Устройство бульдозера: классификация, карьерный, тяговый класс, таблица, типы, назначение

Назначение, область применения и классификация бульдозеров

Бульдозером называется многоцелевая землеройно-транспортная машина цикличного действия, представляющая собой гусеничный или колесный трактор, тягач или другую самоходную машину с навешенным с помощью рамы или брусьев рабочим органом — отвалом.

Бульдозер предназначен для послойной разработки, перемещения на расстояние до 100 м и планировки грунта при выполнении земляных работ.

В дорожных войсках бульдозеры применяются при возведении насыпей высотой до 3 м; разработке выемок глубиной до 3 м; отрывке котлованов; перемещении, штабелировании и разравнивании грунта, гравия, щебня и других строительных материалов; засыпке воронок, ям, траншей, рвов; ликвидации невзрывных заграждений на дорогах; выполнении подготовительных работ; работе со скреперами в качестве толкача; дезактивации дорог путем срезания верхнего слоя зараженного грунта; выполнении вскрышных и зачистных работ в карьерах и очистке дорог от снега.

Бульдозеры могут работать в условиях умеренных температур ±40° С, а северного исполнения — до -60° С.

Широкое применение бульдозеров объясняется простотой их конструкций, высокой производительностью, возможностью универсального использования в разнообразных грунтовых и климатических условиях и относительно низкой стоимостью производства работ.

Промышленностью выпускаются бульдозеры различных типов. Они классифицируются по назначению, типу базовой машины (ходовой части), по номинальному тяговому усилию, типу механизма управления рабочим органом, по конструкции рабочего органа, по конструкции рабочего оборудования.

По назначению бульдозеры делятся на общего назначения и специальные.

Бульдозеры общего назначения используются для выполнения основных видов землеройно-транспортных и вспомогательных работ (послойное резание, набор и перемещение грунтов и материалов). Применяются в наиболее часто встречающихся средних грунтовых и климатических условиях.

За средние грунтовые условия принимают супесчаные, суглинистые и глинистые грунты и их разновидности, легкие скальные породы типа трещиноватых сланцев, известняков, мергелей, а за наиболее часто встречающиеся климатические условия — условия умеренного климата с температурой от -40 до +40° С.

Эти бульдозеры получили преимущественное распространение в дорожных войсках.

Специальные бульдозеры предназначены для выполнения отдельных видов работ (например, толкания скреперов, разравнивания кавальеров, подземной разработки материалов, работы на грунтах с пониженной несущей способностью), а также для выполнения работ в особых климатических условиях (например, при низких отрицательных температурах до –60° С, при тропической влажности и температурах до +60°С).

Для расширения области применения бульдозеры общего назначения специально снабжают дополнительным быстроустанавливаемым и съемным оборудованием: рыхлительными зубьями, откосниками, открылками, уширителями, удлинителями, лыжами, вилами, кусторезными наставками.

По типу базовой машины бульдозеры подразделяются на гусеничные и колесные.

Бульдозеры на гусеничном ходу имеют хорошую проходимость и надежность работы в самых тяжелых условиях. Существенным недостатком таких бульдозеров с точки зрения использования их на военно-дорожных работах является малая транспортная скорость, обычно не превышающая 10-12 км/ч.

Бульдозеры на базе мощных колесных тягачей обладают высокой производительностью и большим сроком службы ходовой части по сравнению с гусеничными. Однако проходимость таких машин и тяговые усилия значительно ниже, чем у гусеничных, что является существенным недостатком.

По номинальному тяговому усилию бульдозеры подразделяются: бульдозеры сверхтяжелые — с номинальным тяговым усилием свыше 30 тс (мощность двигателя более 290 кВт); тяжелые — от 20 до 30 тс (100-290 кВт); средние — от 13,5 до 20 тс (50-100 кВт); легкие — от,2,5 до 13,5 тс (20-50 кВт); малогабаритные — менее 2,5 тс (менее 20 кВт).

Тяжелые и сверхтяжелые бульдозеры применяют для выполнения земляных работ больших объемов, а также в районах со сложными климатическими и грунтовыми условиями; легкие и средние — для небольших объемов работ в более легких грунтах.

По типу механизма управления рабочим органом бульдозеры подразделяются на бульдозеры с канатно-блочным управлением и с гидравлическим управлением.

У бульдозеров с канатно-блочным управлением работой отвала управляют с помощью однобарабанной фрикционной нереверсивной лебедки, приводимой в действие от вала отбора мощности трактора.

При канатно-блочной системе управления заглубление рабочего органа в грунт происходит под действием собственной силы тяжести, для чего он должен иметь достаточную массу.

У бульдозеров с гидравлическим управлением отвал заглубляется в грунт принудительно, под действием усилий, развиваемых гидроцилиндрами. Это позволяет снизить массу отвала, облегчить условия работы машины, уменьшить затраты времени на набор грунта и повысить производительность. В настоящее время выпускаются в основном бульдозеры с гидравлическим управлением.

По конструкции рабочего органа бульдозеры бывают с неповоротным отвалом (рис. 3.1) и с поворотным отвалом (рис. 3.2).

Рис. 3.1. Гусеничный бульдозер с неповоротным отвалом:

1 — отвал; 2 — несущая рамка; 3 — гидроцилиндр подъема-опускания отвала;

4 — гидравлические трубопроводы; 5 — подрамник; 6 — поперечная балка; 7 — толкающий брус; 8 — базовый трактор; 9 – нож

Неповоротный отвал бывает с жесткими и шарнирными толкающими брусьями, которые шарнирно устанавливаются на поперечные балки, болтами прикрепленной к раме трактора. Спереди к ней так же прикреплен подрамник, к которому шарнирно через несущую рамку подвешены гидроцилиндры двойного действия.

Неповоротный отвал бульдозера установлен перпендикулярно продольной оси машины и не может поворачиваться в плане.

Бульдозеры с поворотным отвалом отличаются от бульдозера с неповоротным отвалом тем, что на базовый трактор на шарнирах крепят охватывающую раму. Впереди рамы приварена шаровая опора, на которой установлен отвал, поворачивающийся налево или направо по ходу движения машины.

Рис. 3.2. Гусеничный бульдозер с поворотным отвалом:

1 — отвал; 2 – толкатель с откосом; 3 — рама; 4 — гидроцилиндр;

5 – базовый трактор; 6 — шарнир; 7, 8 — ножи

Поворотный (универсальный) отвал бульдозера можно устанавливать под углом ±30° к продольной оси машины или перпендикулярно к ней.

Отвалы бульдозеров всех типов могут быть снабжены механизмом перекоса в поперечной плоскости с помощью гидравлического раскоса, позволяющего регулировать перекос в пределах 6-11° для облегчения разработки тяжелых грунтов; механизмом для регулирования угла резания в результате поворота (наклона) отвала вперед или назад (вокруг горизонтальной оси) с помощью винтовых и гидравлических раскосов, позволяющих регулировать угол резания в пределах 5-6°.

По конструкции рабочего оборудованиягусеничные бульдозеры делятся на четыре типа (рис. 3.3).

I тип (рис. 3.3, а) — бульдозеры с неповоротным отвалом. Применяются для разработки и перемещения грунта, для устройства выемок, возведения насыпей и т. д.

II тип (рис. 3.3, б) — бульдозеры с неповоротным отвалом с гидрофицированным перекосом отвала. Предназначены для тех же работ на грунтах повышенной плотности. Могут применяться также для нарезки террас на косогорах и кюветов.

III тип (рис. 3.3, в) — бульдозеры с неповоротным отвалом с гидрофицированным перекосом и винтовым раскосом для наклона отвала. Предназначены для тех же работ, но на более связных грунтах.

IV тип (рис. 3.3, г) — бульдозеры с поворотным (универсальным) отвалом. Применяются для планировочных работ и обратной засыпки траншей, котлованов, очистки дорог и территорий от снега.

гидроцилиндр перекоса отвала

а б

в г

Рис. 3.3. Конструкции рабочего оборудования

Бульдозеры на базе гусеничных тракторов класса 10 тс и выше изготавливаются с применением нехладоломких и низколегированных сталей. Бульдозеры с универсальным отвалом производятся только на базе тракторов 4 и 10.

Все бульдозеры, используемые в дорожных войсках, имеют гидравлическое управление. Особенности бульдозеров в большей степени обусловлены различиями в конструкции базовых тракторов. Их параметры нормированы.

Наиболее распространены бульдозеры с неповоротным отвалом, с поворотным отвалом, бульдозеры-рыхлители, бульдозеры-толкачи.

Бульдозер с неповоротным отвалом монтируется на базовом гусеничном тракторе. В качестве базовой машины может быть использован колесный трактор, тягач или специальное шасси. Двигатель трактора через муфту сцепления или гидротрансформатор приводит в действие коробку передач и задний мост. Звездочки передают вращение от двигателя гусеницам.

Кабина размещается преимущественно в задней («Беларусь», ДТ-75, Т-130M, Т-180Г) или в средней (ДЭТ-250М) части, а также впереди машины со стороны бульдозерного оборудования (Т-330).

В рамах гусеничных тележек приварены шарниры, на которые установлены толкающие брусья прямоугольного сечения. На другом конце брусьев предусмотрены универсальные шарниры, к которым прикреплен бульдозерный отвал.

В зависимости от назначения и характера работы применяются отвалы различной конструкции (рис. 3.4).

а б в

г д

Рис. 3.4. Конструкции отвалов:

а – прямой; б — полусферический; в – сферический;

г – универсальный (путеукладчик); д – короткий толкающий (с амортизатором)

Прямой отвал не изменяется по ширине. Боковые части полусферического отвала установлены под небольшим углом к лобовой поверхности. Сферический отвал состоит из трех примерно равных частей, установленных одна к другой под углом около 150.

Короткий усиленный отвал оборудован амортизаторами для уменьшения ударных нагрузок при толкании скрепера. Универсальный отвал состоит из двух шарнирно сочлененных половин, которые по отдельности или вместе можно устанавливать в горизонтальной плоскости под углом к продольной оси машины или перпендикулярно к ней.

Существуют также отвалы других типов, используемые для специфических работ, но они распространены значительно меньше.

Для сохранения определенного положения отвала и резания грунта с минимальными затратами мощности отвал удерживается с одной стороны гидрораскосом, с другой жестким или винтовым раскосом. С помощью гидрораскоса отвал перекашивается в поперечной плоскости.

Гидроцилиндрами подъема-опускания отвал устанавливается в нижнее, рабочее, транспортное и промежуточное положения. Гидроцилиндрами подъема-опускания и гидрораскосом управляют с помощью гидросистемы трактора, состоящей из гидронасоса, гидрораспределителя, масляного бака с системами очистки жидкости и гидролиний.

Бульдозер с поворотным отвалом отличается от бульдозера с неповоротным отвалом тем, что на базовый трактор на упряжных шарнирах крепится охватывающая рама.

Впереди рамы приварена шарнирная опора, на которой установлен отвал, поворачивающийся налево или направо по ходу движения машины. По краям отвала располагаются толкатели, предназначенные для крепления его к охватывающей раме.

Переставляя вручную толкатели в кронштейнах на раме, отвал устанавливают в правое, среднее или левое положение по ходу машины. При боковых положениях отвала можно засыпать траншеи или убирать снег.

Бульдозер-рыхлитель кроме бульдозерного имеет также рыхлительное оборудование в виде навешенного сзади трактора гидравлического однозубого или многозубого рыхлителя.

Читайте также:  Трактор т-100: технические характеристики, 100м, гусеничный, 100мгп, цена, отзывы владельцев, навесное оборудование

Бульдозер-толкач оборудуется коротким неповоротным отвалом, у которого вместо гидрораскоса и жесткого раскоса установлены два амортизатора с резинометаллическими элементами. Для усиления отвала в средней его части в зоне контакта с буфером скрепера наварен дополнительный стальной лист по профилю отвала.

Гидроцилиндры подъема-опускания действуют примерно на режущую кромку ножей и расположены таким образом, что исключается возникновение излишних скручивающих нагрузок на отвал.

Соединение отвала с боковыми кронштейнами толкающих брусьев выполнено в виде взаимно перпендикулярных пальцев, образующих универсальные шарниры. Оси пальцев, устанавливаемых в проушинах отвала, совпадают с осями основных проушин толкающих брусьев. Их положение можно регулировать упорными шайбами.

Гидроцилиндр перекоса установлен на сферических шарнирах с левой стороны. Он имеет гидрозамок с двумя запорно-регулирующими элементами, пропускающими рабочую жидкость в обоих направлениях.

Автоматическая система управления обеспечивает управление подъемом, опусканием и перекосом отвала и может работать в копирном режиме стабилизации положения отвала на высоте относительно плоскости, создаваемой сканирующим или круговым движением лазерного излучателя, или в автономном режиме стабилизации положения отвала по высоте и управления перекосом отвала по сигналам датчиков угловых положений, установленных на машине.

Источник: https://megaobuchalka.ru/2/35849.html

Классификация бульдозеров

Бульдозер – это представитель тяжёлой техники, основу его представляет колёсный или гусеничный трактор, дополненный навесным оборудованием, находящимся с лицевой стороны вне зоны ходовой части. В качестве навесного оборудования выступает отвал с ножом, толкающее устройство, выполненное в виде брусьев или рамы и непосредственная система управления данным видом оборудования.

Главной технической характеристикой бульдозера будет тяга базового трактора, именно этот параметр нужно учитывать при эксплуатационных нагрузках техники.

Основная сфера применения бульдозера – это различные виды строительных работ, к основным типам можно отнести перемещение, выкапывание или разравнивание грунта.

При помощи бульдозера легко распланировать стройплощадки, возвести насыпи, разработать котлованы, прорыть траншеи для фундамента или линий коммуникации, засыпать ров, яму, траншею или расчистить территорию от строительного и прочего мусора.

Широкое применение бульдозеров в строительной области, определяется рядом преимуществ, это и простота конструкции, и высокая степень экономичности и надёжности техники, а так же высокой мобильностью, производительностью и универсальностью такого рода техники.

Большое распространение благодаря своей всепроходимости получил гусеничный бульдозер, обладая высокими показателями тяговой силы, эксплуатировать его можно в любой труднодоступной местности. Причём, степень тягового класса у бульдозера, пропорциональна его эксплуатационным характеристикам.

Описание сферы применения очень важно для последуюшей классификации бульдозеров.

Виды классификации бульдозеров

Классификация бульдозеров включает в себя следующие параметры: сфера применения, тяговый класс, тип ходовой части базового трактора и тип системы управления навесным оборудованием.

В зависимости от области применения, различают бульдозер общего назначения. Его используют для выполнения основных землеройных работ в независимости от типа грунта или особенностей климата. Бульдозер специального применения подразделяется на следующие подвиды: толкач, подземный или подводный бульдозер, в зависимости от специфики его применения.

По тяговому принципу классификации, бульдозеры подразделяются на пять видов. Первый до 0,9 класса – это малогабаритные машины, второй в диапазоне от 1,4 — 4 –это лёгкие бульдозеры, средний класс включает диапазон от 6 до 15, следующими идут тяжёлые машины класса от 25 и до 35 и наконец сверхтяжёлые, чей класс выше 35.

Классификация бульдозеров по типу ходовой части включает две модели бульдозеров – это гусеничный трактор или трактор с пневмоколёсами.

Классификация бульдозеров по особенностям конструкции рабочего органа включают в себя три модификации: со стационарным отвалом, с возможностью установки отвала под разными углами, что повышает возможности эксплуатации и мобильности бульдозера, и самый распространеный тип отвала — отвал с гидроперекосом.

По типу управления бульдозеры классифицируются: с механической и гидравлической системой. Бульдозер с механической системой встречается редко, в настоящее время они полностью снят с производства. Принцип действия гидравлической системы управления, основан на работе гидравлическими цилиндрами двустороннего действия, осуществляющими принудительное заглубление отвала.

Перейти в раздел: Бульдозеры

Источник: http://russ-import.ru/news/230-klassifikatsiya-buldozerov.html

Классификация бульдозеров

Пятнадцать лет осталось до того момента, когда бульдозеру исполнится сто лет. За время своего существования эти машины стали во много раз мощнее, функциональнее, появилось разделение на категории в зависимости от мощности, назначения, особенностей конструкции.

Далее мы выясним, какие виды бульдозеров сейчас существуют и на чем основывается их классификация.

Классификация бульдозеров по назначению

По назначению бульдозеры разделяют на три большие группы: общие, специальные и многоцелевые.

Бульдозеры общего типа имеют среднюю мощность и традиционную форму отвала. Они предназначены для выполнения широкого круга работ. Это наиболее универсальный вид бульдозерной техники.

Бульдозеры специального назначения имеют четкую специализацию. Они отличаются особой формой отвала, особенностями конструкции, мощностью, необходимой для выполнения основной задачи.

Примером могут служить бульдозеры, прокладывающие дорогу для тушения лесных пожаров. Они отличаются повышенной проходимостью и специальной защитой кабины машиниста.

Другие машины могут быть приспособлены для ремонта дорог, очистки снега и прочих узких задач.

Многоцелевые, как и специальные, предназначены для выполнения ограниченного круга работ. Разница заключается только в том, что многоцелевые бульдозеры имеют несколько специализированных устройств для выполнения особых видов работ, а не одно.

Прежде всего, бульдозеры предназначены для выполнения землеройных работ, но, как мы уже выяснили, могут служить базой для специальных устройств. Ниже кратно описаны виды специальных бульдозеров.

  • Болотоходные, как ясно из названия, рассчитаны на передвижение по заболоченной местности. Поэтому они имеют очень широкие прорезиненные гусеницы, что позволяет минимизировать нагрузку на единицу площади поверхности и повысить проходимость. Оснащаются, как правило, прямым и широким отвалом.
  • Кусторезы предназначены для срезания кустов и мелкой поросли. Для этого они оснащены отвалом с острой нижней гранью.
  • Корчеватели зачастую совмещены с техникой предыдущего типа. Оборудованы прочными острыми зубьями. Предназначены для извлечения больших пней и камней.
  • Мусорные рассчитаны на работу на свалках и в других подобных условиях. Имеют герметичную кабину и систему фильтрации воздуха. Отвал высокий, прямой.
  • Основная задача бульдозеров-нагребателей – нагребание грунта или сыпучих материалов в другие машины. Для этого они оборудованы нешироким отвалом закругленной формы.
  • Спасательные бульдозеры относятся к особой категории. Оборудованы мощными двигателями, серьезной защитой кабины, широким складным отвалом. Этот вид техники рассчитан на работу в наиболее экстремальных условиях. Такие бульдозеры способны работать при любых температурах и имеют максимальную проходимость.

Другие классификации бульдозеров

Часто применяется классификация по тяговому классу. Класс бульдозера зависит от массы и мощности, всего классов пять:

  • малогабаритные,
  • легкие,
  • средние,
  • тяжелые,
  • сверхтяжелые.

Другая популярная классификация – по управлению отвалом. Отвалы бывают с тросово-блочным, гидравлическим, электрическим, электрогидравлическим и механическим управлением.

Тросово-блочное управление отвалом считается устаревшим и не устанавливается в новую технику. Имеет существенные недостатки, среди которых ограниченность управления и сложность установки.

Гидравлическое управление отвалом в современных бульдозерах встречается чаще всего. Имеет высокую эффективность, надежность и позволяет гибко и точно управлять рабочим инструментом.

Электрическое и электрогидравлическое управление устанавливается в самых мощных и тяжелых бульдозерах, где обычная гидравлика не выдерживает нагрузок.

Механическое управление встречается только на мини-бульдозерах.

Источник: http://daraja.ru/klassifikatsiya-buldozerov/

Бульдозеры

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..

2.5. Бульдозеры и бульдозеры-рыхлители

2.5.1.  Бульдозеры

Бульдозер – это самоходная гусеничная или колесная машина с регулируемым фронтально-расположенным отвалом, которая режет, перемещает и распределяет материал при движении вперед. Основное отличие бульдозера от исполнения других землеройно-транспортных машин заключается в наличии отвала, с помощью которого разрабатывается грунт и затем перемещается в виде так называемой призмы волочения.

Бульдозеры характеризуются рядом основных параметров, к которым относятся: тяговый класс, мощность двигателя базового трактора, масса машины, размеры отвала, высота подъема отвала, заглубление отвала, скорость движения, удельное давление на грунт, габаритные размеры. Тяговый класс базового трактора – главный параметр бульдозера. Он характеризует напорное усилие или силу тяги, развиваемую при минимальной скорости рабочего хода и минимальном буксовании гусениц или колес.

Бульдозеры классифицируют по назначению, типу ходового устройства, конструкции рабочего оборудования, тяговому классу базового трактора (табл. 2. 23).

Таблица 2.23

Классификация бульдозеров

Строительныебульдозеры Назначение Общего назначения
Специальные
Многоцелевого назначения
Ходовое устройство Колесное
Гусеничное
Тип отвала Неповоротный
Поворотный
Универсальный
Управление отвалом Канатно-блочное
Гидравлическое
Тяговый класс трактора Малогабаритные (класс до 0,9)
Легкие (классов1,4…4)
Средние (классов 6…15)
Тяжелые (классов 25…35)
Сверхтяжелые (класса свыше 35)

Бульдозерам всех исполнений присваивается индекс в виде букв ДЗ и цифровой части,  аналогичный индексу скреперов. В последнее время в ряде моделей бульдозеров стала применяться маркировка, состоящая из букв и цифр, которые обозначают индекс базового трактора.

Например, индекс Б10МБ означает – бульдозер на базе трактора Т–10МБ; ТМ-25.01 – бульдозер на тракторе Т-25.01. Используются и другие системы индексации (см. техническую характеристику современных  бульдозеров, выпускаемых в России и странах СНГ,  табл. 2.24).

Таблица 2.24

Техническая характеристика гусеничных  бульдозеров

Индекс Базовый тягач Масса, т
марка тяговый класс мощность,кВт без тягача с тягачом
Бульдозеры с неповоротным отвалом
ДЗ-42ГДЗ-101АОБГН-4ОБГН-4МБ10МБ-2121Б10М.0100ЕТС-10ДЗ-162ДЗ-54ДЗ-27ДЗ-110АДЗ-35ДЗ-35СДЗ-158ДЗ-34СДЗ-118ДЗ-124ХЛДЗ-59ДЗ-141ХЛ ДТ-75МТ-4АП2Т-4А.01Т-4АП2.01Т-10МБТ-10МТС-10ДТ-75НТ-100МЗТ-130Т-130Т-180Т-180ГТ-25.01ДЭТ-250ДЭТ-250МТ-330Т-330Т-500 34410101010101010151515252525252535 709696961321321328080118118133133272222243250250368 0,81,71,11,52,872,512,161,61,711,851,992,063,46,913,984,878,0466,58,615 7,98510,159,9710,3319,5616,7616,59,8213,7113,3516,0217,06518,7640,5131,3834,846,544,061,35
Бульдозеры с поворотным отвалом
ДЗ-42ПДЗ-17ДЗ-19ДЗ-28ДЗ-109БДЗ-171.1ДЗ-25ДЗ-35БДЗ-60ХЛ Д75ДТ-100МЗТ-100МЗБГТ-130.1.Г-1Т-130.1.Г-1Т-170Т-180ГПТ-180КСТ-330 31010101010151525 707979118118125132132243 0,92,24,732,02,252,83,963,98,42 7,431417,116,3216,2816,519,3217,944,69
Читайте также:  Трактор кировец к-20: мини-трактор, технические характеристики, видео, конструкция, области применения

Бульдозер (рис. 2.8) состоит из базовой машины и навесного рабочего оборудования.

Бульдозерное оборудование включает в себя отвал 2 с ножами 1, толкающее устройство, состоящее из основной рамы 3, двух толкателей 7 и гидросистемы управления отвалом 6.

Толкающее усилие, развиваемое двигателем трактора 5, через толкающее устройство передается на отвал, который ножами срезает грунт. Толщина срезаемой стружки регулируется гидроцилиндрами 4 подъема и опускания отвала.

При резании грунта бульдозер перемещается на рабочей скорости, обычно соответствующей первой передаче, с целью получить возможно большее тяговое усилие.

Для сокращения продолжительности цикла желательно предельно сокращать путь копания, для чего грунт следует разрабатывать с возможно большей толщиной стружки.

Рекомендуется при разработке слабых грунтов применять прямослойную схему резания грунта, в плотных грунтах – клиновую или гребенчатую схему.

    Рис. 2.8. Бульдозер с поворотным отвалом

1 – нож; 2 – отвал; 3 – рама; 4 – гидроцилиндры подъема отвала;

5 – трактор; 6 – гидроцилиндры поворота отвала; 7 – толкатель

После образования перед отвалом призмы грунта его транспортируют при переднем ходе на расстояние и одновременно подрезают. Подрезанием компенсируются потери грунта, высыпающегося из призмы по бокам отвала.

При подходе к месту отсыпки отвал поднимают, призма грунта ссыпается, образуя штабель.

С поднятым отвалом бульдозер на максимально возможной скорости возвращается в забой задним ходом (при небольших расстояниях передвижения) или передним ходом с разворотами.

В последнее время некоторые модели неповоротных и поворотных гидравлических бульдозеров снабжаются автоматизированными системами управления отвалом «Копир-Автоплан-10» и «Комбиплан-10», осуществляющими автоматическую стабилизацию заданного положения отвала при выполнении окончательных планировочных работ. Эти системы имеют ту же элементную основу, что и рассмотренные выше системы управления скреперами.

Система автоматики «Копир-Автоплан-10» установлена на бульдозере с поворотным отвалом ДЗ–109Б–1 (рис. 2.9). Система «Комбиплан-10» установлена на бульдозерах с неповоротным отвалом  ДЗ–110А–1 и ДЗ–110В–1.

Рис. 2.9. Аппаратура системы «Копир-Автоплан-10»

1  – источник лазерного излучения;   2 – фотоприемное устройство (ФПУ);                     3 – механизм перемещения (МП) с датчиком обратной связи;

4 –  тахогенератор (ТГ); 5 – датчик ДКБ;  6 – пульт управления;

7 – аккумулятор

Техническая производительность бульдозера при резании и перемещении грунта, м3/ч, определяется по формуле

                                       ПТ = 3600 Vпр КУ КС / ТЦ,                              (2.21)

где  VПР – геометрический объем призмы волочения грунта (в плотном теле), м3;

                                     VПР =  H2 / ctg φo Kp,                                 (2.22)

где  L, H – соответственно длина и высота отвала; φо – угол естественного откоса при перемещении материала (среднее значение φо = 30°; ctg φo = 1,73); КР  – коэффициент разрыхления грунта (для грунта 1-й группы равен 1,1; 2-й группы – 1,2; 3-й группы – 1,3); КУ – коэффициент, учитывающий влияние уклона местности (табл. 2.22);  КС – коэффициент сохранения грунта при его транспортировке:

                                                 КС = 1 – 0,005 Sв,                                         (2.23)

где Sв – дальность перемещения (возки) грунта, м; ТЦ – продолжительность цикла, с:

                                  ТЦ =   Sp / vp + SB / vB + S0 / vo + Σ t,                        (2.24)

где SP, SB, SO – длина соответственно пути резания, возки грунта и обратного хода, м; SO = SP + SB;   vP, vB, vO – скорость трактора при резании, перемещении грунта и обратном ходе, м/с, (табл. 2.23);  Σt – время на переключение передачи,  опускание отвала, остановки в начале и конце рабочего хода и др. вспомогательные операции (в среднем Σ t = 15…20 с).

Длина пути резания грунта                                          

                                        Sp = Vпр / L hc                                              (2.25)

где  VПР – объем призмы волочения грунта, м3; L – длина отвала бульдозера, м;    hС – толщина срезаемого слоя грунта, м, (табл. 2.23).

       Таблица 2.22

Влияние уклона местности на производительность бульдозера

Направлениерезания Значение коэффициента КУ при уклоне местности, %
3 6 10 15 20
Под уклон 1 1,2 1,5 2,0 2,5
На подъем 1 0,85 0,7 0,6

Таблица 2.23

Основные технологические параметры работы бульдозера

Группагрунта Тяговыйклассбульдозера Толщинарезаниягрунта, см Скорость, м/с, при
резаниигрунта груженом ходе обратном ходе
I 1,4…4 18,5 0,7 1,1 2,0
6…15 25 0,75 1,2 2,5
25…35 35 0,76 1,0 2,1
II 1,4…4 17,5 0,65 1,0 2,0
6…15 22 0,7 1,1 2,5
25…35 31 0,74 0,9 2,1
III 1,4…4 12,5 0,5 0,7 2,0
6…15 18 0,65 1,0 2,5
25…35 27 0,72 0,8 2,1

Среднечасовая эксплуатационная производительность бульдозераравна:

                                                ПЭ = ПТ КВ,                                         (2.26)

где  КВ – коэффициент использования машины по времени в течение смены: КВ = 0,8 – при мощности бульдозера до 200 кВт; КВ = 0,75 – при мощности свыше 200 кВт.

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..

Источник: http://zinref.ru/000_uchebniki/05300_transport_jd/001_00_stroitelnie_i_putevie_mashini_piotrovich_2008/012.htm

Класс трактора — от мини до мощных универсалов, таблица

В России и других странах СНГ трактора классифицируются по своим тяговым характеристикам. Производители изготавливают различные модели, подразделяя их по тяговым возможностям. Каждый имеет свои отличительные характеристики, по которым выбирается техника под определенный вид работ. Как отличается тяговый класс тракторов и что означает это понятие, расскажут наши специалисты.

Понятие и особенности

Тяговые классы сельскохозяйственных машин — это ключевая характеристика, которая говорит о том какую максимальную тяговую силу способна развить техника.

Тяговая сила будет зависеть не только от заводских характеристик, но и от вида почвы при эксплуатации. На глинистой и заболоченной почве тяговые характеристики будут ниже, чем на сухой песчаной.

Поэтому заводские характеристики для всех сельскохозяйственных тракторов рассматриваются при соблюдении одинаковых условий эксплуатации.

Классификация тракторов по тяговому признаку осуществляется при грунтовых условиях:

Характеристики почвы Колесность агромашины
4х2 4х4 На гусеничном ходу
Допустимое буксование менее 16% менее 14% менее 3%
Насаждения Стерни после высадки колосковых
Допустимая влажность 25-35%
Плотность почвы Средняя

Сила тяги сельскохозяйственной техники выражается цифрами в тонне силе усилия —тс. Одновременно тяговая сила может выражаться в килоньютонах — кН. Соотношение килоньютонов к тонне силе следующее: 1 тс=10 кН. Так, машина 6 тс — это 60 кН. Показатели у одной и той же машины на гусеницах и колесах при эксплуатации могут отличаться, так как проходимость у первой выше.

Основные характеристики сельскохозяйственной техники

Все сельскохозяйственные машины начиная от садового мотоблока, заканчивая крупным промышленными моделями сельскохозяйственных машин, разделяется на 17 групп по силе тяге. Но популярные модели агромашин, которые используются в частных хозяйствах, разделяются на 8 групп.

Три первых группы относятся к мотоблокам и мини-технике. Недавно производители стали выпускать еще сельскохозяйственные машины с 7 силой тяги, ранее техника с этим показателем относилась к крупной промышленной.

Но в связи с развитием частных ферм, трактор класс 7 стал востребован аграриями и его перенесли к общему назначению.

Основные показатели всех моделей и тяговый класс тракторов таблица ниже:

Сила тяги техники Мощность техники в л. с. Возможные тяговые усилия, кН Средний вес машины, кг Популярные модели техники
На колесах На гусеницах
0,1 Мотоблок садовый
0,2 10–14 1,8–5,4 Менее 5 30 Производительные мотоблоки, мини-трактора.
0,4 Jinma (120, 264E), отечественные на сегодня не производятся.
0,6 22–25 5,4–8,1 1 500 Беларус 300, Т30 и Т25.
0,9 40–50 8,1–12,6 2 600 Т40
1,4 55–75 12,6-18 2 900 ЮМЗ 6, Беларус 900, МТЗ 80/82.
2 75-90 18–27 Менее 5 000 Беларус 1220 Т 70, 54 (специальные)
3 90 27–36 6 300 Беларус 1500, Т150к Т 150, ДТ 75.
4 130–165 36–45 Менее 7 900 Беларус 2022 Т 4А, ХТЗ-201.
5 От 165 45–54 7 900 Белорусский 3023, К 700. Т 501.
6 300–400 54–63 Менее 11 600 Джон Дир 9430 Т 130м
7 300–400 63–72 Менее 11 600 АТМ Террион 7360

В таблице представлены основные показатели, которые учитываются при выборе модели. Чем сложнее работы предстоят и больше земельные угодья, тем выше класс техники понадобится.

Виды агротехники

По своим техническим характеристикам, силе тяги и мощности вся сельскохозяйственная техника подразделяется на группы:

  • 0,2; 0,4 — мини-трактора. Небольшие маломощные, подходят для работы на частном подворье, используются с навесным и прицепным оборудованием. Применяются в агрокомплексах, для садовых и дорожных работ. Компактные и легкие, легко проходят по узким улицам городов.
  • 0,6; 0,9; 1,4; 2 — универсальные машины. Используются для сельскохозяйственных и дорожных работ. Применяются на пропашных, при посадке и уборке урожая, подготовке почвы. В этот вид может входить подгруппа универсально-пропашных машин. Используется для подготовке участков под посадку, для возделывания.
  • Трактора класс 3; 4; 5; 6; 7 — машины общего назначения. Подходит для осуществления любых энергоемких дорожных и агроработ. В агрохозяйстве используются в крупных агрокомплексах.
  • Отдельная группа с различным тяговыми возможностями — специализированные агромашины, используемые для конкретных культур, например: для уборки и посадки корнеплодов, подсолнечника и т. д.
  • Техника с самоходным шасси — узкая линейка, имеет низкую тяговую силу. Например, самый популярный самоходный трактор Т 16.

Самые востребованные виды с различным классом тяги рассмотрим подробнее.

Миниатюрные помощники аграриев

Техника 0,2 тс миниатюрна, но востребована в частных хозяйствах. Сюда относятся мощные мотоблоки и мини-трактора. Подходят для уборки узких улиц, в частном хозяйстве с ее помощью можно выполнять практически любые уличные работы. Средняя цена на рынке, в зависимости от производителя и мощности, от 85 00 р.

Среди популярных выделяются следующие: Белорусские 112; 08К; 132Н и МТЗ 082, Уральский Т0,2, КМЗ 012. Менее адаптированные, китайские агромашины тоже востребованы аграриями: Jinma 100 и 200х; Чери ФД 15; Дофган 244; Хинтай-220; Фотон ТЕ 244.

Дешево и сердито

Распространены среди частных фермерских хозяйств классы тракторов 0,6 и 0,9. Это более мощная агромашина, применяемая для разнообразного вида агроработ на участках от 50 соток.

Две популярные модели 0,6 класса выпускаются на Владимирском ТЗ — Т 30 и 25А. Интересная техника с самоходным шасси Т 16. Из современных выделяются: Беларус 310,3 20, 321 и ВТЗ 2032.

Мощные сельскохозяйственные машины с хорошей проходимостью и большим количеством навесного и прицепного оборудования.

Тяговый класс 0,9 представлен современными ЛТЗ 55 (производится с 90-х годов на Липецком тракторном заводе) и ВТЗ 45 от Владимирского ТЗ. Из проверенных годами, выделяются Т 40 и 40А. Средняя цена на рынке от 170 тыс. р.

Читайте также:  Экскаватор-погрузчик new holland (нью холланд): b115b, технические характеристики, b110, отзывы, lb115b

Практичные и популярные

Среди самых практичных и популярных у аграриев выделяются агромашины класса 1,4 тс. Справляются с работами лучше мини-видов, так как мощность подходит для выполнения любых видов работ в полях и на дорогах. Популярны трактора этого класса в строительной сфере, так как цена значительно ниже мощных производственных моделей.

Среди ярких представителей 1,4 тс выделяются трактора МТЗ 80 и 82 (выпускает Минский тракторный завод), Беларус 900. МТЗ 80 выпускается с конца 80-х годов и зарекомендовал себя только с положительной стороны. Подходит для работы на любых видах почвы и используется при различных погодных условиях. Средняя цена от 360 тыс. р.

Мощные универсалы

Интересен для различного вида работ тяговый трактор класса 2 тс. До 80-х годов агромашины класса 2 выпускались только на гусеницах. Среди таких известны: Т 70 и 54В. Колесным класса 2 из ранних считается ЛТЗ 155. Используется для строительных, дорожных и агроработ.

Высокопроизводительные с высокими техническими характеристиками. Среди последних выделяются: Беларус 1221 и улучшенный 1222, Джон Дир 6020, 6130D производства США . Цена начинается от 270 тыс. р. Импортные стоят от 450 тыс. р.

Но не всегда импортные трактора адаптированы под наши погодные условия.

Техника для любых работ

Тракторы тягового класса 3 подходят для любых видов аграрных, строительных, коммунальных, дорожных и других видов работ. Это мощные модели, применяемые в сельском хозяйстве для больших угодий.

Из современных моделей выделяется трактор Агромаш, модифицированная модель ДТ 75 на гусеничном ходу. Колесная техника представлена тракторами Т 150 К и 150 от Харьковского ТЗ. Средняя цена на класс 3 от 500 тыс. р.

Могут позволить себе крупные фермерские хозяйства.

Трактора более высокого тягового класса востребованы меньше, так как цена на них высокая. Агрохозяйства предпочитают модели средней ценовой категории с высокими техническими характеристиками, как на видео:

Какого класса выбрать сельскохозяйственную технику, зависит от объемов работ, вида почвы и материальных возможностей агрария. Средняя категория классов 1,4; 2 и 3 представлены в широком ассортименте отечественными и зарубежными производителями.

Но не рекомендуем экономить и приобретать технику на вторичном рынке, особенно старше 10 лет. Независимо от класса тяговой силы, трактор будет ломаться и работы затянутся. А найти запасные части на устаревшие трактора сложно.

Помните, лучше переплатить, чем потерять больше во время сезонных работ.

Источник: http://oselhoztehnike.ru/traktory/traktor-klassa.html

Бульдозер

Бульдозер представляет собой специальное навесное оборудование, предназначенное для базового колесного либо гусеничного трактора. Бульдозер включает в себя систему управления отвалом, отвал с ножами и толкающее устройство в виде рамы либо брусьев.

Основным параметром бульдозера считается тяга базового трактора, т.е. тягача.

Бульдозеры применяют для перемещения и разравнивания грунтов, предварительно взрыхленных мерзлых и скальных грунтов.

Посредством них осуществляется планировка строительных площадок, разработка выемок и котлованов, возведение насыпей, нарезка на косогорах террас, копание под коммуникации и фундамент траншей, засыпка ям, рвов, котлованной, траншей, пазух фундаментов сооружений, расчистка территорий от камней, снега, строительного мусора, кустарника и т.д.

Благодаря простоте конструкции бульдозеров, их надежностью, мобильностью, универсальностью, высокими показателями производительности труда и экономичностью при эксплуатации, эта техника очень активно применяется в строительной сфере.

Современные бульдозеры максимально возможные объемы волочения грунтов набирают на участке от шести до десяти метров. Экономически оправданная дальность перемещения грунтов для бульдозера на гусеничной базе не превышает 60м-80м, а для бульдозеров на пневмоколесной базе – 100м-140м.

Наибольшее распространение получил бульдозер на гусеничной базе, который обладает высокой проходимостью и отличными тягловыми усилиями. Чем больше тяговый класс данной техники, тем большие объемы земляных работ она может выполнять, а также разрабатывать более плотные грунты.

Классификация бульдозеров осуществляется по:

— назначению, — тяговому классу, — типу ходового устройства базовой машины, — виду системы управления отвалом,

— конструкции рабочего органа.

По назначению бульдозеры подразделяют на: — машины общего назначения, применяемые для осуществления основных видов транспортно-землеройных, а также вспомогательных работ в разных климатических и грунтовых условиях;

— специальные машины, используемые для осуществления целевых работ в определенных технологических либо грунтовых условиях (подводный и подземный бульдозер, бульдозер-толкач).

По тяговому классу базовой машины бульдозеры подразделяют на: — сверхтяжелые (класс выше 35), — тяжелые (класс от 25 до 35), — средние (класс от 6 до 15), — легкие (класс от 1,4 до 4), — малогабаритные (класс до 0,9).

В зависимости от типа ходового устройства существуют бульдозеры гусеничные, пневмоколесные.

В зависимости от конструкции рабочего органа существуют бульдозеры: — оснащенные неповоротным в плане отвалом, который располагается перпендикулярно оси тягача,

— оснащенные поворотным отвалом, который можно устанавливать перпендикулярно либо под углом в обе стороны к продольной оси техники.

В зависимости от вида системы управления отвалом существуют бульдозеры с канатно-блочным (механическим) и гидравлическим управлением.

При механической системе подъем отвала осуществляется посредством зубчато-фрикционной лебедки через канатный полиспаст, опускается отвал под воздействием собственной силы тяжести.

В бульдозерах с гидравлической системой опускание и подъем отвала осуществляется принудительно посредством одного либо двух гидроцилиндров двустороннего действия.

В настоящее время бульдозеры с механической системой управления промышленность не выпускает.

Справочник строительных материалов (Б)
Справочник строительных материалов и терминов

Источник: http://www.gvozdem.ru/spravochnik-materialov/b/buldozer.php

Классификация тракторов по назначению, тяговому классу, ходовой

Тракторы – разновидность сельскохозяйственных, промышленных или других самоходных машин, обладающих определенными техническими характеристиками, возможностями и отличающиеся конструкцией.

В комплекте с дополнительным навесным, полунавесным и специальным рабочим оборудованием значительно расширяются возможности и функционал тракторов, что превращает их в машинно-тракторный агрегат. Классифицируют данные агрегаты по ряду признаков.

Рассмотрим наиболее распространенные и важные классификации.

Классификация тракторов по назначению и специфике работ

По данному критерию трактора можно разделить на 2 большие группы – сельскохозяйственные и промышленные.

Классификация сельскохозяйственных тракторов включает такие типы агрегатов:

  • общего назначения – для выполнения широкого спектра полевых работ (кроме уборки и обработки урожая);
  • универсальные – кроме подготовки грунта, используются для обработки и уборки урожая;
  • универсально-пропашные – используются для подготовки грунта, для посадки, уборки и обработки урожая. Не активно используются на целинных грунтах;
  • специализированные – используются зависимо от культуры и вида производства. Бывают виноградниковые, садоводческие, тепличные и т. д.

Промышленные агрегаты делятся на:

  • общего назначения – в основном используются с бульдозерными отвалами и разнообразными бурами;
  • болотоходные;
  • специализированные (погрузчики, трубоукладчики, для подземных и подводных работ и т. д.);
  • лесопромышленные. В свою очередь также делятся на трелевочные, болотоходные и плавающие.

Классификация по типу ходовой системы

По типу ходовой системы делятся на колесные, гусеничные и смешанные.

Колесные трактора передвигаются с помощью колесного движителя. В стандартной компоновке агрегаты имеют 4 колеса. 2 передних колеса обычно имеют меньший диаметр и являются управляемыми, 2 задние колеса имеют больший диаметр и являются ведущими. Коротко такая колесная формула обозначается 4К2.

Гусеничные трактора, соответственно, передвигаются с помощью гусениц. Агрегаты со смешанным типом движителя приводятся в движение одновременно колесами и гусеницами.

Классификация тракторов по тяговому классу

Тяговый класс трактора зависит от усилия агрегата при полной его эксплуатационной массе, которое он развивает на поверхности средней плотности и влажности. Для сельскохозяйственных и промышленных тракторов общего назначения класс тяги тракторов представлен в таблице ниже:

Рассмотрим классификацию по мощности тракторов более подробно. Трактора и мотоблоки 0,1 и 0,2 тягового класса относятся к малогабаритным агрегатам малой мощности, которые подойдут для владельцев небольших участков. Ярким примером агрегатов тягового класса 0,2 является минитрактор КМЗ.

Трактора 04, 06, и 0,9 тяговых классов уже более мощные и функциональные, способные справляться с широким спектром работ на больших земельных участках.

Механизмы тягового класса 1,4 относятся к агрегатам средней мощности и представлены в основном универсально-пропашными тракторами. Их функциональность очень обширна – от обработки грунта и посевных работ до транспортировки и лесозаготовки.

2 тяговый класс представлен усиленными колесными и гусеничными моделями, которые при соответствующем навесном оборудовании могут выполнять фактически весь известный спектр работ. Трактора этого класса можно считать самыми распространенными и популярными.

Трактора 3 тягового класса активно используются не только в сельском хозяйстве, но и в разных отраслях промышленности. 4 тяговый класс представлен в большинстве гусеничными моделями с высоким уровнем проходимости в любых условиях. Трактора 5-7 классов характеризуются большой массой и проходимостью, широким функционалом, предназначены для сложных условий труда.

Классификация тракторов по экологичности

Четко определить экологический класс трактора той или иной модели сложно, поскольку строгой классификации по данному критерию не существует. При выборе агрегата с точки зрения экологичности, в первую очередь руководствуйтесь мощностью двигателя и устройством топливной системы.

Чем меньше мощность силового агрегата – тем меньше расход горючего и, соответственно, выбросы в атмосферу.

Устройством топливной системы современных тракторов в большинстве случаев предусмотрены хорошие системы очистки топлива и отработанного выхлопа, поэтому данные машины могут считаться безопасными в экологическом плане.

Источник: http://1potraktoram.ru/traktory/klassifikatsiya/

Ссылка на основную публикацию