Маз-5434: 54341, 543а, 543п, 543м, 7930, 7310, технические характеристики, лесовоз, цена

МАЗ-543 четырехосный автомобиль Советской армии — Колеса.ру

Первоначально машину планировалось использовать только под монтаж ракетных комплексов, но впоследствии на базе МАЗ-543 были созданы новые боевые системы и обширный шлейф вспомогательных средств, превратившие его в самый востребованный и распространенный тяжелый автомобиль Советской армии.

Статьи / Военная техника

Основу этого семейства составляли серийные варианты МАЗ-537 и МАЗ-537Г, на которые приходилось 80–90% всего производства КЗКТ. Их главной задачей являлась доставка на штатных полуприцепах по дорогам общего пользования и…

Когда-то на военных парадах автомобили МАЗ-543 с новыми видами вооружения буквально каждый год преподносили иностранным наблюдателям очередные шокирующие «сюрпризы». До недавнего времени эти машины прочно удерживали свой высокий статус и до сих пор остаются на вооружении Российской армии.

К проектированию нового поколения тяжелых четырехосных машин СКБ-1 Минского автозавода под руководством главного конструктора Бориса Львовича Шапошника приступили в начале 1960-х, а организация производства 543-го семейства стала возможной лишь с передачей выпуска седельных тягачей МАЗ-537 на Курганский завод. Для сборки новой автотехники на МАЗе был образован секретный цех, позднее преобразованный в производство специальных колесных тягачей, а СКБ-1 превратилось в Управление главного конструктора № 2 (УГК-2).

Семейство МАЗ-543

По общей конструкции и агрегатной базе семейство МАЗ-543 являлось более быстроходной и маневренной транспортной модификацией седельных тягачей МАЗ-537Г, получившее модернизированные агрегаты, новые кабины и существенно увеличенную монтажную длину рамы.

На шасси с оригинальной так называемой живой клепано-сварной рамой монтировали 525-сильный дизель Д12А-525А V12, автоматическую трансмиссию с модернизированным гидротрансформатором и трехступенчатой коробкой передач, новые дисковые колеса на торсионной подвеске с регулируемым давлением в широкопрофильных шинах.

Первое армейское шасси МАЗ-543 с ракетной системой 9К72 (фото автора)

Мощная система залпового огня «Смерч-М» на шасси МАЗ-543М (фото автора)

Революционная зенитная система С-300 на автомобиле МАЗ-543М (фото автора)

Основу 543-го семейства составляли базовые шасси МАЗ-543, МАЗ-543А и МАЗ-543М с новыми стеклопластиковыми боковыми кабинами с обратным наклоном лобовых стекол, ставшими своеобразной «визитной карточкой» всей гаммы.

Кабины имели правое и левое исполнения, а два члена экипажа располагались по оригинальной схеме тандем — на индивидуальных сиденьях друг за другом. Свободное пространство между ними использовалось под установку радиатора и размещение передней части ракеты.

Все машины имели единый размер колесной базы 7,7 метра, с полной нагрузкой развивали скорость по шоссе 60 км/ч и расходовали 80 л топлива на 100 км.

МАЗ-543

Родоначальником 543-го семейства являлось «легкое» базовое шасси грузоподъемностью 19,1 т с незамысловатым индексом МАЗ-543. Первые шесть прототипов были собраны весной 1962 года и отправлены на волгоградский завод «Баррикады» для монтажа ракетной системы.

Выпуск машин МАЗ-543 начался осенью 1965-го. На них перед моторным отсеком стояли две изолированные друг от друга двухдверные кабины, что предопределило сравнительно небольшой передний свес (2,5 м) и монтажную длину рамы чуть более шести метров.

Автомобили МАЗ-543 собрали в количестве 1 631 экземпляра.

Прототип шасси МАЗ-543 для ракетного комплекса 9К72 (из архива НИИЦ АТ)

Шасси МАЗ-543 позднего выпуска для вспомогательного оснащения (из проспекта МЗКТ)

В Народной армии ГДР на шасси МАЗ-543 монтировали короткие цельнометаллические кузова с тентом и усиленные сцепные приспособления, превращавшие их в мобильные ремонтно-эвакуационные средства или балластные тягачи.

Бортовой автомобиль-тягач на шасси МАЗ-543 в Народной армии ГДР

На первом этапе главным предназначением этой версии являлось несение опытных ракетных комплексов оперативно-тактического звена. Первым из них стала макетная система комплекса 9К71 «Темп», за которой последовала самоходная пусковая установка (СПУ) 9П117 нового комплекса 9К72.

Передовой оперативно-тактический ракетный комплекс 9К72 на шасси МАЗ-543

Пусковая установка 9П117М мобильного ракетного комплекса 9К72 (фото автора)

Самоходная ракетная пусковая установка 9П117М в боевой готовности

На этой базе монтировали также первые образцы берегового ракетного комплекса «Рубеж», радиорелейной станции связи, пунктов боевого управления, войскового автокрана 9Т35, дизельных электростанций и т. д.

МАЗ-543А

В 1963 году первый образец шасси МАЗ-543А с полезной нагрузкой 19,4 т сразу же поступил под монтаж СПУ оперативно-тактического ракетного комплекса (ОТРК) «Темп-С», а потом служил основой для войсковых кузовов и надстроек. Его промышленное изготовление началось в 1966-м и два года спустя переросло в серийное производство.

Главным отличием машины от модели МАЗ-543 являлась незаметная со стороны перекомпоновка шасси путем небольшого продвижения обеих кабин вперед. Это привело к мизерному увеличению переднего свеса (всего на 93 мм) и удлинению полезной части рамы до семи метров. До середины 2000-х годов было выпущено свыше 2,6 тысяч шасси МАЗ-543А.

Серийное шасси МАЗ-543А с монтажной длиной рамы более 7 метров (из архива СКБ-1 МАЗ)

Испытания шасси МАЗ-543А с двумя сдвинутыми вперед кабинами

Главным и наиболее серьезным предназначением машины МАЗ-543А являлось несение пусковой установки 9П120 ОТРК «Темп-С» и входивших в ее состав транспортной и транспортно-заряжающей машины (ТЗМ), а также ТЗМ системы залпового огня «Смерч».

Оперативно-тактический комплекс «Темп-С» на базе МАЗ-543А (фото автора)

Самоходная пусковая установка 9П120 ракетной системы «Темп-С» (фото автора)

На этом автомобиле базировался расширенный набор военной техники: транспортно-установочные агрегаты, автокраны, подвижные командные пункты, машины связи и охраны ракетных комплексов, радиолокационные средства, мастерские, электростанции и другие.

Оборудование установочной спецмашины ТУАН на шасси МАЗ-543А

Опытные и мелкосерийные машины семейства МАЗ-543

В конце 1960-х и начале 1970-х годов к 543-му семейству относилось несколько проходных экспериментальных и мелкосерийных модификаций. Первыми в алфавитном порядке являлись два опытных образца шасси МАЗ-543Б, построенные на базе МАЗ-543 и служившие для монтажа модернизированной пусковой установки 9П117М комплекса 9К72.

Главной новинкой был малоизвестный прототип МАЗ-543В с принципиально иной компоновкой и полезной нагрузкой 19,6 т, послуживший основой известного в будущем варианта МАЗ-543М.

В отличие от предшественников, на нем впервые появилась единственная сдвинутая вперед двухместная кабина, расположенная с левой стороны рядом с моторным отсеком.

Такая компоновка позволила существенно удлинить монтажную часть рамы под установку более крупного оборудования. Шасси МАЗ-543В собрали в количестве 233 экземпляров.

Опытное шасси МАЗ-543В с одной передней кабиной (из архива НИИЦ АТ)

Для выполнения тыловых транспортных операций в Советской армии и народном хозяйстве в середине 1960-х был разработан многоцелевой бортовой вариант МАЗ-543П двойного назначения, выполнявший роль учебных машин или балластных тягачей для буксировки артиллерийских орудий и тяжелых прицепов.

Бортовое шасси МАЗ-543П в качестве военной учебной машины (из архива Л. Шугурова)

К малоизвестным единичным прототипам, не получившим развития, относились шасси МАЗ-543Д с многотопливным вариантом штатного дизеля и экспериментальный «тропик» МАЗ-543Т для эксплуатации в горной и пустынной местности.

МАЗ-543М

В 1976 году, через два года после создания и испытаний опытного образца, родилось наиболее удачное, совершенное и эффективное шасси МАЗ-543М, сразу же поступившее в производство и на вооружение, а затем возглавившее всё 543-е семейство.

От двух первых машин 543/543А новый автомобиль отличался установкой только одной левой кабины, расположенной рядом с моторным отсеком и сдвинутой на передний свес рамы, достигший своего максимума (2,8 м).

Читайте также:  Эвакуатор со сдвижной платформой: краном, конструкция, устройство, сколько стоит, виды, изготовление реализация, своими руками, и манипулятором

При этом все агрегаты и узлы не претерпели изменений, а полезная нагрузка возросла до 22,2 т.

Полигонные испытания 525-сильного шасси МАЗ-543М с одной кабиной (из архива СКБ-1 МАЗ)

Готовое спецшасси МАЗ-543М на территории Минского автозавода

Поздний вариант шасси МАЗ-543М с длиной рамы около 9 м (из проспекта МЗКТ)

К немногочисленным модификациям этого автомобиля относилось пробное многоцелевое шасси с цельнометаллической бортовой платформой от гражданского грузовика МАЗ-7310 двойного назначения.

Оригинальный вариант шасси МАЗ-543М с цельнометаллическим кузовом (из архива НИИЦ АТ)

На долю МАЗ-543М приходились наиболее мощные и совершенные отечественные системы вооружения и многочисленные специализированные надстройки и кузова-фургоны. На нем монтировали самую мощную в мире боевую систему залпового огня «Смерч», пусковые установки берегового артиллерийского комплекса «Берег» и ракетного «Рубеж», несколько типов зенитных пусковых систем С-300 и т. д.

Серийная самоходная многозарядная система залпового огня «Смерч-М» (фото автора)

Первая мобильная четырехзарядная пусковая установка системы С-300ПМУ

Транспортная машина противоракетного комплекса «Амур» (фото Р. Белозерского)

Самым же обширным был перечень вспомогательных средств обеспечения подвижных ракетных комплексов: мобильные командные пункты, машины обнаружения целей, связи, боевого дежурства, обороны и охраны, автономные мастерские и электростанции, передвижные столовые и общежития для боевого расчета и многие другие.

Тропосферная радиостанция «Торф-2» высшего командного звена (фото автора)

Машина боевого дежурства в обитаемом кузове на шасси МАЗ-543М (фото автора)

Мобильная 24-местная полевая гостиница 15Т118 на автомобиле МАЗ-543М

Пик производства машин МАЗ-543М пришелся на 1987 год. До середины 2000-х Минский автозавод собрал свыше 4,5 тыс. машин этой серии.

Распад Советского Союза привел к остановке серийного производства всех трех базовых шасси МАЗ-543, но их продолжали собирать небольшими партиями по заказам для восполнения парка списанной автотехники, а также для опробования на них новых перспективных систем вооружения.

К середине 2000-х в Минске в общей сложности собрали более 11 тыс. машин 543-й серии, на которых размещалось около ста систем вооружения и военного оборудования.

С 1986 года по лицензии сборка доработанных машин серии МАЗ-543 осуществляется китайской фирмой Wanshan под маркой WS-2400.

В 1990 году, накануне распада СССР, для замены уже устаревших к тому времени машин МАЗ-543 был создан многоцелевой 22-тонный прототип МАЗ-7930 с многотопливным двигателем V12 мощностью 500 л. с. и многоступенчатой трансмиссией Ярославского моторного завода, новой моноблочной кабиной и высокобортным стальным кузовом.

Прототип многоцелевого автомобиля-шасси МАЗ-7930 (из архива НИИЦ АТ)

Опытный грузовик МАЗ-7930 с цельнометаллическим кузовом (из архива НИИЦ АТ)

Тем временем 7 февраля 1991 года военное подразделение Минского автозавода было выведено из состава головного предприятия и преобразовано в Минский завод колесных тягачей (МЗКТ) с собственными производственными мощностями и научно-исследовательским центром. Несмотря на это, в 1994-м опытные образцы прошли испытания, через четыре года поступили в производство и в феврале 2003 года под маркой МЗКТ-7930 были приняты на снабжение Российской армии, где служат для монтажа новых видов вооружения и спецнадстроек.

Предсерийный вариант 500-сильного автомобиля МЗКТ-7930 (фото автора)

До настоящего времени базовые машины семейства МАЗ-543 остаются в производственной программе МЗКТ и при необходимости могут быть вновь поставлены на конвейер.

Фотографии без ссылок на источники — из архива автора.

Источник: https://www.kolesa.ru/article/kolesa-kompleksa-s-300-maz-543-luchshij-chetyrehosnyj-avtomobil-sovetskoj-armii

Маз 543: технические характеристики и фото

Автомобили 7 декабря 2014

МАЗ 543 представляет собой тяжелый грузовой автомобиль. Он является полноприводным восьмиколесным транспортным средством Минского автозавода. На его базе создано множество автомобилей для народного хозяйства и военной сферы. Среди них бортовые тягачи, прицепы для транспортировки тяжелой гусеничной техники, самосвалы, трубовозы и лесовозы.

Создание МАЗ 543

МАЗ 543 – это специальный четырехосный колесный тягач, серийное производство которого начато с 1962 года. Он должен был стать универсальным средством, способным расположить на себе подвижные противовоздушные установки «Темп», которые тогда успешно показали себя на испытаниях. Первый проект – эскиз автомобиля появился в 1960 году.

В нем применили некоторые узлы и агрегаты от тягача МАЗ 537. Эскизы нового проекта готовили конструкторы В. Жарков, В. Царев и Л. Жук. Восемь месяцев в минском СКБ 1 разрабатывали специальное шасси, которое назвали МАЗ 543.

Шасси создавалось таким, которое сможет перевозить различное тяжелое оборудование по любым дорогам в любое время года, в условиях сильного холода и жары.

Отличаются МАЗы уникальной компоновкой кабин, которая не применяется больше нигде. Конструктор Б. Л. Шапошников разъединил одну кабину на две отдельные. Поскольку иного варианта размещения длинной ракеты придумать не удалось.

Кабины были рассчитаны на 2 человек, которые сидели друг за другом. Их выполнили из армированной стеклоткани и полиэфирной смолы. Когда проводили испытания на её прочность, развалился стенд, где её установили. Сама кабина осталась целой и невредимой.

Она не отличалась большими размерами, поскольку должна была соответствовать железнодорожным габаритам.

Модификации шасси

Шасси МАЗ 543 производили в различных модификациях. Рассмотрим кратко каждую из них. Впервые грузовой автомобиль был представлен в Москве 7 ноября 1965 года на параде.

Это была батарея 9К72 «Эльбрус», размещенная с пунктом управления, наведения и боевым расчетом. Люди, видевшие эту новинку, испытали огромную гордость за свою страну.

А западные СМИ не переставали восхищенно рассказывать об огромном новом автомобиле.

МАЗ 543 П – это базовое шасси, грузоподъемность которого составляла 19600 кг. На этой основе созданы были пусковые установки 9П117 ракетного комплекса 9К72 и 9П120 – ракетного комплекса 9К76.

Следующей появилась модель МАЗ 543 А. В ней увеличилась грузоподъемность до 22000 кг. Для этого пришлось провести перекомпоновку моторного отделения. На базе этой модификации созданы следующие автомобили: «Смерч», пожарный автомобиль для аэродромов, опытный образец аварийно-спасательной машины и специальный кран.

В следующем варианте МАЗ 543 М изменена передняя часть. Увеличены: площадь сзади кабины экипажа и грузоподъемность. Это позволило создать машину для боевых дежурств.

В 1974 году появился МАЗ 7310. Это был прототип грузовой машины с бортовой платформой, которую называли также МАЗ 543 «Ураган».

МАЗ 73101 вышел в 1976 году. Отличался он тем, что на нем не было специального оборудования. Его можно было использовать с двухосным МАЗ 8385. Длина всего автопоезда составляла 20550 мм. Такую комплектацию использовали для перевозки леса и огромных труб.

МАЗ 7313 — это доработанная конструкция шасси, грузоподъемность увеличилась ещё на одну тонну, собственный вес транспорта остался такой же. И аналогичный вариант, но с укороченным шасси появился под маркировкой МАЗ 73132. Его начали выпускать в 1986 году. В последних модификациях уже установлены переговорные устройства, отопительные приборы и системы вентиляции.

Видео по теме

Габариты и масса

МАЗ 543 имеет собственную массу 23000 кг. Грузоподъемность составляет 20000 кг. Максимальная масса прицепа допускается до 25000 кг. Полная масса автомобиля может быть равна 43300 кг.

Габариты: длина – 11657 мм, ширина – 2975 мм, высота – 2950 мм.

Размер базы: 2200 мм + 3300 мм + 2200 мм. Колея равна 2375 мм.

Дорожный просвет: 400 мм.

Читайте также:  Главный цилиндр сцепления уаз: порядок работы, ремонт, устройство, рабочего, двигателя

МАЗ 543, фото которого представлено ниже, может развивать скорость до 60 км/час.

Двигатель и коробка передач

МАЗ 543, технические характеристики которого схожи с МАЗ 537, имеет также аналогичный двигатель, но с прямым впрыском топлива и очистителем воздуха.

Он имеет V-образное расположение двенадцати цилиндров, механический всережимный регулятор частоты вращения, работает на дизеле. Прототипом дизельного мотора стал В2, используемый в танках во время войны.

Объем составляет 38,8 л. Мощность двигателя – 525 л. с.

Гидромеханическая передача, используемая в МАЗ 543, позволяет облегчить вождение, повысить проходимость на бездорожье и долговечность двигателя. Она состоит их трех частей: четырехколесного, одноступенчатого гидротрансформатора, трехступенчатой автоматической коробки передач и системы управления.

В машине установлена механическая раздаточная коробка, у которой есть две ступени с межосевым дифференциалом.

Колеса

Подвеска, входящая в состав шасси, независима от всех колес, торсионная. Шины с протектором усиленной проходимости имеют размеры: 1500 мм на 600-635 мм. Колесное шасси оказалось более подходящим для МАЗ 543.

Характеристики автомобиля должны были соответствовать специфическому назначению автомобиля. Гусеничное шасси хуже подходило в качестве площадки для старта ракеты. Управляются две пары передних колес.

В машине есть автоматическая система для контроля за давлением в шинах.

Труженики «Ураганы»

Модификация МАЗ 7310 появилась в 1977 году. Её использовали как пожарную машину для работы на аэродромах. В этой модели использовался автономный двигатель, установленный в хвосте, для работы насоса.

Его позаимствовали у ЗИЛ 375. Он работал на бензине, имел восемь цилиндров. Когда для тушения огня стали использовать порошок, появилась модель АА 70 7310 220.

В ней имелась ещё одна цистерна для хранения 2 тонн порошка.

Многие пожарные автомобили «Ураган» МАЗ 543, фото которого представлено ниже, до сих пор выполняют свои функции на аэродромах стран бывшего СССР.

Машина рассчитана на экипаж из 4 человек. Емкость бака для воды составляет 12000 л. Цистерна для образования пены имеет вместимость 900 л. Вода подается на дальность 70 м, а пена – 40 м. Расход топлива составляет 98 литров на 100 км пути.

Современные МАЗы

МАЗ 543 (МАЗ 7310 или «Ураган») заменили со временем семейством машин «Оплот». Правда, их производство так и не приняло форму «серийного». Их разработали для установки на них ещё более мощного вооружения.

Благодаря созданию их предшественников, удалось выпустить новые автопоезда, способные перевозить грузы в 75-100 тонн. Конструктора Б.Л. Шапошника удостоили звания Героя социалистического труда. Он стал лауреатом Ленинской и Госпремии СССР.

Сейчас вся производимая продукция имеет маркировку МЗКТ вместо привычной МАЗ.

Модели автомобилей производят для коллекционеров в Казани в масштабе 1 к 43. Их выполняют из металла и пластика. В игре «Дальнобойщики» использовали модель МАЗ 7310 для создания грузовика «Шторм». А в игре Spin Tires это же транспортное средство назвали Е 7310.

Источник: fb.ruАвтомобили
Отзывы владельцев МАЗ-5440, технические характеристики и фото машины

Двухосные седельные тягачи МАЗ-5440В9, 5440В5, 5440В3, 5440В7 являются совершенными для перевозок грузов в составе поезда на автомобильных трассах, как гласят отзывы владельцев. МАЗ-5440 допускает нагрузку, указанную …

Автомобили
Мусоровоз МАЗ: технические характеристики и фото

Мусоровозы МАЗ выпускаются в разнообразнейших вариациях, с боковой или задней разгрузкой, помогая поддерживать чистоту в городах и прочих населенных пунктах. Официальный филиал Минского автозавода в Могилеве выпускает…

Автомобили
ЗАЗ-968А: технические характеристики и фото

Цена этого автомобиля в начале 70-х составляла всего 3500 рублей. Его по праву считали наиболее демократичным и самым народным средством передвижения во всем СССР. И при этом ЗАЗ-968А был мечтой для каждой советской с…

Автомобили
ЗАЗ 1103: технические характеристики и фото

ЗАЗ-1103 – это компактный легковой автомобиль В-класса. Машина производилась серийно с 1999 по 2011 год на Запорожском автомобильном заводе. После выхода в широкие массы модель стала поистине народной, особенно …

Автомобили
645 ЗИЛ: технические характеристики и фото

С дизельным мотором 645 ЗИЛ серии 4331 стал одной из самых массово выпускаемых отечественных моделей. Произведено было более полутора миллионов экземпляров. Машина отличается большой грузоподъемностью, хорошей проходи…

Автомобили
ТагАЗ С190: технические характеристики и фото

Наверное, одно из самых удачных изобретений и разработок, сделанных в области автомобилестроения – это создание внедорожника. Настоящий вездеход имеет повышенную проходимость на плохих дорогах и способен проехат…

Автомобили
«Вольво 240»: технические характеристики и фото

В далёком 1974 году стартовало производство автомобилей «Вольво 240». Эти модели позиционировались как практичные, безопасные и вместительные машины. В те времена такие автомобили пользовались популярность…

Автомобили
Отзывы владельцев «Лада Калина Универсал». Технические характеристики и фото

Семейство «Калина» — это переднеприводные отечественные автомобили, которые любимы российскими автовладельцами. В 2007 году на рынке появилась «Лада Калина-1 Универсал». Отзывы владельцев о мод…

Автомобили
Мопед «Карпаты»: технические характеристики и фото

На постсоветском пространстве мопед «Карпаты» является одним из самых популярных малых транспортных средств на двух колесах. На фоне аналогичных агрегатов, рассматриваемый аппарат отличался хорошим качеств…

Автомобили
Погрузчик «Амкодор 342В»: технические характеристики и фото

Многие трудоемкие операции требуют обязательного использования мощной, мобильной, достаточно простой в эксплуатации техники, которая при этом еще должна обладать ремонтопригодностью, унифицированностью и долговечность…

Источник: http://monateka.com/article/3032/

МАЗ-543 АА-60

Конец  50-х и начало 60-х стали временем, когда в СССР появились громадные грузовые автомобили невиданных прежде размеров и мощности. Одна из самых знаменитых новинок тех лет — четырехосное полноприводное (8х8) шасси МАЗ-543.

По инициативе Маршала Советского Союза Г.К.

Жукова 25 июня 1954 года принимается постановление Совета министров СССР об организации на московском  заводе ЗИС и минском автозаводе МАЗ специальных конструкторских бюро (СКБ), для создания многоосных внедорожных колесных машин, для Министерства обороны. На ЗИСе СКБ возглавил В.А. Грачев, на МАЗе — Б. Л. Шапошник. В течение 1954 года в Минске открылись СКБ-1 и цех опытного производства (ЦОП).

Первой разработкой нового «Мазовского» КБ стало семейство четырехосных восьмиколесных балластных и седельных тягачей МАЗ-535 и МАЗ-537. Эти машины, ставшие серийными в 1957 году, много лет выпускал сначала МАЗ, затем,  с середины 60-х годов,  Курганский завод колесных тягачей.

Вторая базовая четырехосная модель МАЗ-543 была спроектирована в 1961 году.

Этот грузовик  разрабатывался  как шасси для мобильных ракетных комплексов — в результате исследований и испытаний выяснилось, что колесное шасси значительно лучше подходит в качестве передвижной стартовой площадки ракеты, чем гусеничное.

Специфическое назначение машины определило, например, такую особенность, как две низкие и узкие двухдверные кабины справа и слева.

Между ними находился капот моторного отсека — в транспортном положении ракету можно было уложить так, чтобы ее носовая часть оказалась между кабинами — в этом заключалось важное отличие от МАЗ-535/537, у которых была обычная кабина, установленная впереди моторного отсека. Обе узкие кабины МАЗ-543, как и капот, изготавливали из стеклопластика.

Агрегатная база МАЗ-543 сохранила ряд опробованных на МАЗ-535/537 решений. Например, двигателем служил двенадцатицилиндровый V-образный дизель Д-12-525, выпускавшийся Барнаульским заводом и созданный на основе танкового двигателя В-2 от легендарной «тридцатьчетверки».

Он отличался верхним расположением распределительных валов, четырьмя клапанами на цилиндр, системой смазки с «сухим» картером. Коробка передач всех четырехосных МАЗов тех лет была автоматическая, гидромеханическая, четырехступенчатая.

Раму называли «корытообразной» из-за вогнутой  формы поперечин — это тоже снижало габаритную высоту установки. Ходовую часть отличали независимая подвеска колес с продольными стержнями торсионов и планетарные колесные редукторы. Управляемыми были колеса первой и второй осей.

Читайте также:  Автокран ивановец: 25 тонн, 16, 50, на базе камаз, технические характеристики, цена, отзывы

Машина получила имя собственное — «Ураган».

На шасси МАЗ-543 монтировалось несколько десятков видов вооружений.  Помимо армии  этим машинам, как впрочем, и МАЗ-537, нашлось много сфер применения и в народном хозяйстве. Эти машины работали по всей стране на стройках нефтяных, газовых и промышленных предприятий.

Их использовали для перевозки на специальных многоосных прицепах особо тяжелых,  неделимых и негабаритных грузов. Иногда громадную промышленную установку перевозила «сцепка» из нескольких МАЗов — две машины, прицепленные одна за другой, тянут груз спереди, а еще одна машина толкает сзади.

На шасси МАЗ-543 к исходу 60-х годов  были созданы бортовые грузовики, балластные тягачи, самосвалы, трубовозы, лесовозы. Следует заметить, что существование серии грузовиков МАЗ-543 не было секретом для советской общественности. Уже в начале 70-х об этих машинах писали автомобильные и технические журналы, различные их модификации выставляли на ВДНХ.

Даже самоходные ракетные установки с 1965 года участвовали в военных парадах на Красной площади.  Громадными возможностями такого автомобиля решили воспользоваться пожарные.

В 1973 году на Заводе пожарных машин в Прилуках Черниговкой области был освоен выпуск громадной аэродромной пожарной машины АА-60 (543)-160 на шасси МАЗ-543, разработанной прилукским ОКБ-8, занимавшимся пожарной техникой.

Основной специальностью новинки была аэродромная противопожарная служба. Машины этой и последующих модификаций «Ураганов» применялись в основном в больших аэропортах, принимавших большие пассажирские и транспортные самолеты.

  В цистерну и бак для пенообразователя входило более  10 тонн огнетушащих средств: 12000 литров воды и 900 литров пенного вещества. Эта масса требовалась, чтобы подавить пожар на таком авиалайнере, как ИЛ-62 или ТУ-154 и обеспечить эвакуацию пассажиров.

В самом деле, для спасательных работ при пожарах на самолетах такого класса усилий пожарных аэродромных машин на базе ЗИЛ-157, ЗИЛ-131 или «Урал-375» часто не хватало.

Кроме того, были случаи, когда на аэродромах приходилось тушить разлившееся топливо. Здесь мощность и масса пожарной машины тоже играли значительную роль.  Пожарные МАЗ-543 стояли на боевом дежурстве непосредственно на аэродромах.

Между кабинами над моторным отсеком находился лафетный ствол, поднимавшийся, опускавшийся и поворачивавшийся с  помощью гидроцилиндров. Эта система управлялась бойцом расчета из кабины. Из ствола машина могла выпустить струю воды 60 литров в секунду на расстояние 70 метров или 36 кубометров пены на 40 метров.

Спереди на бампере и сзади снизу располагались пеногенераторы с четырьмя насадками,  каждый для тушения разлитого горючего.

В 1977 году появилась модернизированная пожарная машина АА-60 (7310)160.01. Базовое шасси грузовика к тому времени было переименовано по новому ГОСТу в МАЗ-7310. Новая модель отличалась автономным двигателем, приводившим пожарный насос ПН-160Б и установленным в хвостовой части за цистерной.

Этим вторым мотором являлся 180-сильный  V-образный восьмицилиндровый бензиновый двигатель ЗИЛ-375, взятый от тяжелого грузовика. Затем последовала модификация АА-70 (7310)-220, предусматривавшая возможность порошкового тушения пожара. Она отличалась наличием третьего бака для двух тонн порошка.

Соответственно, емкость основного водобака пришлось сократить  до 9450 литров. Наконец, в 1986 году базовая модель четырехосного автомобиля прошла модернизацию и получила индекс МАЗ-7313, и, соответственно, изменилось число в скобках в названии обеих пожарных машин.

  Помимо аэропортов, пожарные «Ураганы» применялись, например, на крупных промышленных предприятиях.

Из десятков выпущенных пожарных машин на базе минских «Ураганов», многие еще служат на  аэродромах различных стран бывшего СССР. Рассказывает водитель, служивший на пожарном «Урагане»:

От себя могу заметить, что с подобными машинами все два года пришлось иметь дело в армии. Впечатления они оставили неоднозначные — и плохие, и хорошие. Несмотря на колесную формулу 8Х8 эти монстры всё же умудрялись застревать, да так, что их потом только БРЭМами вытащить удавалось.

Особенно часто это происходило на размокших грунтах. Стоило такому МАЗу чуть буксануть передними мостами, как его автоматическая трансмиссия тут же стопорила ход и машина начинала активно зарываться и сама уже выбраться из созданных собой же борозд не могла.

И такое повторялось почти с каждым призывом, только к дембелю срочники мастерски водили такие авто, избегая опасных для такой машины участков дороги. На каких ещё местностях могло такое случаться, я  не знаю, т.к. машина крупная и на ней особо и не покатаешься.

А вот с аэродромным тягачом КЗКТ-537Л такого не случалось, по проходимости он был значительно лучше. Зачастую и его привлекали для того, чтобы вытащить пожарную машину.

Не меньше сюрпризов доставлял и ограниченный обзор. Из левой кабины увидеть то, что творилось справа было невозможно, поэтому при вождении старались не прижиматься с правой стороны, чтобы оставалась возможность для маневра.

В случае ЧП на аэродроме экипажу оставалось только молиться, чтобы МАЗ был где-то поблизости, т.к. перемещался он максимум со скорость 60 км/ч. А если двигатель был непрогретый, то минут 5 машина ползла не больше 45 км/ч со своеобразными рывками.

На этом фоне стартовые АА-40(131)-139 на шасси ЗиЛ-131 и АА-40(43105)-189 на шасси КамАЗ-43105 проносились на вызов мимо ракетой. Основная надежда была на них.

Не знаю, были ли реальные случаи, когда МАЗу пришлось пробиваться к самолету по пересеченной местности, но на учениях у нас добиться идиллии не удавалось никогда. Наш аэродром находился в сильно заболоченной местности и в районе БПРМ на МАЗе старались не разъезжать.

А вот пожарные ЗиЛы и КамАЗы прорывались туда без особого труда. МАЗу же отводилась второстепенная роль, он больше с важным видом катался по рулежкам и в районе ВПП. Расход топлива у него тоже был нехилый — где-то 120 л/100 км.

Но были у машины и плюсы. Например, на тушении пожара ему не было равных: подобную мощь лафетного ствола нельзя было увидеть ни у КамАЗа, ни тем более у ЗиЛа.

 К тому же только такой автомобиль мог доставлять на пожар огромный запас огнегасящих веществ. А ещё в кабине была довольно хорошая шумоизоляция, что спасало от сильного гула дизеля.

Плюс к этому очень мягкий ход, особенно при движении по бетону аэродрома.

Техническая характеристика

Расчет 4 человека
Габаритные размеры 14300х3180х3300 мм
Колесная база 2200х3300х2200 мм
Колея 2375 мм
Дорожный просвет 400 мм
Двигатель дизельный, V-образный, 12-цилиндровый, Д12А-525
Рабочий объем 38.8 л
Мощность 525 л.с. при 2000 об/мин
Емкость цистерны для воды 12000 л
Емкость бака пенообразователя 900 л
Дальность подачи струи 70 м (вода), 40 м (пена)
Полная масса 43200 кг
Максимальная скорость 60 км/ч
Расход топлива 98 л/100 км

Источник: http://gvtm.ru/maz-543_aa-60

Ссылка на основную публикацию