имеет место при монтаже плит перекрытий одноэтажных промышленных зданий, когда кран перемещается по оси пролета), то для укладки удаленных от оси пролета элементов придется поворачивать стрелу крана
в горизонтальной плоскости на угол φ (рис. Х.13, в).
При повороте будут изменяться вылет крюка, длина и угол наклона стрелы (обозначим его αφ), а также высота подъема крюка.
Используя ранее полученные значения, определяют угол
tgφ = D/ Lк , где D — горизонтальная проекция расстояния от оси пролета до центра монтируемого элемента, м.
Получив значение угла φ, определяют проекцию длины стрелы, м:
Lcφ = Lк / cos φ — d
Так как разность Нк—hc остается неизменной, можно определить tg по формуле
tgφ =(Hк- hc + hп)/ Lcφ
Зная величину угла αφ , определяют минимальную длину стрелы крана Lφ, м, для монтажа крайнего элемента Lφ = Lcφ / cos αφ
Вылет крюка Lkφ, м, получают, прибавляя к проекции длины стрелы Lcφ величину d
Lkφ= Lcφ +d
После выявления необходимых технических параметров по таблицам или графикам взаимозависимых кривых грузоподъемности, вылета и высоты подъема крюка крана (рис.X. 14),приведенных в справочной литературе, определяют соответствующие марки кранов.
Если возможен монтаж здания или сооружения кранами нескольких марок и даже типов, то определяют экономическую эффективность использования подобранных кранов в условиях данного строительства.
Экономическую эффективность использования того или иного крана (или комплекта кранов) устанавливают сравнением технико-экономических показателей, основные из которых — продолжительность монтажа, трудоемкость монтажа и стоимость монтажных работ на единицу конструкции.
В указанных показателях отражаются факторы, характеризующие конструктивные особенности кранов (производительность, число обслуживающего персонала и др.), степень охвата краном монтажных работ и иcпользования его
Х.14 Взаимосвязь грузоподъемности, вылета и высоты подъема крюка гусеничного крана МКГ-40 для стрелы длиной 15,8 м
1 — гусеничные тележки; 2—стреловая оттяжка; 3 — основная стрела; 4- крюк основного подъема; 5 — крюк вспомогательного подъема; 6 — гусек; 7 — канаты грузовые и изменения вылета гуська; 8 — стойка; 9 — кабина управления; 10 — противовес
по времени и грузоподъемности, производительность труда рабочих, эксплуатационные затраты на транспортировку, монтаж и демонтаж, а также расход электроэнергии, топлива, горючего, смазочных материалов и пр.
Дата добавления: 2016-07-22; просмотров: 7232;
Источник: https://poznayka.org/s40413t1.html
Выбор монтажных кранов
Существенное влияние на выбор монтажных машин оказывают: объемно-планировочные и конструктивные решения строящегося объекта; масса монтируемых конструкций, их расположение в плане и по высоте здания или сооружения; методы и способы монтажа; технико-экономические характеристики монтажных машин; экономическая эффективность применения комплектов монтажных машин.
Краны выбирают исходя из требуемых параметров, которые зависят от монтажных характеристик монтируемых сборных элементов конструкций; Qтp — монтажная масса, т; Нтр — монтажная высота, м; Lтp — монтажный вылет, м. Так как технические характеристики кранов по данным параметрам определены в справочных материалах относительно крюка, то и требуемые параметры будут определяться также относительно крюка.
Требуемую монтажную массу наиболее тяжелого элемента (Мэ) устанавливают с учетом прикрепляемых к нему монтажных приспособлений и такелажной оснастки (Мо) : Qкртр = Мэ + Мо.
Рис. 7.3.
Схемы определения требуемых характеристик кранов I — для башенного крана; II — для стрелового крана; III для стрелового крана с гуськом
Условные обозначения: а — ширина колен подкранового пути; в — расстояние между стеной сооружения и подкрановым рельсом; с — ширина сооружения; г — расстояние от центра вращения крана до конца контргруза; Нтркр — максимально требуемая высота подъема крюка; ho — высота смонтированной части сооружения; h3 — запас по высоте для маневрировать элементом при монтаже; hc — высота подвески; l тркр — максимально требуемый вылет стрелы; hэ — высота элемента; hп — высота полиспаста
Наименьшая длина стрелы Lст.г для крана, оборудованного монтажным гуськом, может быть найдена из выражения (рис.7.3, III)
Монтажную высоту для башенных и стреловых кранов определяют из расчета наиболее высоко расположенной монтируемой конструкции (относительно уровня стоящего крана) и высоты строповочных приспособлений (рис. 7.3,III) ;
Нкртр = h0 + h3 + h hc (здесь h3 принимается от 0,5 до 1 м).
Монтажный вылет крюка находят по расположению в сооружении самого отдаленного элемента. Для башенных и стреловых кранов он определяется по-разному.
Требуемый монтажный вылет крюка для башенных кранов: lкртр; = а/2 + Ь + с- При этом (а/2 +b) должно быть не меньше суммы радиуса габарита крана (ггк) и запаса 0,7…1 м в нижней и 0,5… 1 м в верхней частях крана.
Требуемый вылет крюка для самоходных стреловых кранов (рис. 7.
3, //), при котором обеспечиваются достаточные зазоры между стрелой крана и смонтированными конструкциями, а также поднимаемым элементом, определяется по формуле:
где d' и d» — расстояния по горизонтали от оси стрелы соответственно до монтируемого элемента и смонтированных конструкций включая зазор между ними и стрелой не менее 1,5 м.
Требуемая длина стрелы:
Угол β ( см рис.) практически находится в пределах 30…40°, а угол α связан с вылетом основной стрелы. При выборе гуська учитывают, что его длина зависит в основном от размеров и места устанавливаемого элемента и величины d».
После определения величины требуемых параметров монтажных кранов по ним выбирают такие машины, рабочие параметры которых удовлетворяют расчетным, т. е. равны им или несколько превосходят требуемые. При этом расчетный грузовой момент
(Мгртр = Мэlкр) наиболее удаленного или тяжелого элемента (Mэ) должен быть не больше технического значения этой характеристики для крана.
При больших объемах монтажных работ количество монтажных кранов jVkp и соответственно монтажных потоков на монтаже всего здания определяют по формуле Nкр=Pkвсп(TпПкA),
где Р — объем монтажных работ; kвсп — коэффициент на вспомогательные работы: kвсп= 1,05…1,2; Тп — заданная продолжительность работ, дни; Пк — сменная производительность крана; А — количество рабочих смен в сутки.
Окончательное решение по выбору монтажных машин принимают на основании технико-экономического сравнения нескольких предполагаемых вариантов с учетом технологических особенностей использования и фактической производительности этих машин.
Источник: http://www.stroitelstvo-new.ru/1/cranes.shtml
Как правильно подобрать кран для монтажа строительных конструкций
Выбор нужного автокрана для выполнения работ по монтажу конструкций, на стадии составления проекта организации строительства, во многом определяет дальнейшую последовательную цепочку выполнения работ.
Если известно, что существующие габариты сооружения не позволяют использовать грузоподъемные механизмы, имеющиеся в наличии или которые возможно арендовать в регионе за умеренную цену – то меняется технология выполнения работ.
В любом случае у человека, который занимается решением подобной задачи – имеется в виды выбор грузоподъемного механизма – под рукой должна быть необходимая информация:
— грузовые характеристики кранов;- габариты здания – длина, высота, ширина;
— возможность расчленения здания на отдельные захватки.
Исходя из имеющейся информации принимается решение о применения типа грузоподъемного механизма – это может быть:
— козловой или портальный краны;- башенные краны;- самоходные краны на колесном или гусеничном ходу;
— автомобильные краны.
Кроме типа крана учитывается так же возможность использования кранов с различными видами стрелы (имеются в виду самоходные и автомобильные краны) – такими как:
— простая решетчатая стрела;-простая решетчатая стрела со вставками;- простая решетчатая стрела с «гуськом»;
— телескопические стрелы.
Зачастую, когда возникает необходимость выполнения монтажа в зданиях имеющих значительные габариты в плане и не большую высоту – используются автокраны и самоходные краны – монтаж выполняется изнутри здания – «на себя». Т.е.
самоходный кран находится внутри здания – монтирует конструкции вокруг себя и постепенно на выходе за пределы здания, закрывает захватку монтируя плиты перекрытия и стеновые ограждения – закрывая тем самым монтажный проем.
Для протяженных и высоких зданий удобней использовать башенный кран.
Для подземных сооружений небольшой ширины лучше подойдут козловые или портальные краны.
На сегодняшний день в связи с появлением большого количества высоко производительных автокранов, большой грузоподъемности и с большими вылетами стрел — выбор этого типа кранов стал более актуальным связи с их меньшей стоимостью.
Виды задач, которые успешно решаются с помощью автокранов действительно многогранный: автокраны используются для строительно-монтажных, погрузочно-разгрузочных работ и т.д.
Именно поэтому, правильный выбор при выполнении работ – задача первоочередной важности.
Итак определяемся, в нашем выборе самоходного крана(в том числе и автомобильного):
• Грузоподъемности крана – определяем по весу и габариту самой тяжелой конструкции здания – при минимальном и максимальном вылете стрелы; • Длина стрелы крана — вылет стрелы – вид стрелы – сможет ли автокран поднять груз; • Безопасны ли конструктивные характеристики автокрана – для обеспечения необходимых условий безопасности;
• Базовые габариты крана — сможет ли сама машина и ее рабочие органы свободно перемещаться в пределах рабочей зоны и главное безопасно;
Ну и для полноты картины необходимо иметь план и разрезы здания, а так же план строительной площадки в составе рабочего проекта.
По своим характеристикам автокраны могут иметь различные габариты, грузоподъемность (6 – 160 тн) и длину стрелы.
Стрела – важнейшая часть автокрана. Длина, вылет стрелы, возможности конструкции автокрана определяют возможность работы на разной высоте, с разными конструкциями. Вылет стрелы рассчитывается как расстояние от оси поворотной платформы до центра зева крюка. То есть, это проекция длины стрелы крана на горизонтальную ось.
Это может быть расстояние от 4 до 48 метров. Конструкция стрелы состоит из нескольких секций, что позволяет работать на разных высотах. На сегодняшний день спросом пользуются телескопические стрелы на основе трех секций – они достаточно компактны, но при этом обеспечивают подъем груза на большую высоту.
«Гусек» в настоящее время применяется достаточно редко.
Итак первым делом определяем места возможных стоянок автокрана – наносим точки стоянок на план(чертеж) строительной площадки, возле места предполагаемого монтажа;Проводим концентрические окружности от центра поворотной платформы на том же плане стройплощадки – меньшую (это минимальный вылет стрелы) и большую (это максимальный вылет стрелы) и смотрим что у нас попадает в «опасную зону». «Опасная зона» это площадка между большей и меньшей окружностью;Обращаем внимание на наличие в опасной зоне частей зданий и сооружений, линий электропередач, открытых рвов и котлованов;
Учитываем возможность подачи в зону монтажа технологического транспорта – панелевозы и т.д.
Рисунок 1.
Берем графическую информацию по грузовой характеристике крана и разрез здания. На разрезе здания отмечаем точку возможной стоянки крана и высоту поворотной платформы.
От полученной точки в масштабе линейкой откладываем максимальную длину стрелы, которая обеспечит необходимую нам грузоподъемность. Грузоподъемность 75 тонного автокрана при максимальном вылете стрелы может составлять всего 0,5 тн.
Не забываем учесть так же безопасную длину стропов (не более 90 градусов между стропами) и безопасное расстояние от стрелы до выступающих конструкций здания не менее 1 м.
Рисунок 2.
Если мы получаем требуемые параметры, то есть мы можем смонтировать нужную конструкцию в нужном месте — то на этом и останавливаемся. Если эксперимент не удался – меняем места стоянки. Если и это не помогло – тогда меняем кран. Чудес не бывает – задача однозначно имеет решения.
Грузовая характеристика автокрана «Челябинец» КС-65711-11 (для примера) – можно посмотреть Автокран Челябинец КС-65711-11 .
Как вариант подбора (если у вас грузовая характеристика в масштабе) – вырезаете (в этом же масштабе) – квадратик бумаги по размеру разреза здания и начинаете двигать его по диаграмме грузовой характеристики, добиваясь оптимального соответствия.
Источник: http://mechanic.krognet.com/charakteristiki-machin/18-kak-pravilno-podobrat-kran-dlya-montazha-stroitelnykh-konstruktsij.html
Портал о строительстве и ремонтных работах
Монтаж зданий и сооружений представляет собой комплексный процесс, выполняемый с помощью одной или нескольких машин, которые объединены в производственный комплекс.
Выбор комплекта машин осуществляется с учетом производственных условий, принятого способа выполнения работ и технико-экономических показателей. К основным технико-экономическими показателям работы комплекта машин и механизмов относятся: продолжительность выполнения монтажных работ; удельные трудозатраты на монтаж одной тонны конструкций; удельная себестоимость монтажных работ и др.
Простыми грузоподъемными устройствами являются монтажные мачты, шев — ры, вантовые краны и другие приспособления, служащие для монтажа тяжелого оборудования и в качестве самоподъемных механизмов при монтаже высотных сооружений, когда невозможно использование кранов. Наличие вант, ограничение зоны действия и сложность перестановки создают существенные неудобства при применении этих монтажных средств.
При монтаже строительных конструкций находят применение самоходные стреловые и башенные краны, основными техническими параметрами которых являются грузоподъемность (масса поднимаемого груза), вылет и высота подъема крюка.
Самоходные стреловые краны по конструкции ходового устройства делятся на автомобильные, пневмоколесные и гусеничные. К категории самоходных стреловых кранов относятся также железнодорожные и плавучие краны.
Для увеличения вылета и высоты подъема крюка стандартную стрелу стреловых кранов часто оснащают дополнительными вставками и маневровыми стрелами. Получило распространение башенно-стреловое оборудование, в котором основная стрела расположена вертикально и используется в качестве башни, а дополнительная, длиной 10—40 м, — горизонтально.
В стреловых самоходных кранах стрелы, длина которых изменяется без груза, называются выдвижными, с грузом — телескопическими.
Широкое применение находят краны с телескопической стрелой, которая обеспечивает маневренность, делает его компактным, и позволяет производить работы на ограниченных площадях, что особенно важно в городских условиях. В настоящее время используются краны с телескопической стрелой длиной до 84 м при массе поднимаемого груза до 400 т.
Стреловые краны для удобства перевозки и маневрирования имеют опорную базу небольшой ширины, при которой нельзя поднимать большие грузы по условиям устойчивости и допустимой нагрузки на опоры.
Поэтому для увеличения опорной базы и разгрузки шасси пневмоколесные и рельсовые железнодорожные краны грузоподъемностью свыше 10 т, а автомобильные и при меньших грузоподъемностях оборудуют специальными выносными опорами, расположенными по углам неповоротной опорной рамы крана.
Выносные опоры кранов представляют собой или выдвижные балки, перемещающиеся в коробчатых направляющих, или поворотные горизонтальные кронштейны, или откидные вертикальные кронштейны, имеющие на свободных концах винтовые или гидравлические домкраты.
Использование выносных опор кранов, повышая устойчивость крана, снижает его маневренность. Поэтому разработаны и применяются выносные опоры кранов, которые устанавливаются автоматически (приподнимаются) при достижении значения опрокидывающего момента выше допустимого.
Автомобильные краны являются наиболее мобильными грузоподъемными машинами, способными перемещаться с большой скоростью на значительные расстояния. Их выпускают на шасси грузовых автомобилей (собственно автомобильные краны КА) и на специальном шасси автомобильного типа (КШ). Самоходные стреловые краны заводов бывшего Минстройдормаша имеют буквенные обозначения КС.
Применение автокранов особенно эффективно при рассредоточенном строительстве, укрупнительной сборке конструкций, погрузочно-разгрузочных работах. Они оборудуются выносными опорами, служащими для увеличения грузоподъемности крана.
Краны на шасси автомобильного типа, рассчитанные на специфические режимы работы, имеют относительно небольшие нагрузки на оси и колеса.
Многоосное шасси, снабженное гидропневматической подвеской в зоне расположения кабины водителя, обеспечивает передвижение кранов в транспортном потоке по дорогам различных категорий со скоростью до 60 км/ч.
Из рабочего положения в транспортное и обратно краны на шасси автомобильного типа переводятся за 3—5 мин.
Пневмоколесные краны (КП) отличаются от автомобильных конструкцией ходовой части, которая для увеличения устойчивости и грузоподъемности выполнена в виде специальной мощной рамы с широко расставленными колесными парами. По существу пневмоколесными с двигателем на шасси являются и краны на короткобазовых шасси (КК).
Короткобазовые краны отличается от кранов автомобильных и на шасси автомобильного типа близким к единице отношением колеи к базе, наличием полноприводного и полноуправляемого шасси, симметричным расположением кранового оборудования относительно опорного контура, небольшой высотой.
Перемешаются пневмоколесные краны со скоростью до 25 км/ч. При подъеме тяжелых грузов кран должен работать на выносных опорах.
Гусеничные краны (КГ) не требуют улучшенных дорог, устойчивы во время работы, что увеличивает их маневренность и позволяет работать без выносных опор. В связи с небольшой скоростью передвижения гусеничные краны на большие расстояния перевозят на трайлерах-тяжеловозах с частичным демонтажем стрелового оборудования.
Башенные краны применяют в основном для монтажа многоэтажных зданий различного назначенйя. Они позволяют сохранить наибольший полезный вылет крюка по мере роста сооружения при размещении в непосредственной близости от строящегося объекта.
Башенные строительные крапы в зависимости от конструкции подразделяются на передвижные на рельсовом ходу и приставные, используемые для монтажа высотных зданий.
Передвижные башенные краны передвигаются по подкрановым рельсовым путям, которые состоят из нижнего и верхнего строений.
Нижнее строение представляет собой подготовленное земляное полотно, а верхнее включает балластную призму, конструкции подкрановых путей и тупиковых упоров.
Для увеличения мобильности башенных кранов разработан ряд конструкций инвентарных подкрановых путей, состоящих из сборных секций длиной 6,25 м и криволинейных элементов с радиусом кривизны 7—12 м.
Приставные башенные краны выпускают в универсальном (кран может работать как передвижной и как приставной), стационарном или самоподъемном исполнении.
Приставные башенные краны в начале строительства работают в основном как передвижные, а затем крепятся к зданию и наращиваются по мере его возведения. Стационарные краны выполняют на инвентарном фундаменте, что позволяет устанавливать их на минимальном расстоянии от здания.
Краны в самоподъемном исполнении служат для возведения высотных, компактных в плане зданий и сооружений при небольшой строительной площадке.
В башенном краностроении сохраняется тенденция применения стрел большой длины. Краны грузоподъемностью до 8 т оснащаются стрелами длиной до 50 м, а более мощные — длиной до 80—100 м. Предельная грузоподъемность при этом обеспечивается примерно при вылетах до 24 м, далее она снижается.
При расположении кабины выше 25 м необходимы подъемники.
Козловые краны представляют собой передвижные пролетные строения на рельсовом ходу, вдоль которых движется грузовая тележка с подъемным механизмом.
Подача сборных элементов козловым краном производится в пределах его внутренних габаритов, что ограничивает область применения этих кранов строительством зданий высотой до 5—6 этажей.
Авиационные краны по конструкции подразделяются на вертолеты-краны и аэростаты-краны. Вертолеты-краны служат для монтажных работ в труднодоступных местах, в условиях бездорожья, при возведении высотных сооружений.
В отечественной практике используются вертолеты МИ-4, СК-24, МИ-6, МИ-8.
У специального вертолета-крана МИ-10К есть дополнительная нижняя кабина, куда переходит один из членов экипажа для управления вертолетом во время монтажа.
Повышенный интерес в последнее время вызывает использование для транспортных и монтажных работ аэростатов-кранов — управляемых (дирижаблей) и неуправляемых (привязных) аэростатов. По подсчетам специалистов, аэростат может заменить на стройплощадке 5—6 подъемных кранов. Его применение обойдется примерно в 10 раз дешевле, чем вертолета МИ-10К.
Выбор монтажных кранов. Выбор кранов осуществляется на основании соответствия их рабочих параметров требуемым с учетом технико-экономических показателей. Требуемые параметры кранов зависят от массы и габаритных характеристик поднимаемых грузов, а также условий строительной площадки, методов и способов монтажа.
Основными показателями технической характеристики крана являются грузоподъемность, вылет и высота подъема крюка.
Грузоподъемность — наибольшая масса груза и грузозахватного устройства, которая может быть поднята краном (роботом и др.) при условии сохранения его устойчивости и прочности конструкции.
Требуемая грузоподъемность QTp определяется как наибольшая монтажная масса конструкций или элементов, с учетом возможного отклонения от расчетной в пределах установленного допуска (до 7%) плюс масса приспособлений и монтажной оснастки, включая стропы:
QTp=KM+Mo,
где К — коэффициент, учитывающий увеличение массы элемента относительно расчетной (1,07);
Мк — масса монтируемой конструкции, т;
М0 — масса всей установленной на элементе оснастки, т.
Требуемую высоту подъема крюка Н (рис. 10.1) рассчитывают по формуле
Н = Н + Н + Н + Н,
тр О 3 к с’
где Но — высота опоры монтируемой конструкции или элемента над уровнем стоянки крана, м;
Н3 — запас по высоте, требующийся по условиям безопасности для заводки конструкций к месту установки или переноса их через ранее смонтированные конструкции, Н3 принимается не менее 0,5, м;
Рис. 10.1. Схемы определения требуемых параметров монтажных кранов: а — башенного; б — стрелового |
Нк — высота конструкции в монтажном положении, м;
Нс — высота строповки в рабочем положении от верха монтируемой конструкции до низа крюка крана, м.
Вылет крюка крана — расстояние между осью вращения поворотной платформы крана и вертикальной осью, проходящей через центр обоймы грузового крюка.
Требуемый вылет крюка определяют графическим или аналитическим путем как минимальный для конструкций или элементов, которые могут быть смонтированы краном.
При этом учитывают положение ранее установленных конструкций (элементов покрытий одноэтажных зданий, элементов многоэтажных зданий), которые могут ограничить работу крана.
Для башенных кранов монтажный вылет крюка можно определить по формуле
Ц, = а/2 + в + с,
где а — ширина кранового пути, м;
в — расстояние от кранового пути до проекции наиболее выступающей части стены, м;
с — расстояние от центра тяжести наиболее удаленного от крана элемента до выступающей части стены со стороны крана, м.
При этом расстояние от оси вращения крана до ближайшей выступающей части здания должно быть на 0,7 м больше радиуса вращения нижней части крана R, или на 1 м больше радиуса противовесной консоли R2, т. е.
в = R, + 0,7 — а/2,
или
в = R2+1,0 —а/2.
Требуемый вылет крюка самоходных стреловых кранов, при котором обеспечиваются достаточные зазоры между стрелой крана и поднимаемым элементом или смонтированными конструкциями, можно определить по формуле
К = (а + d. KH^ + Нп — Нш)/(Нп + Нс) + с,
или
Цр = (в + «УШ, + НП — Нш)/(Нп + Не + Н. + Н,) + с,
где а — расстояние от центра строповки монтируемого элемента до точки А, ближайшей к стреле крана, м;
d, — расстояние от оси стрелы крана до точки А, включая зазор между элементом и стрелой (не менее 1 м);
Нп — высота полиспаста в стянутом состоянии (не менее 1,5—2 м);
Нш — высота шарнира пяты стрелы от уровня стоянки крана (не менее 1,5 м);
с — расстояние от оси вращения крана до шарнира пяты стрелы, м;
в — расстояние от центра строповки смонтированного элемента до точки здания (В), ближайшей к стреле крана, м;
d2 — расстояние от оси стрелы до точки В, включая зазор между стрелой и зданием (не менее 0,8 м).
Определив расчетные параметры монтажных кранов, по их техническим характеристикам выбирают такие машины, рабочие параметры которых удовлетворяют расчетным (равны им или несколько их превосходят).
Использование ЭВМ для выбора монтажных кранов позволяет более оперативно и обоснованно принимать решения. Но при этом необходимо заносить технические характеристики кранов в виде массивов чисел в память ЭВМ. Для эффективного использования крана по грузоподъемности в программе должно быть предусмотрено ограничение по этому параметру, запас которого должен составлять не более 20%.
Источник: http://buildingin.ru/?p=1846
Подбор кранов и их безопасная привязка — Все для МГСУ — Учебный портал для студентов
Подбор кранов и их безопасная привязка
Безопасность труда на объектах городского строительства и хозяйства при использовании кранов и подъемников.
Учебно-методическое, практическое и справочное пособие.
Авторы: Ройтман В.М., Умнякова Н.П., Чернышева О.И.
Москва 2005 г.
СОДЕРЖАНИЕ.
3.1. Подбор кранов и их безопасная привязка.
3.1.1. Подбор крана.
Выбор грузоподъемного крана для строительства объекта осуществляется по трем основным параметрам: грузоподъемности, вылету стрелы и высоте подъема груза [9, 10, 15, 20, 21-23]. Требуемая грузоподъемность крана на строительстве конкретного объекта и соответствующем вылете стрелы определяется по массе наиболее тяжелого груза. В массе груза учитываются: масса съемных грузозахватных приспособлений (траверс, строп, электромагниты и т.д.), масса навесных монтажных приспособлений, закрепленных на монтируемой конструкции до её подъёма и конструкций увеличении жесткости груза в процессе монтажа. Фактическая грузоподъемность крана Qф должна быть больше или равна допустимой Qдоп и определяется из выражения:
Qф = Pгр + Pзах.пр + Pнав.пр + Pус.пр ≥ Qдоп (3.1)
где:
Pгр – масса поднимаемого груза;
Pзах.пр – масса грузозахватного приспособления;
Pнав.пр – масса навесных монтажных приспособлений;
Pус.пр- масса усиления поднимаемого элемента в процессе монтажа. Вылет стрелы и необходимая высота подъема груза, устанавливается в зависимости от массы наиболее тяжелой и наиболее удаленной конструкции, с учетом ширины и высоты здания.
Требуемая высота подъема груза Hгр определяется от отметки установки крана путем сложения следующих показателей по вертикали (рис.3.1.):
- расстояние между отметкой стоянки крана и нулевой отметкой здания (±hст.кр);
- высота задания от нулевой отметки до верхнего монтажного горизонта hзд;
- запас высоты, равного 2,3м, из условий безопасного производства работ на верхнем монтажном горизонте (hбез = 2,3м);
- максимальная высота перемещаемого груза с учетом закрепленных на нем приспособлений – hгр;
- высота грузозахватного приспособления hзах.пр;
Hгр = (hзд ± hст.кр) + hбез + hгр + hзах.пр ,(м) (3.2) Кроме того, для обеспечения безопасности работ в этих условиях необходимо, чтобы расстояние от консоли противовеса или от противовеса, расположенного под консолью башенного крана, до площадок, на которых могут, находятся люди, было не менее 2м. При выборе крана с подъемной стрелой необходимо, чтобы от габарита стрелы до выступающих частей зданий соблюдалось расстояние не менее 0,5м, а до покрытия (перекрытия) здания и других площадок, на которых могут, находится люди, не менее 2м по вертикали (рис. 3.2). При наличии у стрелы крана предохранительного каната, указанные расстояния принимаются от каната.
Рис.3.1. Схема определения требуемой высоты подъема груза (Hгр) краном и поперечной привязки крана (В) к объектам на строительной площадке.
1 – поднимаемый груз; 2 – строящийся (реконструируемый) объект; 3 — грузозахватное приспособление; 4 – другие объекты в зоне обслуживания крана.
Рис.3.2. Обеспечение безопасности труда при использовании кранов с подъемной стрелой для монтажа элементов верхних строящихся (реконструируемых) объектов.
Источник: http://allformgsu.ru/publ/bezopasnost_zhiznedejatelnosti/podbor_kranov_i_ikh_bezopasnaja_privjazka/17-1-0-71
Выбор монтажных кранов по техническим параметрам
Определение производительности кранов
При выполнении монтажных работ в качестве грузоподъемных механизмов, как правило, используются краны, часовая производительность которых определяется формулой
Пк = 60QкKг Kв/Тц,
где Q – грузоподъемность крана, т;
Кг, Кв – коэффициенты использования крана по грузоподъемности и времени соответственно;
Тц – время, затрагиваемое на один цикл работы, мин.
Анализируя формулу, можно определить пути повышения производительности кранов:
— повышение Кг путем увеличения массы поднимаемых конструкций за счет укрупнения и группового подъема элементов;
— повышение Кв за счет снижения потерь времени на технологические перерывы, улучшения организации труда и трудовой дисциплины;
— снижение Тц за счет сокращения доли ручного труда, повышения квалификации машиниста и рабочих, использования монтажных средств.
Коэффициент использования крана по грузоподъемности
Кг = qi /Qli,
где qi – масса монтируемых элементов, т;
Qli — грузоподъемность крана при вылете стрелы l, т.
Продолжительность монтажного цикла
Тц = tстр + tпод + tуст + tвыв + tзак + tоп,
где tстр – время строповки сборного элемента, мин;
tпод – время подъема на монтажный горизонт, мин;
tпод = Н/Vср,
где Н – высота подъема груза, м;
Vcp – средняя скорость подъема груза, м/с;
tуст – время установки, мин;
tвыв – время выверки, мин;
tзак – время закрепления, мин;
tоп – время операции (время перемещения крюка с монтажного горизонта до места складирования конструкции).
Выбор монтажных кранов по техническим параметрам
Эффективность монтажа конструкций в значительной мере зависит от применяемых монтажных кранов. Выбор крана для монтажа сборных конструкций зависит от геометрических размеров зданий, расположения и массы монтируемых конструкций, характеристики монтажной площадки, объема и продолжительности монтажных работ, технических и эксплуатационных характеристик монтажных кранов.
При выборе кранов сначала подбирают их типы и марки, по техническим характеристикам, отвечающим предъявленным требованиям, затем определяют наиболее экономически выгодный вариант.
Основными рабочими параметрами монтажных кранов являются:
— грузоподъемность Qкр – способность крана поднять груз с наибольшей массой при сохранении необходимого запаса устойчивости и прочности, т;
— высота подъема крюка Нкр – расстояние от уровня стоянки крана до крюка при стянутом полиспасте и определенном вылете крюка, м;
— вылет крюка Lкр – расстояние между вертикальной осью вращения поворотной платформы и вертикальной осью, проходящей через центр крюковой обоймы, м;
Грузовой момент Мгр – произведение массы груза в тоннах на величину вылета крюка, тм.
Требуемая грузоподъемность Qтркр определяется по формуле
Qтркр > Pn max ; Pпэ = Pпк + Pпо,
где Рnк – масса монтируемого конструктивного элемента;
Рnо – масса установленного на нем оснастки (массы такелажного и монтажного приспособления, конструкции временного усиления элемента).
Определение рабочих параметров для башенных кранов
Рисунок 3 – Схема определения параметров башенного крана
Требуемая высота подъема крюка Нтркр
Нтркр = hо + һз + һэ + һс,
где hо – превышение опоры монтируемого элемента над уровнем стоянки крана, м;
һз – запас по высоте, требующийся по условиям монтажа для заводки конструкции к месту установки или переноса ее через ранее смонтированные конструкции (обычно принимается не менее 0,4-1,0 м), м;
Һэ – высота элемента в монтажном положении, м;
Һс – высота строповки в рабочем состоянии от верха монтируемого элемента до низа крюка крана (в пределах 1-4 м), м.
Требуемый вылет крюка lтркр
Lтркр = а/2 + в + с,
где а – ширина кранового пути, м. В некоторых источниках вместо а/2 подставляют значение Rз.г. – радиуса, описываемого хвостовой частью крана при его повороте (задний габарит). Ориентировочно Rз.г. принимают равным 3,5 м для кранов грузоподъемностью до 5 т; 4,5 – от 5 до 15 т; 5,5 м – более 15 т.
в – расстояние от кранового пути до проекции наиболее выступающей части стены, м.
Величина грузового момента Мгтр при монтаже данного элемента определяется по формуле
Мгтр = Ргтрln, Mтргр = Ммахгр
Определение рабочих параметров для самоходных стреловых кранов
Стреловые краны, часто используемые для монтажа одноэтажных промышленных зданий, подбирают для монтажа наиболее тяжелых элементов каркаса (колонна, подкрановая балка, подстропильная или стропильная ферма), которые могут монтироваться при минимальном вылете стрелы, и проверяют на возможность укладки относительно легких элементов (плиты перекрытий и покрытий), которые необходимо поднимать над фермами и укладывать на них, т. е. на значительно большем вылете стрелы.
Требуемые максимальную грузоподъемность и высоту подъема крюка определяют аналогично башенным кранам.
Для каждого монтируемого элемента необходимо четко определять монтажный горизонт; расчетные размеры элемента; фактическую высоту монтажных приспособлений.
Так, для колонны необходимо учитывать всю ее высоту и только часть строповки над уровнем верха колонны, для фермы — верх уже установленной колонны, для плиты покрытия — уровень конька установленной фермы.
Необходимо помнить, что монтаж колонн, балок и ферм выполняется на минимальном вылете крана, поэтому для выбора оптимального крана для этих конструкций требуется определить необходимую грузоподъемность и высоту подъема крюка, вылет стрелы определять не нужно.
Высота подъема стрелы
Нтрстр = Нтркр + һп,
где һп – высота полипласта в стянутом состоянии, м.
Требуемый вылет крюка
Lтркр = (a + d') (Hтрстр – hш)/(hn + hc) + с,
Lтркр = ( b + d'') (Hтрстр – h ш)/(h п + hс + hэ + hз) + с,
где һш – высота шарнира пяты стрелы от уровня стоянки крана, м;
а – расстояние от центра строповки поднимаемого элемента в проектном положении до точки здания, выступающей в сторону стрелы, м;
с – расстояние от оси вращения крана до оси шарнира пяты стрелы, м.
При определении значений d', d'' необходимо учесть, что минимальный зазор между стрелой и элементом и между стрелой и зданием в зависимости от длины стрелы должен составлять соответственно 0,5-1,0 и 0,5-1,5 м.
Требуемая длина стрелы Lстр
Рисунок 4 – Схема определения параметров самоходных стреловых кранов, оборудованных монтажной стрелой
Источник: https://stydopedia.ru/2xbdce.html