Газ-52: 52-04, 5201, технические характеристики, самосвал, двигатель, регулировка клапанов, сколько весит, отзывы владельцев, бортовой, расход топлива на 100 км, на металлолом, перевод двиг под 92 бензин, как выставить зажигание, ремонт

Двигатель ГАЗ-52

Подъезжая как-то вечером к гаражу, чтобы поставить на ночь свою машину, я был весьма удивлен, увидев у соседнего бокса «грузовик» модели ГАЗ-52. Признаюсь, я считал, что их уже давно вытеснили «КамАЗы». Но грузовичок выглядел вполне хорошо и даже тарахтел.

Под капотом что-то увлеченно подкручивал сосед по гаражу, которого все зовут просто Васильевичем. Всю свою рабочую жизнь он был механиком-водителем. Ездил на грузовых машинах, возил песок, щебень и стройматериалы. И даже сейчас, будучи на пенсии, подрабатывает — возит торф дачникам.

Работать, как он сам говорит, стало сложно из-за профессионального заболевания суставов.

Васильевич поведал мне, что занимается грузовиком, а точнее — его двигателем. Рассказ опытного механика показался мне интересным и я, с одобрения мастера, записал его на диктофон телефона и в виде небольшого конспекта предлагаю Вам.

Двигатель ГАЗ-52 надежный, 6 цилиндров в ряд. Как бороться с особенностями старых моторов — расскажу из личного опыта

Обязательным считаю установку свечей зажигания со скрытым электродом. Эти свечи дают 15% экономии, не врет реклама! Даже на «легковушке» расход уменьшается с 7,3 до 6,4 литров на 100 километров пробега. С двигателем — тут некоторые сложности.

Работа на высокооктановом бензине с низкой степенью сжатия двигателя приводит к тому, что часть бензина стекает в масло, смывая смазку со стенок. Это изнашивает гильзы и кольца. Происходит значительное изменение свойств масла, превращающегося в масляно-бензиновый раствор: ни давления, ни смазывающих свойств.

Когда двигатель прогрелся, дымит как кадило из вентиляции картерных газов — это бензин выпаривается. А разжиженное масло не снимается кольцами со стенок гильз.

Доработки двигателя ГАЗ-52

Методы борьбы можно предложить следующие. Бедная смесь — тут я предлагаю другую систему зажигания: тиристорную, на больший вольтаж. Катушка зажигания работает в другом режиме и меньше греется, несмотря на более мощные импульсы и дополнительное обеднение смеси на высоких оборотах.

Повышение рабочей температуры двигателя до 90-95 градусов через термостат. В результате пропадает фактически расход масла «на угар». Бензин из масла весь выпаривается, и масло становится той вязкости, какой должно быть. Повышается степень сгорания бензина, особенно у 92 и 95, у нас он специфичный.

С 76 поднимается плохо горючими добавками — например, соляркой. Если уровень масла растет — это намного хуже, чем если медленно падает. Для организации охлаждения масла есть вариант простой и чуть сложнее. Первый — это просто ставим радиатор масла от ЗИЛ между насосом и центробежным очистителем — на лето.

Есть еще вариант, как не снижать давление масла, фильтруя и охлаждая его. Этого позволяет добиться параллельная подача масла через фильтр и радиатор вместо датчика давления (через тройник). Основной поток при этом дросселируем, вставив трубочку на 8 миллиметров внутреннего сечения в патрубок фильтра (для моторов с одноразовым фильтром в жестяном корпусе).

Кладем медный змеевик в картер масляной системы, а в него подаем воду после печки и имеем термостабилизацию масла до 110-115 градусов. Зимой это обеспечит подогрев, летом — легкое охлаждение.

Вообще, нужно залезть в картер, проверить шейки валов — не стоят ли там «портянки» толщиной с фантик от конфеты. На 1000 километров пробега хватает. В общем, на 2-4 дня возни, если, конечно, не выявятся «подводные камни».

Выводы

В принципе, если применить вышеописанные методы, ресурс мотора возрастает в разы. Новый двигатель ГАЗ-52 с примененными сразу всеми этими доработками должен ходить под миллион километров, как, собственно, и ходили они в СССР у хороших шоферов. Так, что за исключением внешнего вида, получаем полностью боевой и надежный агрегат.

Что касается поршневой — можно кольца поменять. Однако, помнится грузовике я год ездил с поломанными кольцами, при этом около 80-90 процентов мощности было. В принципе, после инспекции двигателя можно решить для себя вопрос об установке газового баллона, но на газ — только с компрессором. При степени сжатия, равной семи, газ будет улетать в трубу.

Хотя при степени сжатия, равной двум, газ не протекает в масло.

(2

Источник: http://avtotematik.ru/dvigatel-avtomobilya/dvigatel-gaz-52.html

ГАЗ-52: технические характеристики. Двигатель ГАЗ-52 :

Горьковский автомобильный завод является самым крупным из всех предприятий, которые занимались производством автомобилей. Основные мощности располагались в Нижнем Новгороде, а в истории предприятия это примерно 80 лет строительства машин. За все эти годы на заводе было произведено более 40 различных модификаций грузовиков ГАЗ-52 для различных гражданских и военных нужд.

Раньше, да и сейчас тоже, все машины, которые производились на этом заводе, были особенно популярны. По-другому вряд ли у кого-нибудь получится объяснить факт того, что грузовики, которым уже давно вышел срок и которые больше не производятся, и сейчас усердно работают на благо народа на территориях стран СНГ.

Ничем не выделяющиеся, эти машины служили верой и правдой в автопарках как крупных мегаполисов, так и небольших городков и сел. Автомобиль ГАЗ-52 для многих стал, можно сказать, родным и близким. ГАЗ-52 использовался везде, где требовались грузоперевозки.

С самого начала

Автомобили ГАЗ средней грузоподъемности были представлены несколькими моделями. Они обладали грузоподъемностью от 1,2 до 4,5 тонн. Самое главное то, что появились они вовремя. Ведь многие города разрушила война. Строительство разрушенных городов двигалось полным ходом. Автомобили были в дефиците, а машин для работы в подобных условиях и вовсе не хватало.

Этап проектирования

Так, перед руководством советских автомобильных заводов руководство страны поставило задачу.

Инженеры и конструкторы должны были в самые сжатые сроки создать проект грузового транспорта для грузоперевозок в условиях поселков и городов. И вот конструкторы из Нижнего Новгорода взялись за проектирование грузовика ГАЗ-52.

По проекту его грузоподъемность составляла 2,5 тонны. А создавался он на базе автомобиля ГАЗ-51А, который производился с 1955 года.

В скором времени этот автомобиль полностью заменил уже устаревшие машины. Новый грузовик от старого отличался кабиной. Казалось, что дизайн ее был схож с американскими машинами той же эпохи. При проектировании (а после и производстве) никто не мог даже представить, что этот грузовичок будет популярным целых 30 лет.

Технические характеристики

В начале производства машины ГАЗ-52 технические характеристики автомобиля подразумевали установку 70-ти сильного карбюраторного шестицилиндрового мотора. До этого им был укомплектован ГАЗ-51А. Но с этим двигателем и «пятьдесят второй» моделью возникли некоторые проблемы.

Например, при необходимости небольшого увеличения мощности данного двигателя с 70 л. с. до 90 л. с., автомобиль становился совершенно неэкономичным. Единственным более или менее экономным вариантом увеличения мощности было увеличение степени сжатия.

Так, благодаря слаженной работе конструкторов и ученых в 60-х годах появился модернизированный мотор, который впоследствии заменили более современные 8-ми цилиндровые моторы.

Силовая часть

Двигатель ГАЗ-52 на автомобилях, которые сходили с завода с 1958 по 1959 гг., представлял собой форкамерно-факельный ДВС. Этот мотор у ГАЗ-51Ф был фактически изюминкой этой конструкции.

В 1937 году ученые из Института химической физики и Центрального института авиационного моторостроения начали работать над изучением и внедрением способов более эффективного горения топлива в ДВС с внешней системой смесеобразования при обедненной горючей смеси в форкамере. Затем эти разработки стали развиваться на машинах ГАЗ.

На базе мотора ГАЗ-51 был построен верхнеклапанный агрегат с модернизированной головкой блока цилиндров, которая была еще и дополнительно оснащена форкамерой на каждом из цилиндров. Система распределения газов включала в себя клапан камеры.

Через клапан происходил впрыск воздушно-топливной смеси, которая зажигалась от обычной свечи. Затем факел зажигал смесь в основной камере. Эти процессы, как тогда казалось, экономили около 20% топлива.

Считали, что таким образом получится значительно повысить мощность мотора и крутящий момент.

Реальные испытания

Первые опытные версии моторов ГАЗ-51Ф испытывались в реальной работе. Испытания показали, что модернизация была проведена зря, а практика не совпадает с теорией. Этот двигатель очень плохо запускался, ни о какой экономии топлива и речи не шло в реальности.

До того момента, пока мотор не выходил на свой оптимальный режим, он очень неустойчиво работал. Также одной из проблем оказался карбюратор, который даже на заводе (при наличии грамотных специалистов) практически не поддавался хоть какой-нибудь регулировке или настройке.

На заводе даже построили специальный цех, где производили факельные моторы.

Но тем не менее, хотя отрицательные отзывы о работе мотора и были, на заводе все-таки запланировали довести его до необходимого рабочего уровня.

Итак, двигатель ГАЗ-52 функционировал по форкамерно-факельной технологии, имел объем 3,4 литра, а мощность мотора составляла 85 л. с. при 3000 об/м. Крутящий момент при этом составлял 22,5 кг/м.

При помощи этого мотора удалось значительно повысить динамику и экономичность автомобиля.

КПП, габаритные размеры

Кроме мотора, автомобиль получил надежную и нешумную пятиступенчатую коробку. Она оснащалась синхронизаторами на 3-й и 4-й передачах. Габариты составляли 5725-2280-2155 мм, колесная база достигала 3300 мм, а колея передних колес — 1590 мм.

Колея задних колес составила 1650 мм. Автомобиль был оснащен шинами, установленными бескамерно. Вес машины составил 2650 кг. Максимальная развиваемая скорость достигала отметки 75 км/ч.

Что касается расхода топлива, то этот параметр доходил до 24 л/100 км.

Подвеска

Подвеска этого автомобиля была рессорной, к тому же ее также модернизировали. Конструктора изменили способ крепления рессор. Теперь оно осуществлялось при помощи резиновых подушек.

Это дало возможность освободить основные листы от силы, которая действует на них в процессе скручивания рессор.

Так, характеристика ГАЗ-52 упростилась, а ремонт и техническое обслуживание сделались более «грязными».

Для увеличения проходимости грузовика по неблагоприятным дорожным условиям, инженерами были разработаны и внедрены новые задние мосты с кулачковыми дифференциалами. Так, автомобиль стал гораздо уверенней проходить сложные участки дорог.

Кабина

ГАЗ- 52, технические характеристики которого позволили автомобилю стать самым популярным советским грузовиком, выпускался с новой кабиной. Кабина имела особый дизайн. Никто и подумать не мог, что она будет популярной на протяжении стольких лет.

Эта кабина имела цельнометаллический корпус и была разработана специально для использования на этой машине. Она включала капотную компоновку, а ветровое стекло имело улучшенные характеристики по сравнению с устаревшими моделями ГАЗ.

Новое лобовое стекло делало обзор более панорамным. Кабина рассчитывалась лишь на двух человек. Для комфорта езды на автомобиле была установлена печка, обдувающая лобовое стекло, очистители с вакуумной технологией и новые боковые стекла.

Кабина: особенности конструкции

Эта кабина планировалась как унифицированная для всех грузовых ГАЗов капотного типа. Данная информация была не каждому известна, поэтому грузовик ГАЗ-52 часто путали с 53-й моделью.

Основные цвета, в которых поставлялись эти грузовики, это песочный и защитный. В конце 60-х и начале 70-х добавился цвет морской волны и «кофе с молоком». В 1978 году машины выпускались с кабиной, окрашенной в голубой. Еще в 1978 г. на крышу кабины добавили дополнительные ребра жесткости. Эта особенность и позволяла отличать 52-ю модель от 53-й.

Модификации

На базе машины ГАЗ-52 было выполнено очень много различных модификаций. Например, в 1966 году запустили производство шасси ГАЗ-52-01. Здесь немного увеличили колесную базу до 3700 мм. Это шасси было популярным. На нем создавались автобусы и узкоспециализированный транспорт. Это шасси выпускали еще 20 лет, а последние из них вышли в свет в 1989 году.

В эти же годы наладили выпуск модификации 52-02. На этой основе вышел грузовик ГАЗ-52 «Самосвал» или ГАЗ-САЗ. Далее модель 52-03 была унифицирована с тяжелым автомобилем серии 53А.

Особую популярность заслужила модификация 52-04. Ее производили с 75 по 89 гг. Она имела базу в 3300. Эта модификация была как бы тандемом на шасси 51А, однако имела более компактный кузов и кабину от 53А.

Но мотор остался от автомобиля ГАЗ-51. На базе этой модификации строили грузовое такси, которое называлось 52-05. Также на данной базе выпускался тягач.

Производился автомобиль с 77-го по 85-й годы, а индекс модели был 52-06.

Читайте также:  Погрузчик тсм: великан, вилочный, ремонт, отзывы, технические характеристики, цена

В конце 76-го года инженеры разработали модель с индексом 52-07. Особенность ее была в том, что вместо бензина машина работала на газу. Автомобиль комплектовался 73-сильным мотором. Далее модификации появились и у этой модели.

Для всех модификаций авто ГАЗ-52 технические характеристики являлись максимально похожими. В основном это были 6-ти цилиндровые, 4-тактные моторы мощностью в 75 л. с. Средний расход топлива составлял около 17л/100 км. Бак вмещал в себя до 90 л топлива.

Многие водители не любили этот двигатель. Большинство считало его слабым, да и надежностью он не отличался. Скорость едва доходила до 70 км/ч. При желании выжать из машины максимальную скорость больше этой отметки, двигатель отказывался и выходил из строя. Умельцы всячески пытались модифицировать двигатель так, чтобы максимально отодвинуть капитальный ремонт.

В 90-х годах водители увидели автомобили, которые работали на дизельных двигателях. Многие устанавливали новые агрегаты, которые были гораздо дешевле в обслуживании.

Заключение

Хотя выпуск этих машин и прекратился 20 лет тому назад, еще много таких автомобилей можно встретить в наших дорогах. Сейчас при желании можно купить подержанный ГАЗ-52, цена составит в среднем около 50 тыс. рублей.

Автомобиль, которому необходим ремонт, обойдется в 40 тысяч. Если есть знания и умения, можно легко восстановить машину. К тому же на него не так трудно найти любые запчасти.

ГАЗ-52 – это одна из немногих машин, которые можно отремонтировать практически в полевых условиях при наличии минимального набора инструментов.

Источник: https://www.syl.ru/article/172638/new_gaz—tehnicheskie-harakteristiki-dvigatel-gaz-

Двигатель ГАЗ 52- Устройство и технические характеристики

Грузовые автомобили ГАЗ 52 являются символом советской эпохи. Силовые агрегаты, установленные на этих транспортных средствах, настолько надежны, что пользуются популярностью среди многих автомобилистов и в наши дни.

Шестицилиндровый рядный двигатель газ 52 может успешно работать на бензине и сжиженном газе. Основная марка бензина – А 72. После модернизации головки блока цилиндров увеличен показатель степени сжатия, в результате, мотор перешел на потребление бензина А-76.

Для удобства водителей на корпусе новой головки выбито цифровое обозначение: «76».

Устройство двигателя ГАЗ 52

Новое обозначение этого силового устройства ГАЗ 52-01. Такая маркировка была присвоена ему в результате модернизации мотора ГАЗ-51. Основная цель была достигнута, максимальная мощность форсированного двигателя ГАЗ 52 стала равна 75 лошадиных сил.

Перечень целевых изменений в конструкции:

  1. Обновленные поршни, изготовлены из алюминиевых сплавов АЛ-30 с повышенным содержанием кремния.
  2. При изготовлении вкладышей подшипников (шатунных, коренных) используются уникальные технологии. Заготовки состоят из: стальной ленты, медно-никелевой прослойки, свинцового сплава СОС-6/6, обладающего антифрикционными свойствами, способствующими повышению устойчивости подшипниковых вкладышей против истирания.
  3. Материал изготовления выпускных клапанов – жаростойкая сталь марки 55Х20Г9АН4 или ЭП-303.
  4. В конструкцию двигателя был введен карбюратор К-84МИ или К-126Е, состоящий из двух камер
  5. Впускной коллектор измененного вида.
  6. Топливный насос модели Б-9Б, производительностью не менее 140 литров в час.
  7. Установлена система вентиляции открытого типа.
  8. Воздушный фильтр в комбинированном исполнении (инерционно масляный). Фильтрующий элемент изготовлен из высококачественного капрона.

Показатель степени сжатия остался без изменений – 6,2. С целью унификации с узлами и деталями двигателей автомобилей семейства ГАЗ-53, многие элементы не претерпели изменений. Список соответствующих унифицированных деталей и узлов:

  • коленвал;
  • блок цилиндров;
  • газовые магистрали;
  • картер системы смазки;
  • вентиляционных фильтр картера;
  • пусковой подогреватель и пр.

Технические характеристики двигателя ГАЗ 52

Тип мотора карбюратор К-126И
Количество цилиндров 6
Число тактов 4
Расположение клапанов нижнее
Развиваемая мощность 75 лошадиных сил при 2800 об/мин
Степень сжатия 6,2 – 6,7
Крутящий момент 21 кгс. м при 1600 – 2000 об/мин
Рабочий объем двигателя ГАЗ 52 3485 куб. см
Работа смазочной системы методом разбрызгивания и под напором
Тип масляных фильтров тонкой, грубой очистки
Система охлаждения жидкостная, циркуляция воды–принудительная
Топливо бензин А-66, 72, 76
Емкость бензинового бака 90 литров
Свечи зажигания А-11
Количество охлаждающей жидкости в системе 16 литров
Удельный расход топлива 20 л на 100 км пути
Вес двигателя ГАЗ 5 250 кг, (306 кг в сборе с КПП и сцеплением)
Диаметр цилиндра 82 мм
Длина хода поршня 110 мм
Формула работы цилиндров 1-5-3-6-2-4
Материал изготовления блока цилиндров чугунное литье
головки ГБЦ алюминиевый сплав
поршней алюминиевый высококремнистый сплав
пальцев сталь
коленвала стальная ковка
подшипников триметаллические вкладыши
распредвала стальная ковка
Тип масляного насоса односекционный шестеренчатый
Топливный насос диафрагменного типа
Период выпуска двигателя  51 год (с 1964 по 1993 гг.)

Особенности эксплуатации двигателя ГАЗ 52

В 1978 году заводом-производителем был издан специальный сопроводительный документ «Руководство по эксплуатации ГАЗ- 52». Здесь подробно описывались эксплуатационные параметры, а также рекомендации по техническому обслуживанию и использованию данного двигателя внутреннего сгорания.

Известно, что силовой агрегат ГАЗ 52 обладает следующими особенностями:

  • теряет стабильность при эксплуатации на повышенных оборотах;
  • расход топлива, моторного масла и степень износа находятся в прямой зависимости от рабочей температуры двигателя.

Исходя из этого, водителям даны следующие рекомендации:

  1. Обеспечивать подачу охлаждающей жидкости температурой от 80 до 90°C.
  2. При понижении температуры окружающей среды защищать от холода решетки радиатора двигателя при помощи специального утеплительного чехла.
  3. При переходе на бензин марки А-76 требуется соответствующая корректировка угла зажигания.

Модернизация и технические доработки двигателей ГАЗ 52

Наиболее частой поломкой в данном двигателе внутреннего сгорания всегда считался преждевременный износ вкладышей шатуна при эксплуатации транспортного средства на повышенных оборотах. Это была его, так называемая, ахиллесова пята. Этот недостаток приносил водителям немало неприятностей и множество хлопот.

Все дело в том, что в данных деталях было предусмотрено всего одно отверстие для прохождения смазочной жидкости, что было недостаточно для этих узлов. Удачным решением послужили подсказки опытных механиков. Они предложили использовать вкладыши, позаимствованные у ЗИЛ-130. Эти детали идеально вписываются по размерам вместо старых образцов.

Материал изготовления вкладышей от ЗИЛ 130 – сплав стали с алюминием. Этот материал настолько тверд, что просверлить дополнительное отверстие для прохождения моторного масла в домашних условиях невозможно. Отличным решением явилась проточка специальных канавок в верхнем мягком слое металла.

В результате появления канавок шириной и глубиной в 2 миллиметра, прохождение смазочного материала существенно улучшилось.

После проточки канальцев было отмечено существенное снижение напора масла в системе смазки, что не позволяло эксплуатировать транспортное средство при повышенных оборотах коленчатого вала (менее 70 км/час).

Что помогло? Двигатель ГАЗ 52 стал совсем неубиваемым, после проведения работ по уменьшению зазоров между шестеренками в масляном насосе, в результате чего заметно повышается давление в смазочной системе.

Изменение высоты масляного насоса и снижение веса поршней двигателя ГАЗ 52

Нарезание канавок на шатунных вкладышах – не единственное новшество, которое способно улучшить характеристики двигателя внутреннего сгорания.

  1. Для повышения давления в смазочной системе также изменяют параметры масляного насоса – увеличивают его габарит по высоте, следуя примеру, так называемых, «двухэтажных насосов», используемых в военной технике (в силовых агрегатах, установленных на БТР-50). Конструкция насоса дополняется добавочными стандартными шестернями. В результате, насос больших размеров обеспечивает давление моторного масла в системе не меньше 6 атмосфер.
  2. Чтобы уменьшить вес и снизить силы трения поршней, уменьшают их длину (обрезают «юбки»). Для этого используются не родные поршни, а позаимствованные у машины Москвич-412. Это поможет уменьшить нагрузки на шейки коленчатого вала.

Преимущества, полученные в результате снижения веса поршней:

  • стабилизируется работа силового агрегата;
  • снижаются шумовые эффекты;
  • быстрый набор оборотов;
  • снижение расхода топлива.

Чем интересно форсирование двигателя ГАЗ 52

После подобных нехитрых модернизаций основные проблемы двигателя ГАЗ 52 полностью исчезли. Теперь ему не страшна ежедневная эксплуатация на предельных оборотах коленвала при любых условиях:

  1. Жара, мороз, резкие скачки температуры окружающей среды.
  2. Дорожное покрытие различного качества (от гладкого асфальта автомобильных трасс до разбитых проселочных дорог).
  3. Движение по ровной поверхности, а также по дорогам с резкими спусками и подъемами.

Основные достоинства двигателей ГАЗ 52:

  • простота конструкции;
  • сравнительно невысокая стоимость;
  • надежность;
  • длительный срок эксплуатации (более 200 000 км);
  • отсутствие сложных устройств, типа цепей, штанг, натяжителей, успокоителей, балансиров, роликов и пр.

Схема карбюраторного двигателя ГАЗ-52

С коробкой перемены передач и механизмом сцепления в продольном разрезе:

1. Бензонасос; 2. Кран радиатора; 3. Механизм сцепления; 4. Корпус КПП; 5. Газовая магистраль; 6. Привод слива охлаждающей жидкости; 7. Карбюратор К-126И; 8. Фильтр воздухоочистителя.

Двигатель ГАЗ 52 в поперечном разрезе:

1. Сливная пробка; 2. Маслоприемник; 3. Картер; 4. Вентиляция; 5. Насос масляный; 6. Отопительное устройство; 7. Катушка системы зажигания; 8. Фильтр грубой очистки.

Особенности крепления двигателя ГАЗ 52

Силовой агрегат устанавливается на раму транспортного средства. Крепление осуществляется в 4-х точках в местах расположения специальных опорных подушек, изготовленных из резины с вулканизированными металлическими арматурными вставками. Лапы корпуса двигателя надежно фиксируются к опорам.

При креплении корпуса двигателя используются:

  • специальные болты;
  • кронштейны;
  • распорные втулки;
  • металлические тяги;
  • гайки;
  • шайбы;
  • резиновые прокладки одинаковой толщины и пр.

Зазоры между лапами корпуса двигателя и опорами устраняются при помощи надежной затяжки резьбовых соединений.

Как производится техобслуживание двигателя ГАЗ 52

В комплекс работ по техническому обслуживанию мотора ГАЗ 52 входят следующие пункты:

  1. Проверка надежности и подтяжка креплений рабочих узлов и деталей.
  2. Демонтаж и промывка фильтрующего элемента топливного отстойника.
  3. Убедиться в наличии свободного хода педали механизма сцепления, равного 34 – 45 мм.
  4. Проверка и дополнительная затяжка болтов крепления подвески двигателя к опорным подушкам.
  5. Визуальный осмотр масляного радиатора, шлангов, краника на предмет возможных протечек.
  6. Проверка герметичности соединений элементов системы питания.
  7. Промывка сетчатого фильтра насоса ТНВД.
  8. Замена моторного масла в двигателе ГАЗ 52.
  9. Очищение корпусов фильтров грубой и тонкой очистки масла, смена фильтрующих элементов.
  10. Проверка состояния трубки вентиляции картера силового агрегата.
  11. Контроль затяжки креплений головки блока цилиндров (данная операция проводится при полном остывании корпуса двигателя).

Моторное масло в двигателе ГАЗ 52 необходимо менять после пройденного пути, равного 5 – 7 000 километров. Интервал между данными операциями изменяется в сторону уменьшения/ увеличения, в зависимости от степени тяжести условий работы транспортного средства. Количество, достаточное для замены смазочного материала в двигателе ГАЗ 52, колеблется от 7 до 8 литров.

Перечень рекомендованных марок моторного масла для двигателя ГАЗ 52:

  • всесезонное минеральное моторное масло АС-8 (М-8Б);
  • полусинтетика Лукойл, Газпромнефть.

Установка газобаллонного оборудования на двигателе ГАЗ 52

В связи с ростом цен на бензин, среди многочисленных автовладельцев набирает популярность установка ГБО.

Авторынок предлагает различные комплектации газового оборудования для карбюраторных двигателей, лучше всего подходит ГБО первого или второго поколений.

Если водитель имеет навыки в выполнении ремонтных работ своими руками, установка газового оборудования в машине, оснащенной силовым агрегатом ГАЗ 52, не вызовет особых проблем.

Шланг для подачи газа подсоединяется к карбюраторному двигателю внутреннего сгорания через специальный переходник. Благодаря низкому давлению в коллекторе ДВС, сжиженный газ поступает в дозатор карбюратора.

Газобаллонное оборудование состоит из следующих компонентов:

  1. Газовая емкость (баллон).
  2. Шланги.
  3. Фильтр.
  4. Мультиклапан.
  5. Клапан.
  6. Редуктор.
  7. Смеситель.
  8. Дозатор.
  9. Переключатель.
  10. Бензиновый клапан.

Для двигателя ГАЗ 52 в качестве газового топлива чаще всего используются пропан-бутановые смеси или метан. Наиболее распространенное расположение баллона цилиндрической формы – наружное, под днищем транспортного средства.

В зависимости от выбранного газа, баллоны отличаются по объему и общей конфигурации. Пропан-бутановые смеси заправляются в емкости объемом 45 – 50 литров, давление газа в них равно 15 атмосфер.

Метан заправляется в цельнометаллические емкости, выдерживающие давление 150 – 200 атм.

Источник: https://motoran.ru/dvigatel/dvigatel-gaz-52

Самосвал ГАЗ-52: технические характеристики, устройство, фото и видео

В СССР выпускалось огромное количество разнообразной техники, которая продолжает активно использоваться и в наши дни. Одним из представителей является самосвал на базе грузовика ГАЗ-52. Его часто можно встретить с сельской местности, так как он остается одним из самых дешевых.

ГАЗ 52 представляет собой двухосный грузовой автомобиль с довольно скромной грузоподъемностью в 2,5 тонны, а с учетом установки самосвального оборудования и того меньше.

Читайте также:  Японский двигатель на газель: установка, цена, тойота, с коробкой автомат, замена, какой лучше поставить, отзывы владельцев

Однако машина и её различные модификации в прошлом составляли больше половины всего парка грузовых авто в СССР, а позже и в России. Даже сейчас часто можно встретить эти рабочие лошадки, особенно в селе.

Свою репутацию они заслужили за хороший тяговитый двигатель, крепкое шасси, унифицированность деталей, а также за превосходную надежность.

Из-за почтенного возраста, замены многих деталей, а также не самого лучше технического состояния, довольно легко перепутать самосвалы ГАЗ 52 и ГАЗ 53.

Причиной этому стало так же и то, что конструирование машины сильно затянулось и уже на подходе была следующая модель, однако производство всех деталей освоить не успели. Из-за этого ГАЗ-52 получил часть деталей от более ранней машины ГАЗ-52, а часть от новой модели.

Конкретно под самосвалы применялось шасси с маркировкой ГАЗ-52-02, которое послужило основой для сельскохозяйственной машины САЗ-3503 и для строительной САЗ-3504. Последняя модель имела несколько меньшую грузоподъемность и полезный объем.

Фото самосвала ГАЗ-52

Машину изначально делали максимально унифицированной с моделями ГАЗ-51 и ГАЗ-53. Это обусловлено не только желанием помочь покупателю в дальнейшем ремонте, но и более простым производством.

В результате кабина, оперение, некоторые элементы конструкции рамы и кузова, подвеска, КП, электрооборудование, амортизаторы и рулевое управление взяли с 53 модели. Задний мост, колеса, а также двигатель были взяты с устаревшей модели 51А.

Именно эти узлы подвергаются наиболее частым заменам, из-за чего современные 52 модели по факту являются 53-ми.

Конструктивные особенности

Вне зависимости от предназначения самосвала, они имели заднюю разгрузку с откидным задним бортом, а подъем осуществляется гидроцилиндром и шарнирно-рычажным подъемным устройством, который был позаимствован с машины ГАЗ-93.

Двигатель используется шестицилиндровый рядный, основой для которого послужил довоенный образец карбюраторного ГАЗ-11. В народе силовой агрегат не любили по многим причинам.

Максимальная скорость достигала 70 км/час, а малейшее её превышение могло вызвать серьезную поломку. А примерно в 90-е годы, когда на модель стали устанавливать дизельные двигатели, многие автовладельцы начала ставить их и на свои самосвалы.

КП устанавливалась от более старого авто ГАЗ-51А с прямозубыми шестернями и без синхронизаторов. Также можно найти и короткозубые модификации с синхронизаторами на третьей и четвертой передачах. Задний мост применялся гипоидный, а его передаточное число равнялось 6,83.

Схема самосвала ГАЗ-52

Примечательно то, что модификация ГАЗ-52-02 имела более короткую базу, которую делали из лонжеронов с меньшим сечением. Несмотря на общую кабину с 53 моделью, они немного отличались.

Во-первых, радиатор выкрашивался в цвет кузова, и лишь на поздних модификациях красился в белый цвет. Во-вторых, решетка радиатора была уже за счет того, что использовался рядный двигатель.

Над решеткой радиатора имелись небольшие отверстия. Место крепление оптики также отличалось формой.

Технические характеристики

Технические характеристики самосвала ГАЗ-52:

Характеристики Показатели
Длина автомобиля, мм 5708
Ширина, мм 2200
Высота, мм 2150
Колесная база, мм 3300
Ширина колеи, мм 1650/1690
Вес полный, кг 5170
Объем кузова сельскохозяйственной/строительной версии, м3 3,2/2
Грузоподъемность, т 2,4/2,25
Мощность двигателя, л.с. 75
Скоростей КП 4
Объем топливного бака, л 90
Расход топлива (эталонный), л/100 км 20
Колесная формула 4х2

Источник: http://allspectech.com/gruzovaya-tehnika/samosvaly/avtosamosvaly/gaz-52.html

Грм газ-52

Распредвал ГАЗ-52 Распределительный вал стальной, кованый, имеет четыре шейки, которые работают в сталебаббитовых втулках, запрессованных в блок. Для удобства сборки шейки выполнены различного диаметра: первая — 52 мм, вторая — 51 мм, третья — 50 мм и четвертая — 48 мм.

Рис. 7. Распределительный механизм (ГРМ) ГАЗ-52

1 — вставное седло выпускного клапана; 2 — направляющая втулка клапана; 3 — выпускной клапан; 4 — пружина; 5 — тарелка пружины; 6 — сухарик; 7 — регулировочный болт толкателя; 8 — контргайка; 9 — толкатель; 10 — распределительный вал; 11 — впускной клапан. Профиль впускных и выпускных кулачков одинаков. Кулачки шлифуются по ширине на конус (половина угла при вершине конуса равна 7,5—12,5). Вследствие того, что кулачки конусные, а торец толкателя сферический, обеспечивается вращение толкателя при работе двигателя. Эксцентрик привода топливного насоса и шестерня привода масляного насоса выполнены как одно целое с распределительным валом. Кулачки, эксцентрик и шестерня для увеличения износоустойчивости подвергнуты поверхностной закалке. Распредвал ГАЗ-52 приводится во вращение двумя шестернями со спиральным зубом от коленчатого вала двигателя. Шестерня, расположенная на коленчатом валу, — стальная, на распределительном — текстолитовая со стальной или чугунной ступицей. Обе шестерни имеют резьбовые отверстия для съемника. Для обеспечения правильности фаз газораспределения шестерни должны устанавливаться по меткам. Между торцами шейки вала и ступицы шестерни зажато распорное кольцо 4, толщина которого на 0,1—0,2 мм больше толщины упорного фланца, что обеспечивает необходимый осевой зазор вала.

Толкатели клапанов ГАЗ-52

Толкатели тарельчатые, стальные. Для повышения износоустойчивости рабочая поверхность толкателя имеет наплавку из отбеленного чугуна и отшлифована по сфере.

В верхней части толкателя сделано резьбовое отверстие, в которое ввернут регулировочный болт 7 (рис. 7), стопорящийся контргайкой 8.

При помощи этого болта регулируется зазор между толкателем и клапаном. Торцовая поверхность головки регулировочного болта закалена и отшлифована по сфере.

Для равномерного износа толкатели во время работы вращаются за счет сферической поверхности тарелки и небольшого наклона кулачков распределительного вала.

Толкатели вращаются против часовой стрелки и поэтому затяжка контргаек болтов не ослабевает.

Клапаны ГАЗ-52

Впускной клапан двс ГАЗ-52 изготовлен из хромистой стали, выпускной — из жаростойкой хромоникельмарганцовистой стали с присадкой азота. Наружный диаметр тарелки впускного клапана равен 39 мм, выпускного — 36 мм. Оба клапана 51-1007010 / 51-1007015-01 имеют угол седла 45° и высоту подъема 9,2 мм.

В нижней части стержня клапана 3 (рис. 7) сделана выточка, в которую входят своими буртиками два сухарика 6 тарелки 5 пружины. Стержни клапанов работают в направляющих втулках, которые изготовлены из закаленного чугуна и окончательно обработаны после их запрессовки в блок.

Зазор между клапанами и толкателями у впускных клапанов равен 0,23 мм, у выпускных — 0,28 мм. Пружины 4 клапанов изготовлены из специальной, термически обработанной пружинной проволоки диаметром 4,1 мм. Чтобы увеличить усталостную прочность пружины, ее подвергают дробеструйной обработке.

Регулировка клапанов ГАЗ-52

Следует иметь в виду, что при увеличенных зазорах затрудняется пуск двигателя ГАЗ-52, а работа его на всех режимах сопровождается стукам и клапанов и толкателей. При уменьшенных зазорах двигатель теряет компрессию и не развивает полной мощности.

Признаком малого зазора у впускных клапанов является чихание в карбюраторе, а у выпускных — звуки стрельбы в глушителе. Указанные явления особенно заметны при работе двигателя на больших оборотах.

Продолжительная работа двигателя с уменьшенными зазорами приводит к обгоранию головок клапанов 51-1007010 / 51-1007015-01 и их седел, а с увеличенными зазорами — к разбиванию их.

Чтобы обеспечить указанные зазоры, нужно провести регулировку клапанов ГАЗ-52 в следующем порядке:

— поставить распределительный вал (вращая заводной рукояткой коленчатый вал) в положение, при котором первый выпускной клапан будет полностью открыт. — установить зазоры во втором, третьем и шестом выпускных, а также в первом, третьем и пятом впускных клапанах; — повернуть коленчатый вал на один полный оборот (распределительный вал при этом займет положение, при котором шестой выпускной клапан будет полностью открыт) — установить зазоры в первом, четвертом и пятом выпускных, а также во втором, четвертом и шестом впускных клапанах. — для регулировки клапанов ГАЗ-52 необходимо ослабить контргайку болта толкателя, удерживая при этом вторым ключом толкатель от проворачивания. — затем, продолжая удерживать толкатель, надо вращать регулировочный болт в нужном направлении до получения требуемого зазора по щупу. после окончания регулировки следует возможно сильнее затянуть контргайку регулировочного болта.

При установке в двигатель конец пружины с меньшим шагом навивки должен быть обращен вверх. Нижним концом пружина упирается в тарелку 5, имеющую коническое гнездо. Тарелка под действием пружины плотно садится на коническую поверхность сухариков.

________________________________________________________________________________

Отгрузка запчастей на львовские погрузчики 4014, 40814, 40810, 4081, 41030 производится во все города России: Кемерово, Екатеринбург, Челябинск, Новосибирск, Улан-Удэ, Киров, Пермь, Красноярск, Иркутск, Омск, Барнаул, Томск, Братск, Тюмень, Лысьва, Новокузнецк, Миасс, Серов, Чита, Берёзовский, Междуреченск, Нижний Тагил, Бийск, Минусинск, Сатка, Курган, Вологда, Нижний Новгород, Санкт-Петербург, Белгород, Орёл, Казань, Ростов-на-Дону, Воронеж, Брянск, Краснодар, Саратов, Мурманск, Тула, Ногинск, Волгоград, Иваново, Пенза, Чебоксары, Волжский, Ярославль, Сыктывкар, Ижевск, Самара, Махачкала, Волжск, Йошкар-Ола, Сокол, Уфа, Архангельск, Тверь, Подольск, Ульяновск, Смоленск, Тольятти, Владикавказ, Петрозаводск, Курск, Владимир, Череповец, Набережные Челны и др.

Источник: http://avstz.ru/gaz_52_grm.html

Газ 53

Многие из нас с трудом представляют свою жизнь без автомобиля, а некоторые даже не могут и дня прожить без этого, но у каждой семьи есть некоторые ограничения на использование автомобиля, одно из которых –  расход топлива Газ 53 на 100 км, неуклонно растущий в цене ежедневно. Тем более, советские автомобили не отличаются экономным расходом бензина, не говоря уже о грузовых моделях.

Газ 53 является широко распространенным грузовым автомобилем, самым большим и вместительным в СССР. Выпуск этого автомобиля начался более 50 лет назад, а до закрытия этой марки грузовых авто в 1997 году, он познал несколько улучшений и выпускался в более чем 5 модификациях.

Модель Расход (трасса) Расход (город) Расход (смешанный цикл)
Газ 53  25 л/100 км  35 л/100 км  30 л/100 км

Официальные источники

Расход бензина на Газ 53 можно узнать из официальных источников, где описаны заводские измерения. По официальным данным, этот показатель равняется 24 литрам. Но реальный расход топлива на Газ 53 может значительно отклоняться от указанных здесь сведений, поскольку может зависеть от разных факторов.

24 литра на 100 километров используется этим грузовиком в хорошем техническом состоянии, с минимальной загруженностью и на скорости 40 км/час. В реальности же эта цифра может отличаться и стать значительно больше в зависимости от разных факторов. Официальные измерения происходили в благоприятных условиях, но в реальной жизни такие условия встречаются редко.

Сведения приведены для базовой комплектации, на которой установлен двигатель с 8 цилиндрами и вместимостью 4,25 литров.

Различные факторы, влияющие на расход

Нельзя ожидать от машины, что средний расход топлива у Газ 53 на 100 будет именно тот, что указан в официальных документах. Изменение в большую сторону вполне ожидаемо, ведь редко, когда автомобилю приходится двигаться по пустой трассе, ровной дороге, оптимально загруженности и т.д.

Такие факторы влияют на расход горючего:

  • степень загруженности машины;
  • температура на улице (прогрев двигателя);
  • стиль езды водителя;
  • пробег;
  • воздушный фильтр;
  • техническое состояние мотора;
  • состояние карбюратора;
  • давление в шинах;
  • состояние тормозов;
  • качество топлива.

Проверенные способы экономии

К сожалению, сегодня не такой дешевый бензин, как в Советском Союзе. Цены на этот вид топлива, а также на дизельное топливо, неуклонно растут с каждым днем, делая перевозки на этом грузовом автомобиле ГАЗ более затратным. Однако, осведомленные водители нашил не один способ сэкономить на расходе простыми и надежными способами.

  • Норма расхода топлива на Газ 53 в городе больше, чем по трассе и может в реальности доходить до 35 литров на 100 км. Но во время передвижения по оживленным городским улицам усиливается зависимость потребления горючего от стиля вождения. Если водитель управляет машиной агрессивно, с резкими стартами и торможениями. Если водить осторожнее, более плавно, то можно сэкономить до 15% топлива.
  • Линейное потребление топлива у Газ 53 на трассе составляет 25 л. Но эти данные приведены при пустой загруженности. Так как данная модель грузовая, сложно представить, как можно экономить на снижении веса груза. Однако, если не «гонять» ГАЗ с грузом, когда можно обойтись без него, этой возможностью стоит пользоваться.
  • Необходимо следить за состоянием автомобиля, его двигателя, карбюратора. Очень важно, чтобы перед дальним рейдом было проверено техническое состоянием транспорта и исправлены все поломки.
  • Есть небольшая хитрость – слегка перекачать шины, чтобы уменьшить затраты топлива на 100 км. Здесь важно не переборщить, потому что есть риск повредить подвеску, особенно если машина загружена.
  • Можно заменить двигатель на дизельный или поставить газовую установку.
Читайте также:  Мотоблок кентавр: дизельный, отзывы владельцев, 2080, 2013б, 1081д, 1080д, с фрезой и плугом, цена, аналоги

Некоторые способы экономии вызывают некоторые сомнения, но тоже часто используются водителями. Вы можете воспользоваться советами и на своем опыте убедиться в их действенности.

  • Есть мнение, что карбюратор можно заменить инжекторной системой ради экономии.
  • Для карбюратора можно применить прокладку для распыления.
  • Магнитный активатор топлива может также стать средством для экономии.

Улучшение технического состояния и ремонт

То, какой расход топлива на ГАЗ зависит от состояния ремонта автомобиля Газ 53. Если вы начинаете замечать, что бензин потребляется слишком активно, это может быть тревожным знаком, свидетельствующий о том, что под капотом автомобиля могут быть неполадки, возможно даже очень опасные.

Причиной того, что у вас слишком большой расход топлива на Газ 53 могут быть такие неполадки:

  • засорение фильтра; один из способов сэкономить на расходе бензина – заменить воздушный фильтр, но сначала можно достать его и проверить, засорен ли он;
  • состояние карбюратора; можно попробовать самостоятельно вымыть этот автомобильный прибор; рекомендуется также подкрутить винты, если они раскрутились;
  • работоспособность цилиндров; один или несколько цилиндров в двигателе Газ 53 может не работать, из-за чего на другие приходится больше нагрузки, а, следовательно, растет и расход топлива;
  • необходимо также проверить, правильно ли подключены все кабели к цилиндрам; если есть проблемы с подключением, это может стать причиной увеличения расхода топлива;
  • поломки в системе зажигания; эта часть устройства машины может быть причиной того, что мотор из-за перегрева будет работать с помехами; как показывает практика, коммутатор – весьма распространенная проблема на Газ 53;
  • пониженное давление в шинах; от этого фактора напрямую зависит расход топлива; если повышенное давление в шинах может помочь сэкономить, но и наоборот – недостаточно накачанные шины будут причиной ненужных трат.

Газовая установка

Двигатель на газу – популярный сегодня способ сэкономить на топливе. Газ стоит почти вдвое дешевле, чем бензин или дизель. Кроме того, преимущество газобаллонного оборудования на автомобиле заключается в том, что расход остается на том же уровне.

Конечно, такая установка стоит немало, но и окупает себя достаточно быстро.

Источник: https://RasxodTopliva.ru/124-gaz-53.html

ГАЗ-52, технические характеристики самосвала, обзор мотора, шасси, КПП (коробки передач) и подвески автомобиля, мощность двигателя, фото кабины

ГАЗ-52 — грузовой транспорт советского производства, сборкой которого занимался Горьковский автомобильный завод. Относился к классу среднетоннажных грузовиков (перевозил грузы до 2 500 кг). В свои годы завоевал большую популярность, выпускался в течение 29 лет.

История

Грузовик ГАЗ-52 заменил модель 51А. Формулу колёс менять не стали (оставили 4х2), грузоподъёмность повысили до 2,5 тонн. При проектировании нового автомобиля инженеры учитывали особенности будущей эксплуатации: планировалось использовать авто в городах и сельской местности. Перед конструкторами стояла задача разработать манёвренную технику с высокой проходимостью и плавным ходом.

От конструкторского бюро горьковского предприятия требовали оперативности: новый транспорт с подобной грузоподъёмностью требовался для восстановления экономики страны и строительства новых жилых домов, большинство из которых разрушили во время Великой Отечественной войны. В конце 50-х годов прошлого столетия СССР испытывал дефицит грузовиков, способных свободно передвигаться в городских условиях. Изначально планировали две основные разновидности: бортовой и ГАЗ-52 самосвал.

Внешний вид

Цельнометаллическую кабину сделали по капотному типу. Для улучшения обзора дороги установили новое лобовое стекло.

В отличие от предыдущего поколения, машина ГАЗ-52 предоставляла шофёру панорамную картинку окружающей местности. Вместительность — два человека.

Новую кабину унифицировали для последующих разработок Горьковского автомобильного завода. Отличия заключались в нескольких деталях. Именно поэтому потребители часто путали 52 и 53 модели.

Изначально подфарники располагались снизу, фары размещались над ними. В 1975 году, в результате модернизации базовой версии, изменился дизайн.

Подфарники подняли вверх, решётке радиатора придали форму «улыбки». В 1984 году произошло ещё одно изменение внешнего вида. Оно снова коснулось решётки, а поворотники поместили по бокам.

До окончания серийного производства внешность кабины больше не меняли.

В первые годы конструкция включала в себя одно круглое боковое зеркало, находившееся на стороне водителя. Его крепление (одинарный кронштейн) имело плохое качество, быстро разбалтывалось. Из-за этого владельцам приходилось каждый день настраивать боковое зеркало.

Через некоторое время изменили его форму (на овальную) и метод крепления (на тройной кронштейн). Так же зеркала начали устанавливать с обеих сторон, что улучшило обзор дорожной ситуации. Самые распространенные цветовые решения — песочное и хаки.

В 70-х годах прошлого века линейку дополнили цветами морская волна и кофе с молоком.

В 1978 году конструкторы добавили изменения, чтобы покупатели лучше различали 52 и 53. Появились машины с голубыми кабинами, добавили штампованные рёбра жёсткости и новые диски резины с шестью вентиляционными отверстиями.

Салон

Свободного пространства в кабине было мало. Водитель мог оценивать дорожную ситуацию через боковые зеркала по обоим бортам. Если охлаждающего воздуха из вентиляции не хватало, открывали поворотом форточки.

Это позволяло регулировать его направление. Для исключения возможности запотевания лобового стекла от отопителя вывели разрезы на него для обдува. Стеклоочистители вакуумного типа работали от привода уникального насоса.

Рычаг переключения КПП ГАЗ-52 аккуратно встроили в пол кабины.

Напротив пассажира поместили бардачок, в котором шофёр мог хранить документы и мелкие предметы. В устройстве салона устранили главный минус предыдущего поколения — размещение рычага поворотников.

Его установили на колонке, а прежде он размещался на торпеде (до него было неудобно тянуться). Панель и двери делали полностью из металла. Диван был совмещённым. Спинка регулировалась.

За ней экипаж мог хранить инструменты и другие принадлежности.

ГАЗ-52 технические характеристики

ТТХ:

  • Длина — 5,7 м;
  • Ширина — 2,3 м;
  • Высота — 2,2 м;
  • Колёсная база — 3,3 м;
  • Вес — 2,7 т;
  • Объём мотора — 3,4 л;
  • Мощность двигателя — 85 л.с;
  • Максимальная скорость — 75 км/ч;
  • Расход топлива — 24 л на 100 км.

Мотор ГАЗ-52

Экземпляры 58-59 годов прошлого столетия получили силовые установки форкамерно-факельного типа. Для нового поколения грузовиков разработали новый двигатель, в основу которого лёг силовой агрегат 51-й версии.

Мотор ГАЗ-52 получил верхнеклапанное расположение и улучшенную конструкцию ГБЦ. Каждый цилиндр получил отдельную форкамеру. В газораспределительную систему поступала воздушно-горючая смесь. Впоследствии она зажигалась стандартной свечой.

Мотор ГАЗ-52 с новым устройством и улучшенным карбюратором ГАЗ-52 позволял экономить до 20% топлива.

Первые испытания новой силовой установки провалились. Она не выдавала большей мощности, плохо запускалась и не экономила горючее. Из-за невозможности нормально отрегулировать карбюратор ГАЗ-52 даже заводскими специалистам двигатель работал нестабильно.

После серьёзных переделок инженеры получили инновационную разработку с рабочим объёмом в 3,4 литра. Она развивала до 85 лошадиных сил, чего хватало для выполнения поставленных задач.

Максимальный крутящий момент достигался при 3 тысячах оборотах — 22,5 кг/м.

ГАЗ-52 дизель предприятие не выпускало, но в начале 1990-х годов для экономии затрат на топливо некоторые владельцы сами устанавливали подобные моторы.

Технические характеристики двигателя ГАЗ-52 считались хорошими для своего времени, опережая некоторых зарубежных конкурентов. Они получились настолько оптимальными, что транспортом пользуются в сельском хозяйстве в наши дни. Главной особенностью силового агрегата стало простое устройство и ремонтопригодность (водители осуществляли ремонтные работы в полевых условиях).

Сцепление ГАЗ-52

Модернизированный двигатель работал вкупе с коробкой передач ГАЗ-52 нового поколения. Конструкторы повысили её надёжность и снизили шум от работы за счёт установки синхронизаторов на 3 и 4 передачах. Всего было пять ступеней — четыре передние и одна задняя. Трансмиссия состояла из одного диска и выполнялась по сухому типу.

Описание подвески

Ходовку рессорного типа взяли с предыдущего поколения и модернизировали. Для увеличения запаса рабочего ресурса специалисты добавили в крепления резиновые подушки. Благодаря такому конструкционному решению снизилась нагрузка на основные листы, если происходило скручивание рессор.

Конструкция передней подвески состояла из продольных полуэллиптических рессор и гидравлических телескопических амортизаторов. Заднюю часть ходовки оснастили продольными полуэллиптическими и дополнительными рессорами. Задний мост ГАЗ-52 получил кулачковый дифференциал. Это улучшило проходимость транспорта по бездорожью и через водные преграды.

Тормозная система

Механизм торможения оснащали гидравлическим приводом. Для уменьшения усиления на педаль тормоза в конструкцию добавили вакуумный усилитель. Каждое колесо получило свой барабанный тормоз. Шофёр использовал две системы: рабочую и стояночную.

Рулевой механизм

Система руления делалась по глобоидальному типу (состояла из глобоидного червяка и двухгрбнеевого ролика). ГУР в те времена только начинал набирать популярность в зарубежных странах, Горьковский автомобильный завод в проекте ГАЗ-52 его не применил.

Модификации

За 29 лет серийного производства на базе стандартной версии выпустили множество разновидностей, которые использовались в различных отраслях народного хозяйства:

  • 52Ф — экспериментальный вариант семейства, который оснащали двигателем прошлого поколения. За год из цеха горьковского предприятия вышла промышленная серия, которая не прошла некоторые испытания;
  • 52Г — автомобиль с удлинённой до 3,7 метров колёсной базой. За счёт увеличения массы повысили максимальную грузоподъёмность до 4 тонн. До промышленного производства разработка не дошла;
  • 52А — первый вариант с силовым агрегатом нового поколения. При удлинённой базе грузоподъёмность составляла 3 тысячи килограмм. За 1959 год конструкторы собрали несколько экземпляров;
  • 52П — тягач седельного типа со старой силовой установкой, который был выпущен ограниченной партией;
  • 52Я — грузовик бортового типа с поднимающейся платформой. Серийный выпуск не осуществлялся;
  • 52-01 — шасси для установки различных надстроек, чаще всего, использовалось для сборки автобусов и транспорта специального назначения. Выпускалось с 1969 до 1993 года с 75-сильным мотором;
  • 52-02 — стандартная платформа под установку самосвального оборудования;
  • 52-03 — бортовая машина с силовой установкой нового поколения;
  • 52-04 — классический транспорт с колёсной базой 3,3 м;
  • 52-05 — грузовое такси, сделанное на базе предыдущей модификации;
  • 52-06 — седельный тягач со стандартной колёсной базой;
  • 52-07 — модель 52-04, в которой использование бензина сменили сжиженным газом. Авто развивал мощность до 73 л.с;
  • 52-08 — разновидность модели 52-01, которая использовала в качестве топлива сжиженный газ;
  • 52-09 — такси грузового типа на сжиженном газе;
  • 52-27 — грузовой транспорт, который передвигался на сжатом природном газе. Транспорт развивал до 65 лошадиных сил и разгонялся до 70 км/ч;
  • 52-28 — шасси для установки надстроек с увеличенной колёсной базой и мотором на сжатом природном газе;
  • 52-50 — разновидность 52-01 для поставки в страны с тропическим климатом;
  • 52-54 — модификация 52-04 для экспорта в области с тропическими климатическими условиями;
  • 52-70 — стандартный 52-01, который отправлялся в соседние страны;
  • 52-74 — классический 52-04, предназначавшийся для экспорта в другие государства.

Какой можно сделать вывод?

ГАЗ-52 — автомобиль, который вошёл в историю Советского Союза. Он хорошо потрудился и внёс неоценимый вклад в развитие государства и экономики. Владельцы машины выделяют следующие преимущества:

  • Хорошая проходимость по грунту и бездорожью;
  • Высокий клиренс;
  • Большое количество запчастей хорошего состояния в продаже для ремонта;
  • Простая конструкция, позволяющая проводить ремонт на месте поломки;
  • Приемлемая для отечественного рынка (в свои и наши годы) стоимость;
  • Габариты, позволяющие без проблем маневрировать в условиях плотного городского потока;
  • Хорошая надёжность и высокий запас рабочего ресурса в основных технических узлах;
  • Комфортный салон и тихоработающая КПП.

Автомобиль обладает рядом минусов, которые возникли в результате устаревания транспорта:

  • Мало свободного пространства в салоне;
  • Низкая (по современным меркам) грузоподъёмность;
  • Устаревшее оформление кабины;
  • Низкая мощность двигателя;
  • Высокий расход бензина и малый объём топливного бака (для наших дней);
  • Отсутствие ГУРа;
  • Плохая обзорность из-за больших габаритов капота;
  • Плохое качество электрической проводки.

Несмотря на наличие минусов, грузовик продолжает пользоваться спросом. После завершения производства, много экземпляров ГАЗ-52 с консервации выставили на продажу на вторичном рынке. Сейчас приобрести такую машину в приемлемом состоянии можно за 100-200 тысяч рублей. Некоторые механики покупают «стоячие» автомобили за 30-100 тысяч рублей, чтобы заняться их восстановлением.

Источник: https://MilitaryArms.ru/gruzovye-avtomobili/gaz-52/

Ссылка на основную публикацию