Схема переключения передач на камазе: кпп с делителем, раздаточная коробка, порядок, механизм, ремонт

Раздаточная коробка КамАЗ 4310 устройство и ремонт

Автомобиль КамАЗ-4310, 43118 машина надежная и проверенная долгими километрами российских дорог. Считается что это машина с повышенными возможностями по проходимости, выпускается на Камском автомобильном заводе с начала 1981 года.

Сначала предполагалось использование этих автомобилей для нужд Светской Армии, но потом они надежно закрепились и в народном хозяйстве. Сейчас они уверенно побеждают на соревнованиях, доказывая бесспорное преимущество наших автомобилей.

Камаз 4310

Устройство

В создании автомобиля КамАЗ принимали участие и московские конструкторы. На момент создания автомобиля был разработан и внедрен передовой принцип при взаимодействии ведущих мостов. Имеется в виду привод постоянный, который имеет четыре карданных вала.

При этом трансмиссия оснащена межосевым дифференциалом, которая поддерживается электрической и пневматической блокировкой. Существуют несколько модификаций, которые имеют некоторые отличия, но они являются несущественными. На автомобиле КамАЗ 4310, 43118 установлен двигатель КАМАЗ-740.10, который имеет мощности в 210 -220 л.с.

Базовая версия автомобиля КамАЗ 4310 характеризуется более короткой платформой с объемным тентом и задним бортом, который откидывается. В кузове предусмотрены ряд сидений на 30 человек, которые могут трансформироваться, то есть являются откидными. Годы выпуска – 1983-1990г.

КамАЗ-43118 имеет увеличенную платформу, которая имеет существенно большую грузоподъемность. Данная модификация автомобиля КамАЗ стала выпускаться с 1996 года.

Одна из важных частей автомобиля – это коробка, а именно раздаточная коробка КамАЗ, она рассредоточивает крутящий момент, если дорога плохая, и распределяется она между мостом передней части автомобиля и задней части тележки. Какое предназначение у раздаточной коробки?

Раздаточная коробка КАМАЗ-4310,43118

Устройство коробки. Основными составляющими являются следующие детали:

  • Картер;
  • Главный, или ведущий вал;
  • Промежуточный, или второстепенный вал;
  • Вал, расположенный на переднем мосту;
  • Вал для привода мостов в задней части автомобиля;
  • Вал предназначеный для отбора мощности;
  • Межосевой дифференциал;
  • Центральный привод управления;
  • Шестерня, она отвечает за повышенную передачу.

Раздаточная коробка Камаз 4310

На КАМАЗе 4310, 43118 предусмотрена РК, обычно двухступенчатая, дифференциал на нем как правило блокируемый и имеет электропневматический привод. На первой передаче установлено число 1.692, на второй – 0.917. Крепление коробки обычное, на резиновых подушках и кронштейнах и фиксируется на лонжероне рамы, а также на расположенных между двумя поперечинами.

Картер на РК автомашины КАМАЗ 4310,43118 выполнен как литая конструкция, на которой располагается вертикальный разъем. На верхнем участке картера с помощью люка устанавливается коробка отбора мощности. Таково устройство коробки.

Картер закрыт крышкой, производителем предусмотрена заправка масла через этот разъем, который закрыт пробкой. Водитель легко может проконтролировать уровень израсходованного масла, это можно сделать по нижнему отверстию, которое также снабжено магнитной пробкой. Сверху картер защищен крышечкой, то есть люк картера, и предназначен он для отбора мощности.

В работе ведущего вала задействованы два вида подшипников: шариковый (1 шт), и цилиндрические роликовые (2 шт). На подшипниках, расположенных впереди предусмотрен сальник, а задний подшипник расположен внутри картера, в специальном отделении.

На валу находится шестерня, она не только ведущая, но еще и запрессована, а уже на ступице доваривается шестерня, отвечающая за отбор мощности.

Вал промежуточный двигается благодаря подшипникам, как роликовым, так и цилиндрическим, которые защищены крышками. Промежуточная шестерня, а также шестерня первой передачи, закреплены на валу, и двигаются на нем по-разному.

Из маслосборника, который расположен над промежуточным валом, масло попадает на ролики шестерни самотеком.

На обоих шестеренках заделаны зубцы, и именно на них крепится муфта, которая отвечает за первую передачу, а конкретно за ее включение.

Как работает межосевой дифференциал? Как известно, колеса переднего моста и колеса на тележке раскручиваются по-разному, особенно если движение происходит на дороге лишенной покрытия, на проселочной, или оснащенной только щебневой подсыпкой. Дифференциал распределяет крутящий момент между ними в процентном отношении 1:2, он устанавливается в самой нижней части картера на двух подшипниках: роликовом и цилиндрическом. Также предусмотрены:

  • Главная, ведущая шестерня;
  • Задняя обойма, и передняя;
  • Солнечная, а также в паре эпициклическая шестерня;
  • Сателлиты.

Обе обоймы фиксируются на ведущей шестерне, при этом солнечная шестерня располагается на шлицах вала переднего моста, а шестерня эпициклическая выполнена в паре с валом тележки. Сателлиты закреплены на втулках, выполненных из бронзы, это в передней обойме дифференциала и опорной шайбе. Их задача быть всегда в сцепке с шестеренками, как было указано выше с солнечной и эпициклической.

На обойме впереди, расположены два роликовых подшипника, и там же вертится шестерня, отвечающая за вторую передачу. Соединиться с передней обоймой помогает зубчатая муфта.Муфта позволяет заблокировать дифференциал, а на переднем валу у привода моста есть шестерня для привода датчика отражающая показания спидометра, который располагается на картере.

При помощи переключателя, который находится в кабине водителя, можно управлять коробкой (РК), отвечает за это действие система, в которую входят из переключателя, электрических пневматических клапанов, двух пневматических камер и пневматических приводов, датчика, отвечающего за включение.

Как работает раздаточная коробка

Схема раздаточной коробки Камаз 4310

После включения переключателя сжатый воздух не имеет возможности попасть в пневматические камеры, и в связи с этим диафрагмы занимают исходную позицию. Крутящий момент между шестернями вала переходит на обоймы и сателлиты.

Шестерни, увлекаемые сателлитами, позволяют двигаться по хорошей, без повреждений дороге единым целым.

Если дорога становиться неровной, например, бездорожье, передний мост и тележка идут по-разному, и тогда эпицикла с шестерней солнечной вертятся с разной скоростью, а сателлиты вращаются не только вокруг основной оси, но и вокруг своих собственных осей.

Одновременно могут включиться обе передачи, и чтобы это исключить предполагается замок, который не позволяет этого сделать.

Если брать во внимание блокировку дифференциала, то при блокировке пневматическая камера перемещает муфту, которая служит соединительным элементом между обоймой и валом привода на переднем мосте.

Это позволяет двигаться по разным по качеству дорогам, как хорошим, так и неважного качества, как единый механизм, крутящий момент пропорционально рассредоточен между передним мостом и тележкой, как и нагрузки на них.

Смазывать РК довольно просто. Достаточно разбрызгать масло, а в картер заливается около пяти литров масла определенной марки.

Признаки поломки раздаточной коробки на автомобиле КАМАЗ 4310, 43118

Если возникают явные признаки поломки, то РК подлежит замене, это нужно делать в следующих случаях:

Прежде всего это характерный стук, который возникает в связи с повреждением зубцов на колесах, снабженных такими зубцами, и если подшипник перестает функционировать в связи с износом.

В связи с тем, что приходят в негодность зубья на муфтах, на зубчатых колесах и на каретках включения происходит произвольное выключение передач. Также может быть повреждена и лапка вилки переключения.

Если детали, которые находятся в РК изношены, то это приводит к тому, что передачи включаются с трудом, заедают штоки переключения передач, и при блокировке дифференциала. Также может заедать включение коробки отбора мощности на автомобилях КАМАЗ-4310, 43118.

Возможные повреждения РК, например, сколы, трещины. Срыв креплений и другие повреждения, которые можно считать механическими.

Как произвести ремонт

  • Используя предусмотренное отверстие с пробкой слить масло из РК;
  • Снять специальные щиты расположенные на полу платформы, предварительно отвернув гайку прижимов;
  • Разъединить карданный вал, который считается основным, и РК;
  • Разъединить и карданный вал привода на переднем мосту от РК;
  • Разъединить карданный вал привода на промежуточном мосте;
  • Разъединить карданный вал, расположенный на приводе от коробки отбора мощности;
  • Также отсоединить спидометр, то есть штекер преобразователя на автомашине Камаз-4310, 43118;
  • Еще провода контрольных ламп, которые отвечают за блокировку дифференциала и повышающую передачу. Также и понижающую.
  • На РК изъять провод массы от скобы
  • Шланги соединяющие пневматические камеры, как и выше: дифференциал, отбор мощности и обе передачи, повышающую и понижающую.
  • Открутить гайки на РК и вынув болты демонтировать РК.

Сборка раздаточной коробки

  • Подогнать тележку с ранее снятой РК под машину и аккуратно поднимите, предварительно установив подушки. Точно совместив все просматриваемые отверстия и закрепить с помощью четырех болтов, которые фиксируются специальными гайками;
  • Подсоединить шланги на пневматических камерах, которые отвечают за блокировку дифференциала, переключают обе передачи и коробку отбора мощности;
  • Соединить массу с РК;
  • Также соединяем выше указанные отомкнутые провода выключателей лампочек, отвечающих за блокировку и передачи и зафиксировать провода под РК;
  • Подключить спидометр
  • Соединить карданный вал на лебедке к коробке отбора мощности;
  • Соединить карданный вал и РК;
  • Соединить основной карданный вал;
  • Соединить карданный вал привода на переднем мосте;
  • Ориентируясь на показания внизу картера заполнить его маслом определенной марки.

Источник: http://autodont.ru/transmission/transfer-case/razdatochnaya-korobka-kamaz-4310

Раздаточная коробка и карданные передачи автомобилей Камаз

_______________________________________________________________________________

Раздаточная коробка КамазРаздаточная коробка (раздатка) Камаз-4310 (рис.1) служит для распределения и передачи крутящего момента к переднему мосту автомобиля и мостам задней тележки. Раздаточная коробка (раздатка) Камаз-4310 установлена на лонжероне рамы и продольной балке, расположенной между поперечинами, на кронштейнах с четырьмя резиновыми подушками. Ниже приведена техническая характеристика раздаточной коробки. Картер раздаточной коробки Камаз литой, с вертикальным разъемом. В верхней части картера имеется люк, закрытый крышкой 6, для установки коробки отбора мощности. В гнездо заднего торца картера раздаточной коробки Камаз-4310 установлена односкоростная коробка 10 отбора мощности, которая состоит из выходного вала, установленного в корпусе стакана подшипников на двух шариковых подшипниках. На шлицах выходного вала раздатки Камаз-4310 закреплен фланец с отражателем для присоединения карданного вала привода лебедки. По шлицам переднего конца выходного вала перемещается подвижная муфта включения отбора мощности, входящая в зацепление со шлицами первичного вала раздаточной коробки. Стакан подшипников закрыт крышкой, уплотненной прокладкой. Для предотвращения вытекания масла в крышке стакана установлена резиновая манжета с пружиной. Коробка отбора мощности Камаз включается пневматическим механизмом мембранного типа с дистанционным управлением. Редуктор раздаточной коробки Камаз состоит из первичного вала 2, промежуточного вала 39, вала 32 привода переднего моста, межосевого дифференциала. Все зубчатые колеса редуктора постоянного зацепления, косозубые. Первичный и промежуточный валы раздатки Камаз-4310 вращаются на цилиндрических радиальных подшипниках 4, 8, 13 и 40, дифференциал — на радиальном цилиндрическом 16 и шариковом 29 подшипниках. Шариковый подшипник 3 первичного вала раздаточной коробки Камаз-4310 воспринимает только осевые нагрузки и установлен в крышке первичного вала с радиальным зазором. К ведущему зубчатому колесу 5 первичного вала приварено зубчатое колесо 7 отбора мощности. Зубчатое колесо 12 низшей передачи и зубчатое колесо 25 высшей передачи установлены на роликах. Дифференциал планетарного типа с четырьмя сателлитами 15, солнечным 22 и корончатым 20 зубчатыми колесами, корончатое зубчатое колесо 20 соединено с валом 18 привода задних мостов. Момент вращения солнечного зубчатого колеса передается на вал 32 привода переднего моста. При работающем (разблокированном) в раздаточной коробки Камаз дифференциале обеспечивается постоянная и равномерная тяга всех мостов и устраняются дополнительные нагрузки в трансмиссии. В зависимости от дорожных условий дифференциал может быть выключен (заблокирован), и тогда валы привода переднего и задних мостов вращаются как одно целое.Рис.1. Раздаточная коробка (раздатка) Камаз-43101 – фланец первичного вала: 2 – первичный вал; 3, 4, 8, 13. 16, 17, 29, 40 – подшипники; 5 – ведущее зубчатое колесо; 6 – крышка верхнего люка; 7 – зубчатое колесо отбора мощности; 9 – муфта включения коробки отбора мощности; 10 – коробка отбора мощности; 11 – маслосборник; 12 – зубчатое колесо низшей передачи; 14 – крышка подшипника; 15 – сателлит; 18 – вал привода задних мостов; 19 – задняя обойма дифференциала; 20 – корончатое зубчатое колесо; 21 – зубчатое колесо низшей передачи дифференциала; 22 – солнечное зубчатое колесо; 23 – передняя обойма; 24 – картер раздаточной коробки; 25 – зубчатое колесо высшей передачи: 20 – крышка картера раздаточной коробки; 27 – магнитная пробка; 28, 30. 41 – муфты; 31 – ведущее зубчатое колесо привода преобразователя электрического спидометра: 32 – вал привода переднего моста; 33 – вилка; 34– пружина: 35 – шток; 36 – мембрана: 37 — выключатель; 38 – стопорный болт; 39 – промежуточный вал; 42 –зубчатое колесо постоянного зацепления

На модернизированных полноприводных автомобилях Камаз в конструкцию раздаточной коробки внесены изменения:

– вместо шпоночного соединения первичного вала и шестерни применено шлицевое (зона 1). Новый вал первичный — 43114-1802025; – усилены подшипники вала промежуточного (зона 2). Новые подшипники — 7311А; – вместо болтов самоконтрящихся применены шпильки с футерками (зона 3); – объединены 2 крышки заднего подшипника в единую крышку (зона 4). Переключение передач в раздаточной коробке Камаз осуществляется пневматической системой, состоящей из трехпозиционного кулачкового крана 1 (рис.2), установленного в кабине, рукоятка управления которого расположена на панели приборов, двух механизмов 3 и 12 переключения передач мембранного типа, выключателя 4 сигнализатора 2 включения низшей передачи, установленного на корпусе механизма 3, пневмопроводов 16. При установке рукоятки крана 1 в положение I включена низшая передача. В этом случае сжатый воздух в механизмы переключения не поступает, срабатывает выключатель 4 и загорается сигнализатор 2 включения низшей передачи. Положение муфт переключения передач соответствует рис.1.Рис.2. Схема пневмосистемы управления раздаточной коробкой Камаз-43101– кран переключения передач; 2 – сигнализатор включения низшей передачи; 3, 12 – механизмы переключения передач: 4 – выключатель сигнализатора включения низшей передачи; 5, 14 – штоки; 6, 13 – нажимные пружины; 7, 11 — возвратные пружины; 8, 10 – стаканы; 9 – пневмопроводы; 15 – шарик; 16 – штифт; а – к муфте 41 (рис.1), b – к муфте 28 (рис.1) При установке рукоятки крана 1 (см. рис.2) в положение Н включена нейтральная передача. Воздух из пневмосистемы управления раздаточной коробкой Камаз подводится к механизму 3 переключения, мембрана которого перемещает шток 5 через нажимную пружину 6 до упора стакана 8 в выступы корпуса механизма, и муфта 41 (см. рис.1) перемещается вправо. При установке рукоятки крана 1 (см. рис.2) в положение II включена высшая передача. Воздух из пневмосистемы управления раздаточной коробкой (раздаткой) Камаз-4310 подводится к механизмам 3 и 12 переключения передач, мембраны которых перемещают штоки 5 и 14 через нажимные пружины 6 и 13 до упора стаканов 8 и 10 в выступы корпусов механизмов. При этом муфты 41 и 28 (см. рис.1) перемещаются вправо поочередно посредством механизма блокировки штоков, состоящего из шариков 15 (см. рис.2), штифта 16 и предназначенного для предотвращения одновременного включения двух передач в раздаточной коробке. При возврате рукоятки крана 1 в положение I пружины 11 и 7 в обратном порядке через нажимные пружины 13 и 6 возвращают штоки 14 и 5 механизмов до упора стаканов К и 8 в крышки. При этом воздух из механизмов переключения выходит в окружающую среду через дренажные отверстия крана. Включение блокировки межосевого дифференциала раздаточной коробки Камаз осуществляется также мембранной пневмокамерой, которая отличается от камеры переключения передач отсутствием нажимной пружины. Механизм блокировки дифференциала раздатки Камаз включается пневматическим краном, ручка управления которым установлена в кабине под панелью приборов раздаточной коробки — разбрызгиванием. Для подачи смазочного материала в подшипники зубчатых колес низшей передачи промежуточного вала в картере раздаточной коробки Камаз-4310 имеется маслосборник 11 (см. рис.1), соединенный через отверстия в картере, крышке 14 подшипника, валу 39 с подшипниковой зоной.

Читайте также:  Трактор дт-54: 74, легенда, технические характеристики, 54а, бульдозер, двигатель, цена, отзывы

Карданная передача Камаз

Схема карданных передач автомобиля Камаз зависит от колесной формулы. Карданная передача автомобилей Камаз 6х4 (рис.3) состоит из двух карданных валов: кардана привода промежуточного 2 и заднего кардана 4 мостов Камаз. Карданная передача полноприводных автомобилей (рис.

1) состоит из четырех карданных валов: основного вала карданного Камаз между коробкой передач и раздаточной коробкой, вала карданного Камаз привода промежуточного моста, кардана привода заднего моста и вала привода переднего моста.Рис.1.

Карданная передача Камаз1 – вал карданный привода переднего моста; 2 – основной кардан; 3 – вал карданный привода промежуточного моста; 4 – кардан привода заднего мостаРис.2.

Карданный вал Камаз1 – фланец-вилка; 2 – игольчатый подшипник; 3 – уплотнение; 4 – крестовина; 5 – скользящая вилка; 6 – гайка; 7, 9, 11 – разрезные шайбы; 8 – войлочное кольцо; 10 – резиновое кольцо; 12 – вал; 13 – стопорная пластина; 14 – опорная пластинаРис.3.

Карданная передача Камаз1 — вал карданный Камаз привода промежуточного моста; 2 — мост промежуточный; 3 — кардан Камаз привода заднего моста; 4 — мост заднийРис.4.

Кардан Камаз1 — фланец-вилка; 2 — вилка скользящая; 3 — гайка; 4 — вал; 5 — пластина замочная; 6 — пластина опорная; 7 — подшипник игольчатый; 8 -уплотнение торцевое; 9 — манжета радиального уплотнения; 10 — манжета торцевая; 11 — масленка; 12 — крестовинаРис. 5.

Комбинированное уплотнение игольчатого подшипника крестовины кардана Камаз1 – стакан подшипника; 2 – манжета радиального уплотнения; 3 – манжета торцовая; 4 – шип крестовины Карданные валы Камаз (рис.

3 и 4) изготовлены из тонкостенных труб, к одному концу которых приварена неподвижная вилка шарнира, а к другому — шлицевая втулка, соединенная со скользящей вилкой шарнира. Все шарниры карданной передачи Камаз состоят из неподвижной или скользящей вилки, фланца-вилки и крестовины, установленной в ушках вилок на игольчатых подшипниках. Уплотнение (рис.

5) игольчатых подшипников комбинированное. Оно состоит из резиновой самоподжимной двухкромочной манжеты радиального уплотнения, встроенной в обойму подшипника, и двухкромочной торцовой манжеты, напрессованной на шип крестовины. В конструкции карданных валов Камаз применено подвижное шлицевое соединение, обеспечивающее необходимое изменение рабочей длины вала при движении автомобиля. Для защиты шлицевого соединения от попадания грязи и удержания смазочного материала карданные валы в местах соединения герметизированы. Смазочный материал удерживается во внутренней полости от вытекания заглушкой, завальцованной в шлицевой втулке, а также резиновыми и войлочными кольцами, которые поджимаются гайкой. На автомобилях Камаз-53229, Камаз-55111, Камаз-65115 устанавливаются усиленные карданные валы модели 4310 с круглыми фланцами. Карданный вал привода среднего моста дополнительно усилен за счет увеличения диаметра трубы с 82 до 94мм.

Техобслуживание и ремонт карданов Камаз

При сервисном обслуживании:

— проверить состояние и зазор в шарнирах карданных валов, зазор не допускается; — закрепить фланцы карданных валов. Болты соединения фланцев карданных валов переднего и заднего мостов Камаз должны быть затянуты с моментом 80—90 Нм (8—9 кгс/м), болты фланцев карданного вала промежуточного моста — 60—70 Нм (6—7 кгс/м), болты крепления фланцев основного карданного вала — 120—140 Н.м (12—14 кгс. м); — смазать шарниры карданных валов Проверить наличие зазора в шлицевых соединениях карданных валов, зазор не допускается. При значительном радиальном и торцовом зазорах в подшипниках крестовины кардана Камаз нужно разобрать шарнир и заменить подшипники и крестовину. Следует периодически проверять зазор в шлицевом соединении, отсоединив один из фланцев карданного вала. При наличии ощутимого зазора в шлицевом соединении заменить карданный вал. Карданные валы Камаз рекомендуется разбирать только в случае неисправности для замены деталей. Нельзя пользоваться молотком для разборки шарнира. Перед разборкой нужно выдержать шарнир в бензине в течение 30 мин. Для снятия подшипников карданных валов Камаз следует использовать съемник. Предварительно надо снять опорные пластины фланца-вилки, разогнув стопорную пластину, и вывернуть болты. Ввернуть болты съемника в отверстия вилки из-под болтов, упираясь наконечником в подшипник, ввернуть винт в траверсу до выпрессовки смежного подшипника на 15—20 мм. Свернуть полоской наждачной шкурки выступающую часть подшипника и вынуть его из вилки. Так же снять второй подшипник вилки. Выпрессовать манжеты торцового уплотнения и снять фланец-вилку. Для снятия крестовины шарнира кардана Камаз необходимо снять подшипники и манжеты торцовых уплотнений вилки вала. Сборку шарнира кардана Камаз следует производить только с использованием новых или вполне пригодных манжет из числа снятых ранее. Перед напрессовкой на шипы крестовины торцовых манжет нужно заполнить отверстия в шипах крестовины консистентной смазкой в количестве 4 г на каждое отверстие крестовины основного вала и вала привода Камаз промежуточного моста, 2 г на каждое отверстие крестовины вала привода переднего и заднего мостов. Напрессовку торцовых манжет рекомендуется производить с использованием специальных оправок. Перед установкой игольчатых подшипников надо заложить 2 г консистентной смазки в полость между рабочими кромками торцовой манжеты. В игольчатые подшипники перед сборкой заложить в каждый подшипник карданных валов Камаз привода переднего и заднего мостов 4 г консистентной смазки; — в каждый подшипник основного вала — 4,5 г; — в каждый подшипник карданного вала привода промежуточного моста — 6,5 г.

Сборку крестовины с вилками производить одним из двух способов:

— торцовые манжеты предварительно напрессовать на два смежных шипа крестовины, после этого крестовину установить в вилку. Остальные торцовые манжеты установить на шипы через отверстия для подшипников в вилках и напрессовать на посадочный поясок шипа; — крестовину без торцовых манжет установить в вилки и после этого на шипы крестовины через отверстия для подшипников напрессовать торцовые манжеты. Сборку шарнира кардана Камаз с подшипниками необходимо производить только с применением ручного пресса. После запрессовки подшипников установить опорные и стопорные пластины. Болты затянуть с моментом 14—17 Нм (1,4—1,7 кгс/м) и законтрить загибанием одного из ушков стопорной пластины к грани головки каждого болта. Сборка шарнира с применением молотка недопустима, так как из-за создавшегося в шарнире противодавления подшипник не встанет на место, а сопряженные с ним детали могут быть повреждены; Смазать шарниры с помощью пресс-масленок, зало­жив в полость шарниров основного вала 80 г смазки, вала привода переднего моста — 40 г, промежуточного — 96 г, заднего — 50 г. Если необходимо смазать шлицевое соединение карданного вала Камаз, нужно разобрать вал, промыть шлицевое соединение, заложить в него свежий смазочный материал и снова собрать вал. Во время сборки карданного вала Камаз надо следить за тем, чтобы стрелки, выбитые на шлицевой втулке и скользящей вилке, были расположены одна против другой. При смазывании шлицевого соединения в полость шлицевой втулки карданного вала привода промежуточного моста следует заложить 400 г смазки Литол-24, а в полость шлицевой втулки основного вала — 150 г, вала привода переднего и заднего мостов по 200 г смазочного материала. Для того, чтобы удалить лишний воздух из внутренней полости соединения и равномерно смазать шлицы, нужно 3—4 раза переместить скользящую вилку в шлицевой втулке при отпущенной гайке крепления манжеты шлицевого соединения.

После замены деталей следует динамически отбалансировать карданные валы Камаз при 2000 мин-1 с точностью:

— 35 г/см — для карданных валов привода переднего и заднего мостов; — 50 г/см — для основного карданного вала; — 100 г/см — для карданного вала промежуточного моста. Балансировка карданных валов привода переднего, промежуточного и заднего мостов Камаз осуществляется приваркой балансировочных пластин.

Основной кардан Камаз балансируется подкладыванием балансировочных пластин под стопорную пластину болтов крепления опорной пластины на вилках.

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

Источник: http://avtotehtrans.ru/razdatochnaya_korobka_i_kardani_kamaz.html

Механизм переключения КПП Камаз

Механизм переключения передач (рис. а) собран в верхней крышке 2 картера коробки передач и со­стоит из трех штоков включения передач, вилок 3, 5, 6 переключения передач, замко­вого механизма, трех фиксаторов положе­ния штоков, предохранителя включения первой передачи и передачи заднего хода, рычага 20 (см. рис. 1 ) и штока.

Внутри крышки имеются приливы для прохождения штоков, а в передней ее части — три вертикальных отверстия для установки фиксаторов штоков и одно го­ризонтальное отверстие для монтажа ша­риков замкового механизма.

В передней части крышки справа расположен сапун 12 (рис.1 б) коробки передач.

Для предохранения от случайного включения первой передачи и передачи заднего хода спереди справа выполнено верхнее гори­зонтальное отверстие, имеющее два диа­метра.

В отверстие малого диаметра уста­новлены толкатель 15 предохранителя и предохранитель.

Отверстие большого диа­метра имеет резьбу для закрепления ста­кана 13.

В глухое отверстие стакана уста­новлена пружина 14.

Каждый шток предназначен для вклю­чения двух передач: шток 18 для четвертой и пятой передач, шток 17 для второй и третьей передач, шток 20 для первой пере­дачи и передачи заднего хода.

Для фиксации штоков на каждом из них имеются три лунки, куда под действием пружин заходят шарики 7 (рис. 1 в).

Для предотвращения одновременного включения двух передач предназначено замковое устройство, состоящее из штифта 11 и двух пар шариков 10, 19.

Шарики рас­положены между штоками во втулках, штифт находится в отверстии среднего штока между шариками.

Диаметры шари­ков и расстояние между штоками выбра­ны так, что при перемещении любого штока из среднего положения шарики выходят из лунок перемещаемого штока и входят в лунки неподвижных штоков, блокируя их с корпусом.

На каждом штоке установлены вилки переключения соответствующих передач. Вилки зафиксированы на штоках устано­вочными винтами, которые застопорены шплинтовочной проволокой. Вилка пере­ключения первой передачи и заднего хода имеет обработанные лапки, которыми она входит в канавку каретки переключения первой передачи и передачи заднего хода.

На концах вилки переключения второй и третьей передач имеются отверстия, в которые установлены сухари; сухари вхо­дят в канавку каретки синхронизатора переключения второй и третьей передач. Концы вилки переключения четвертой и пятой передач заканчиваются обрабо­танной поверхностью, в которой имеются канавки.

В канавки вилки входит кольцо каретки синхронизатора переключения четвертой и пятой передач.

Для перемещения штоков и включения требуемой передачи на штоке первой пере­дачи и передачи заднего хода и на штоке второй и третьей передач установлены головки штоков, зафиксированные устано­вочными винтами; вилка переключения четвертой и пятой передач выполнена заодно с головкой. В головках штоков и в головке вилки переключения четвертой и пятой передач имеются пазы, которые в нейтральном положении совпадают и обеспечивают беспрепятственное качание рычага в поперечной плоскости относи­тельно осей штоков.

В нейтральном положении рычага пе­реключения коробки передач рычаг 20 (рис. 2) находится в среднем положе­нии и его лапка входит в паз головки штока переключения второй и третьей передач.

При перемещении рычага переключения передач из нейтрального положения вправо и влево рычаг 20 поворачивается относи­тельно оси штока и входит в паз головки штока первой передачи и передачи заднего входа.

При перемещении рычага 4 пере­ключения коробки передач вперед или на­зад перемещается шток 19, который, в свою очередь, перемещает рычаг 20. Рычаг 20 перемещает тот шток механизма переклю­чения передач, в пазу головки которого он находится.

  Чтобы предотвратить случайное вклю­чение первичной передачи и передачи заднего хода, в отверстие головки 23 штока вилки первой передачи и передачи заднего хода установлен толкатель 25 предохрани­теля, который под действием предохрани­теля 24 и пружины постоянно упирается в рычаг 20 при нахождении его в нейтраль­ном положении.

Предохранитель 24 входит в отверстие головки и препятствует ее пере­мещению в продольном направлении. При включении первой передачи или заднего хода рычаг 20, поворачиваясь, воздейст­вует на толкатель 25 предохранителя, кото­рый, в свою очередь, перемещает предохра­нитель 24, сжимая пружину и выводя его из зацепления с головкой 23.

Рычаг 20 имеет разрезную головку и установлен на штоке 19 с помощью шпонки и стянут стяжным болтом. Шток 19 с наружной стороны заканчивается фланцем, предназначенным для соединения с флан­цем 18 тяги 17 дистанционного привода.

Шток перемещается в сферической опоре. С правой стороны опоры ввернут устано­вочный винт 21, которым фиксируют рычаг 20 в нейтральном положении при регули­ровочных работах.

В рабочем положении винт должен быть ввернут на 21 мм и за­контрен гайкой 22.

Дистанционный привод управления ме­ханизмом переключения передач состоит из качающегося рычага 4 переключения передач, опоры 2 рычага, передней 10 и промежуточной 17 тяг с регулировочным фланцем 18.

Опора 2 рычага установлена на четырех болтах на переднем торце блока двигателя. Снизу в тело опоры 2 ввернут установоч­ный винт 9, застопоренный контргайкой 8. Винт 9 предназначен для правильной установки и регулирования привода управ­ления механизмом переключения передач. В рабочем положении винт должен быть вывернут на 31 мм и законтрен.

Передняя тяга 10 установлена на двух сферических опорах в развале двигателя вдоль левого ряда цилиндров. Передняя опора тяги размещена в опоре рычага переключения передач, задняя — в карте­ре маховика. Полости опор заполнены смазкой.

Передняя и задняя опоры конст­руктивно выполнены одинаково и состоят каждая из двух втулок 13 с внутренними уплотнительными кольцами 12, двух суха­рей и распорной пружины 14.

Передняя и задняя части тяги заканчиваются цилин­дрическими шейками, на которые на сег­ментных шпонках установлены: спереди — рычаг 7 наконечника, сзади — рычаг 16 с шаровой головкой для соединения с ци­линдрическим отверстием рычага проме­жуточной тяги.

Промежуточная тяга 17 выполнена за­одно с рычагом, в цилиндрическую расточ­ку которого входит шаровая головка рыча­га 16. На резьбовую часть тяги навинчен регулировочный фланец 18, с помощью которого четырьмя болтами тяга соедине­на с фланцем штока 19.

Тяга в сборе со штоком установлена на двух сферических опорах: одна опора тяги расположена на картере сцепления, другая — на коробке передач. Сферическая опора тяги конструктивно выполнена одинаково с опорами передней тяги,их элементы взаимозаменяемы.

Источник: http://autoruk.ru/kamaz1/transmissiya/mekhanizm-pereklyucheniya-kpp-kamaz

Схема подключения делителя

             Управление механизмом переключения передач дели­теля осуществляется пневмомеханиче­ской системой (рис.), которая состоит из редукционного клапана 4 давле­ния, крана 3 управления делителем, кла­пана 1 включения делителя и воздухопро­водов.

             Воздух из пневмопривода тормозной системы автомобиля под давлением 620… 750 кПа подается на вход редукционного клапана 4, на выходе из которого под­держивается постоянное давление 395… 445 кПа. Давление регулируется про­кладками, установленными на корпус пру­жины.

             Кран 3 управления делителем в зави­симости от положения золотника направ­ляет воздух, поступающий из редукцион­ного клапана, в одну из полостей под порш­нем воздухораспределителя 6 и переме­щает его золотник в одно из двух крайних положений, обеспечивая таким образом подачу воздуха в полость А или Б ци­линдра.

            Предварительный выбор передачи в де­лителе производится перемещением рыча­га переключателя в положение В или Н.

            Воздух из редукционного клапана 4 под поршень цилиндра поступает через клапан 1, который открывается в конце хода тол­кателя, т. е. при полностью выключенном сцеплении, упором 2, закрепленным на толкателе поршня пневмоусилителя привода сцепления.

            На рис.

переключатель находится в положении низшей передачи, шток крана 3 занимает верхнее положение, а сжатый воздух по верхнему трубопроводу подво­дится к воздухораспределителю 6 и пере­мещает золотник до конца влево, удержи­вая его в этом положении. При этом по­лость А силового цилиндра сообщается с подводящим трубопроводом, идущим от клапана 1 включения делителя, но сжа­тый воздух туда при включенном сцепле­нии не поступает.

Для подачи сжатого воздуха в полость А нужно нажать педаль сцепления. При этом упор, установленный на штоке привода сцепления, переместится и нажмет на шток клапана включения делителя.

Сжатый воздух, подводимый к клапану включения от редукционного клапана 4, поступит к воздухораспределителю и далее в полость А.

На приведенном рисунке сжа­тый воздух поступает в полость А силового цилиндра и не сдвигает поршень из край­него правого положения, сохраняя в преж­нем положении рычаг валика переключе­ния передач и включенную низшую пере­дачу в делителе.

Для включения высшей передачи дели­теля необходимо перевести переключатель в верхнее положение и нажать педаль сцепления, тогда поршень силового ци­линдра переместится и продвинет рычаг с валиком и вилкой в другое фиксирован­ное положение.

Источник: http://samosvalov52.ru/podkluchenie_delitela

Разборка коробки передач в КамАЗ | «Камаз-Ремонт» — обслуживание автомобилей КАМАЗ

24.03.2014

Данная инструкция поможет владельцам КамАЗа отрегулировать величину зазоров и пошагово разобрать  коробку передач грузового автомобиля.

Регулирование зазоров

Для того чтобы произвести регулирование зазоров, образовавшихся между кареткой синхронизатора делителя и сухарями вилки переключения делителя передач необходимо снять крышку на смотровом люке картера.

Расконтрите и осуществите выворот двух болтов, крепящихся на вилке механизма, отвечающего за переключение передач в делителе.

Данную процедуру нужно провести таким образом, чтобы перемещение валика с закрепленным на нем рычагом происходило свободно по направлению к оси. Теперь можно снять механизм, переключающих передачи делителя.

Направьте в центр ведущий вал делителя с помощью спе­циального приспособления, представляющего собою корпус с центрирующим устройством и два за­жимные рычага.

Такая манипуляция предполагает вставку центрирующего конуса в середину внутреннего конуса на ведущем вале делителя, с последующим закреплением приспособления на картере делителя с помощью поворота зажимных рычагов.

С использованием устано­вочных штифтов можно центрировать при­способление по отношению к второй поверхности – это приведет к смещению оси вала не больше, чем на 0,2 мм.

https://www.youtube.com/watch?v=ORmGpQC1cYk

Теперь следует переместить вилку вправо вплоть до того момента, как сухарь упрется в каретку синхронизатора.

При перемещении валика вправо вместе с рычагом, необходимо обеспечить зазор, размером в 0,3 – 0,6 мм, для этого используется пластина соответствующей толщины. Осуществите перемещение валика, пока головка рычага не упрется в пластину.

Сделайте вворачивание и законтрение с помощью отгибных шайб болтов крепления вилки. Теперь можно поставить обратно механизм, переключающий делитель передач, и смотро­вую крышку.

Разборка коробки передач

Данная процедура потребует:

  • отсоединения делителя или картера сцепления от корпуса коробки передач;
  • разбора основной коробки передач в порядке, включающим в себя такие шаги: выворот болтов, закрепляющих верх­нюю крышку на коробке передач и, с помощью вворачивания двух болтов в специальные резьбовые отверстия, расположенные на крышке (осуществив предварительный выворот из них пробок), можно снять ее;
  • отворот гайки, крепящей фланец карданно­го вала и съем фланца, затем передних и задних крышек подшипников на ведущем, ведомом и промежуточном вале;
  • снятие стопорного кольца подшипника, заднего подшипника ведомого вала;
  • устано­вка захвата на проточке подшипника и стягивание его гайками;
  • осуществление вкручивания винта в траверсу с упором наконечника в торец вала для съема подшипника.

Источник: http://kamavtoresurs.ru/razborka-korobki-peredach-v-kamaz

Ремонт кпп камаз

ПодробностиСоздано: 16.06.2014 08:15

Коробка передач представляет собой очень важную деталь любого автомобиля, в том числе и КАМАЗа. Как и другая техника этот элемент не является идеальным и периодически выходит из строя. Существует несколько наиболее распространенных причин, по которым коробка ломается. В таких случаях важно произвести своевременный и качественный ремонт кпп камаз.

Иногда начало работы передач в делителе коробки может начинать происходить с каким-то скрежетом и ударами. Это становится возможным по причине чересчур высокого уровня давления в системе, которая управляет делителем.

Также эта проблема периодически возникает из-за изнашивания конусных колец, разрывов в редукционном клапане. Тогда ремонт коробки требует замены синхронизатора или же мембраны.

Также очень важно произвести скрупулезную настройку редукционного клапана.

Еще одной популярной проблемой с коробкой этого автомобиля может быть самостоятельное переключение передач в движении. К причинам данной поломки можно отнести некоторые проблемы в фиксаторе механизма для переключения. Также могут изнашиваться некоторые компоненты коробки, участвующие в переключения рычага регулировки.

Такая неполадка может возникать из-за сломанного замка в шлице ведомого вала. Ремонт кпп камаз довольно часто требуется после такой поломки. Для ее устранения необходимо произвести соответствующие работы.

Сделать их на должном качественном уровне ожжет только лишь опытный мастер, потому что надо подтянуть каждое крепление, провести регулировку приводов, что вряд ли сможет сделать новичок.

Иногда могут не срабатывать передачи. Неисправность такого рода может появляться из-за износа компонентов управления либо же подшипников в ведомом валу. Ремонт кпп камаз в таком случае требует осуществления замены неисправных компонентов, а также регулировки привода.

Во время работы машины в коробке может появляться значительный шум, который зачастую вызывают изношенные зубцы или поврежденные подшипники. Ремонт коробки в таком случае является довольно простым. Надо заменить детали, которые пришли в негодность.

В коробке передач есть вариант с протечкой масла. Эта проблема иногда обусловлена износом сальников или же проблемами с давлением в картерной коробке, которое превысило нормальные показатели.

Порой причина может заключаться в износе уплотняющих поверхностей, которые больше не в состоянии обеспечить надлежащий уровень герметичности.

Поломку можно устранить после замены сальников, промывки сапунов и подтягивания всех креплений в коробке передач.

Для начала необходимо разобрать коробку передач, снять ее крышку, первичный вал. Если выполнять все работы аккуратно, то можно добиться высоких качественных результатов.

После полного разбора коробки обычно производится дефектовка деталей и в случае необходимости осуществляется замена на новые.

Важно не забыть обратить внимание на все соединения, которые не должны иметь видимых износов, проверить подшипники валов, все шестеренки и прочие элементы коробки. Так можно сделать качественный ремонт.

Источник: http://with-avto.ru/remont-avtomobilya/468-remont-kpp-kamaz.html

Устройство, работа и управление раздаточной коробки автомобиля Камаз-4310

На автомобиле КамАЗ-4310 установлена механическая двухступенчатая раздаточная коробка с несимметричным межосевым дифференциалом, с электропневматическим приводом управления переключением передач и пневматическим приводом управления блокировкой дифференциала.

Раздаточная коробка установлена на раме и крепится на четырех резиновых подушках.

Раздаточная коробка выполнена по трехвальной схеме. Внутри картера на подшипниках размещен первичный вал с ведущей шестерней и шестерней отбора мощности.

В верхней части картера имеется люк, закрытый крышкой, для установки специальной коробки для отбора мощности. Эта коробка позволяет отбирать мощность от первичного вала до 44,1 кВт (60 л. с.) на ходу автомобиля.

Включение осуществляется при остановке автомобиля. В расточку заднего торца картера установлена односкоростная коробка отбора мощности 6 на лебедку.

В редукторную часть коробки входят также промежуточный вал с промежуточной шестерней и шестерней понижающей передачи, вал привода переднего моста с шестерней повышающей передачи и дифференциал с валом 10 привода задних мостов.

Шестерня 8 понижающей передачи и шестерня повышающей передачи установлены на роликоподшипниках с алюминиевыми сепараторами. На валу привода задних (среднего и заднего) мостов установлен несимметричный цилиндрический межосевой дифференциал.

Дифференциал, как и в раздаточной коробке автомобиля Урал-4320, состоит из солнечной шестерни, четырех сателлитов, эпициклической (коронной) шестерни, смонтированных в разъемном корпусе дифференциала.

При разблокированном дифференциале обеспечивается распределение крутящих моментов между передним и задними (средним и задним) ведущими мостами в отношении 1: 2, обеспечивается постоянная и равномерная тяга по всем ведущим мостам и устраняются дополнительные (циркуляционные) нагрузки в трансмиссии. При движении в тяжелых дорожных условиях дифференциал должен быть заблокирован. В этом случае обеспечиваются максимальные тяговые возможности автомобиля по всем ведущим мостам.

Положение, показаное на рис. 4.17, соответствует нейтральному положению в раздаточной коробке при разблокированном дифференциале.

Рис. 4.17.

Раздаточная коробка автомобиля КамАЗ-4310:
1 — первичный вал с фланцем; 2 —ведущая шестерня; 3—крышка верхнего люка; 4 — шестерня отбора мощности; 5 — муфта включения коробки отбора мощности (только на КамА34310); 6 — коробка отбора мощности (только на КамАЗ-4310); 7 — маслосборник; 8 — шестерня понижающей передачи; 9 — штуцер; 10 — вал привода задних мостов; 11 – зацняя обойма дифференциала; 12 — эпициклическая (коронная) шестерня дифференциала; 13—ведущая шестерня межосевого дифференциала; 14 — солнечная шестерня; 15 — передняя часть корпуса дифференциала; 16 — картер раздаточной коробки; 17 — шестерня повышающей передачи; 18 — передняя крышка картера раздаточной коробки; 19 — пробка; 20 — муфта включения высшей передачи; 21 — муфга блокировки дифференциала; 22 — ведущая шестерня привода электрического спидометра; 23—вал привода переднего моста; 24 — вилка муфты блокировки дифференциала; 25 — диафрагменная пневматическая камера; 26 — шток; 27 — диафрагма; 28 — выключатель; 29 — промежуточный вал; 30 — муфта включения низшей передачи; 31 — промежуточная шестерня

Блокировка и разблокировка межосевого дифференциала осуществляется дистанционно при помощи диафрагменных пневматических камер. Между корпусом и крышкой камеры установлена резинотканевая диафрагма. К диафрагме возвратной пружиной поджимается шток, на котором укреплена вилка, связанная с муфтой блокировки дифференциала .

Для блокировки необходимо переместить на панели приборов рычаг крана включения блокировки межосевого дифференциала. При этом сжатый воздух поступает в полость между крышкой корпуса камеры и диафрагмой, шток с вилкой перемещает муфту направо, соединяя вал привода переднего моста с передней частью корпуса (водилом) дифференциала.

В результате дифференциал блокируется, валы привода ведущих мостов оказываются жестко связанными и вращаются с одинаковой частотой.

Переключение передач в раздаточной коробке также осуществляется дистанционно с помощью диафрагменных пневматических камер.

Для включения в раздаточной коробке повышающей передачи с передаточным числом 0,917 необходимо муфту смещением вправо ввести в зацепление с зубчатым венцом у торца шестерни повышающей передачи.

В этом случае крутящий момент от первичного вала, ведущую шестерню через промежуточную шестерню, шестерню повышающей передачи, муфту передается на переднюю часть корпуса (водило) дифференциала и распределяется между валами привода ведущих мостов.

Для включения понижающей передачи с передаточным числом 1,692 необходимо муфту сместить вправо. При этом соединятся шестерни.

Крутящий момент от первичного вала, ведущей шестерни, через промежуточную шестерню и муфту будет передаваться на шестерню понижающей передачи, далее через ведущую шестерню дифференциала на переднюю часть корпуса дифференциала и затем через дифференциальный механизм распределяется между валами привода ведущих мостов.

Воздух в камеры переключения передач в раздаточной коробке подается через электропневмоклапаны, управляемые из кабины водителя трехпозиционным переключателем. Для исключения одновременного включения двух передач в раздаточной коробке имеется механизм блокировки шарикового типа.

Смазка раздаточной коробки осуществляется разбрызгиванием. Для повышения надежности смазки шарикового подшипника ступицы шестерни понижающей передачи во внутренней полости картера коробки выполнен маслосборник, соединенный каналами, через которые масло стекает в полость подшипника.

Читать далее: Основные регулировки раздаточной коробки и привода управления

— Автомобили Камаз Урал

Главная → Справочник → Статьи → Форум

Источник: http://stroy-technics.ru/article/ustroistvo-rabota-i-upravlenie-razdatochnoi-korobki-avtomobilya-kamaz-4310

Устройство автомобилей


Мощность, отобранная от двигателя посредством сцепления и коробки передач, направляется к ведущим колесам автомобиля через карданную и главную передачу.

Для автомобилей с одним ведущим мостом в данном случае поток мощности следует в одном направлении, а вот для автомобилей, имеющих два и более ведущих мостов, необходимо мощность двигателя распределить между всеми ведущими колесами пропорционально преодолеваемой ими нагрузке.

В таких автомобилях для распределения крутящего момента между ведущими мостами применяются раздаточные коробки.
Кроме того, установка понижающей передачи в раздаточной коробке позволяет значительно увеличить передаваемый крутящий момент и тяговую силу, способствуя повышению проходимости автомобиля.

Поэтому многие раздаточные коробки способны выполнять две основные функции – распределение крутящего момента от двигателя между всеми ведущими колесами, а также изменение, при необходимости, величины передаваемого крутящего момента.

Раздаточные коробки классифицируются по ряду признаков:

  • по числу передач – одноступенчатые и двухступенчатые;
  • по расположению ведомых валов – соосные и несоосные;
  • по приводу ведомых валов – с бездифференциальным (блокированным) приводом и с дифференциальным приводом.

Основные типы раздаточных коробок представлены на рис. 1.

Одноступенчатые раздаточные коробки обычно применяются на полноприводных легковых автомобилях, где значительное увеличение силы тяги может привести к нежелательным перегрузкам агрегатов трансмиссии.

Двухступенчатая раздаточная коробка удваивает число передач и расширяет диапазон передаточных чисел, применяется на грузовых автомобилях с целью повышения тяговых качеств.

По сути, такая раздаточная коробка является не только распределителем потока мощности, но и своеобразным демультипликатором, повышающим динамические возможности автомобиля путем увеличения тягового усилия на ведущих колесах.

Раздаточные коробки с соосными валами находят наибольшее применение, так как в них легко осуществить дифференциальный привод ведомых валов путем установки межосевых дифференциалов. Кроме того, с помощью несимметричного дифференциала крутящий момент может быть распределен между ведущими осями пропорционально вертикальным нагрузкам на них.

Дифференциальный привод ведомых валов позволяет колесам разных мостов вращаться с различными угловыми скоростями, что исключает циркуляцию мощности в трансмиссии.

В таких раздаточных коробках передний мост включен постоянно, что упрощает управление раздаточной коробкой. Однако в определенных условиях на автомобиле с неблокируемым межколесным дифференциалом при буксовании одного из колес движение будет невозможно.

Поэтому обязательно должно быть устройство для блокировки межосевого дифференциала.

Несоосные раздаточные коробки, как правило, бездифференциальные. Так как при движении автомобиля по неровным дорогам колеса разных мостов проходят различный путь, то при включенном переднем мосте это приводит к возникновению циркуляции мощности.

Поэтому передний мост при движении по дорогам с твердым покрытием должен отключаться, чтобы предотвратить значительное изнашивание шин.
Кроме того, в таких раздаточных коробках обязательно должен быть устройство, блокирующее включение пониженной передачи при выключенном переднем мосте.

Делается это для того, чтобы не допустить передачу чрезмерного крутящего момента на задний мост или заднюю тележку.

***

Раздаточная коробка ГАЗ-66

Раздаточная коробка с блокированным приводом мостов автомобиля ГАЗ-66-11 (рис.

2) включает в себя картер 1, первичный вал 2, вал 3 привода заднего моста, промежуточный вал 11, вал 9 привода переднего моста, зубчатые колеса и механизм переключения передач.
Пониженная передача имеет передаточное число 1,98, прямая – 1, т. е.

раздаточная коробка автомобиля ГАЗ-66 способна выполнять дополнительно функцию демультипликатора.
Привод управления раздаточной коробкой механический, дистанционный.

Картер 1 отлит из серого чугуна и является базовой деталью, внутри которой устанавливаются валы с зубчатыми колесами.

Первичный вал 2 является ведущим элементом раздаточной коробки. На переднем конце вала нарезаны шлицы для установки фланца, к которому крепится карданный вал, связанный с коробкой передач. Первичный вал установлен в двух подшипниках.

Передний подшипник – шариковый, жестко фиксирует вал в стенке картера от осевого смещения. Подшипник закрыт крышкой, в которой установлена самоподжимная уплотнительная манжета, работающая по поверхности ступицы фланца.

Задний подшипник роликовый цилиндрический (допускающий температурное изменение длины вала) установлен в расточке зубчатого колеса 4 вала привода заднего моста. На заднем шлицованном конце вала установлено подвижное зубчатое колесо 3 включения заднего моста и пониженной передачи.

Вал привода заднего моста 5 является ведомым валом раздаточной коробки. Вал вращается на двух подшипниках, один из которых установлен в задней стенке картера, а другой – в крышке. Наружный конец вала шлицованный. На нем установлен фланец, к которому крепится карданный вал заднего моста.
В средней части вала установлена шестерня 6 привода спидометра.
Вал имеет уплотнительную манжету.

Промежуточный вал 11 вращается на двух шариковых подшипниках, установленных в стенке картера. По всей длине вала выполнены шлицы, на которых установлены два зубчатых колеса. Зубчатое колесо 10 пониженной передачи установлено неподвижно с помощью стопорного кольца, а зубчатое колесо 7 включения переднего моста имеет возможность перемещаться вдоль вала. Концы вала закрыты крышками.

Вал привода переднего моста 9 также установлен на двух подшипниках. На шлицах вала неподвижно закреплено зубчатое колесо 8 привода переднего моста, а на противоположном конце – фланец крепления карданного вала переднего моста.
Вал уплотняется уплотнительной манжетой.

Механизм переключения передач (рис. 2, б) состоит из двух штоков 12 и 18 с вилками 13 и 17, фиксаторов и блокирующего устройства.

Перемещение с помощью механизма переключения передач зубчатого колеса 3 в сторону вала привода заднего моста и введение его в зацепление с внутренним зубчатым венцом зубчатого колеса 4 обеспечивает включение прямой передачи, при которой крутящий момент передается напрямую с первичного вала 1 на вал 5 привода заднего моста.

Зубчатые колеса 4 и 8 связаны через валы привода мостов с колесами передней и задней осей и, поскольку они имеют одинаковый диаметр и число зубьев, вращаются с равными угловыми скоростями. Поэтому перемещением подвижного зубчатого колеса 7 можно включить передний мост прямо на ходу при движении автомобиля на прямой передаче.

Включение пониженной передачи вследствие отсутствия синхронизаторов производится перемещением и введением в зацепление зубчатого колеса 3 с зубчатым колесом 10 промежуточного вала только при полной остановке автомобиля.

Блокирующее устройство механизма переключения передач не позволяет включить пониженную передачу без выключения переднего моста и выключить передний мост при включенной пониженной передаче. Осуществляется это благодаря двум сухарям 15, расположенным между штоками, на боковых поверхностях которых выполнены выемки различной глубины.

На штоке 12 включения пониженной передачи имеется три выемки (лунки). Между выемками соответствующими нейтральной передаче и прямой передаче, боковая поверхность ползуна сточена под лыску, поэтому при перемещении штока во время включения прямой передачи сухарь сдвигается на относительно небольшое расстояние, сжимая пружину 16.

При перемещении штока в другую сторону для включения пониженной передачи при том же положении штока 18 включения переднего моста невозможно, так как из-за отсутствия лыски сухарь должен будет сместиться на большее расстояние, что приведет к упору его в противоположный сухарь.

Перемещение штока 12 будет возможным, только если будет включен передний мост и напротив сухарей окажется более глубокая выемка штока 18.
После включения пониженной передачи сухарь устанавливается в неглубокой выемке штока 12, что приводит к блокированию штока 18 включения переднего моста.

Выключить передний мост можно только после выключения пониженной передачи.

***

На автомобиле КамАЗ-4310 установлена механическая двухступенчатая раздаточная коробка с несимметричным межосевым дифференциалом (рис. 3).

Передаточные числа: первая (понижающая) передача – 1,692, вторая (повышающая) передача – 0,917.

Поэтому на понижающей передаче раздаточная коробка выполняет дополнительно функцию демультипликатора, а на повышающей — делителя (мультипликатора).
Раздаточная коробка выполнена по трехвальной схеме с соосными выходными валами.

Редуктор раздаточной коробки состоит из картера 10, первичного вала 1, промежуточного вала 21, вала 18 привода переднего моста, межосевого дифференциала, вала 9 привода заднего моста. Все зубчатые колеса редуктора постоянного зацепления со спиральными зубьями.

Картер раздаточной коробки литой, с вертикальным разъемом. В верхней части картера имеется люк, закрытый крышкой, для установки коробки отбора мощности. В гнездо заднего торца картера может устанавливаться односкоростная коробка отбора мощности для привода лебедки, связанная с первичным валом 1 через зубчатое колесо 4.

Первичный 1 и промежуточный 21 валы вращаются на цилиндрических радиальных подшипниках, дифференциал – на цилиндрическом и шариковом радиальных подшипниках. Шарикоподшипник первичного вала воспринимает только осевые нагрузки и установлен в крышке первичного вала с радиальным зазором.

К ведущему зубчатому колесу 2 первичного вала приварено зубчатое колесо 3 отбора мощности. Зубчатое колесо 7 понижающей передачи и зубчатое колесо 14 повышающей передачи установлены на роликоподшипниках с алюминиевыми сепараторами.

Дифференциал – планетарного типа с четырьмя сателлитами 8, солнечным зубчатым колесом 13 и коронным зубчатым колесом 11, соединенным с валом 9 привода заднего моста. Момент вращения от солнечного зубчатого колеса 13 передается на вал 18 привода переднего моста.

При незаблокированном дифференциале обеспечивается распределение крутящих моментов между передним и задними мостами в соотношении 1:2, в соответствии с вертикальными нагрузками на передний мост и заднюю тележку.

В зависимости от дорожных условий дифференциал может быть заблокирован, и тогда валы привода переднего и заднего мостов вращаются как одно целое.

Смазывание зубчатых колес раздаточной коробки осуществляется разбрызгиванием. Для подачи смазочного материала к подшипникам зубчатого колеса понижающей передачи промежуточного вала в картере раздаточной коробки имеется маслосборник (карман) 6, соединенный через отверстия в картере крышки подшипника, штуцере и валу с подшипниковой зоной.

Для включения повышающей передачи муфта 15 вводится в зацепление с зубчатым венцом зубчатого колеса 14. В этом случае крутящий момент от первичного вала 1, через ведущее зубчатое колесо 2, промежуточное зубчатое колесо 22, зубчатое колесо 14 повышающей передачи, муфту 15 передается на водило 16 дифференциала и распределяется между валами привода ведущих мостов.

Для включения понижающей передачи необходимо муфту 5 сместить вправо.

При этом соединятся зубчатые колеса 22 и 7 и крутящий момент от ведущего зубчатого колеса 2 первичного вала 1, через промежуточное зубчатое колесо 22 и муфту 5 будет передаваться на зубчатое колесо 7 понижающей передачи, далее через ведущее зубчатое колесо 12 дифференциала на водило 16 и распределяться между валами привода мостов.

Переключение передач в раздаточной коробке осуществляется дистанционно – мембранными пневматическими камерами. Воздух в пневматические камеры переключения передача подается электропневматическими клапанами (рис. 3, а), управляемыми из кабины водителя трехпозиционным переключателем.

Блокировка дифференциала происходит при введении в зацепление муфты 17, сидящей на шлицах вала 18 привода переднего моста с зубчатым сектором на передней части водила 16.

Включение блокировки межосевого дифференциала осуществляется также мембранной пневматической камерой 19, воздух в которую подается через пневматический кран, установленный в кабине под панелью приборов.

***

Коробка отбора мощности

Главная страница

Специальности

Учебные дисциплины

Олимпиады и тесты

Источник: http://k-a-t.ru/mdk.01.01_transmjssia/kpp_10/index.shtml

Ссылка на основную публикацию