Стреловой кран: самоходные, подбор, строительный, разборный, устройство стрелы автокрана, телескопическая

Устройство автомобильного крана: базовые сведения

Автомобильные краны востребованы при работах с тяжелыми и объемными грузами, которые необходимо перемещать в пределах стройплощадки или поднимать на высоту. Конструкция спецтехники периодически модернизируется, разрабатываются более современные механизмы, но базовая конфигурация всех моделей строится по схожим принципам.

Основные элементы автокрана

Общее устройство автокрана подчиняется стандартной схеме, достаточно беглого взгляда на такую машину, чтобы заметить четкое разделение на 2 части.

  1. Верхняя. Поворотная рама, несущая на себе механизмы, с помощью которых осуществляются все манипуляции по перемещению грузов. На платформе находятся:
    • кабина оператора с управляющими и контролирующими приборами;
    • телескопическая, решетчатая или башенная стрела автокрана;
    • подъемный механизм для перемещения грузов (лебедка) — оснащена гидромотором, который передает крутящий момент барабану через двухступенчатый редуктор;
    • гидроцилиндры для подъема стрелы и изменения ее длины;
    • редуктор с цилиндрическими косозубыми колесами — обеспечивает вращение платформы, заключен в чугунный корпус, в торце которого расположен фланец и гидромотор;
    • противовес — стальная отливка, обеспечивает устойчивость машины во время работы нагруженной стрелы автокрана.
  2. 2. Нижняя. Неповоротная часть, основание для поворотной платформы. Состоит из нескольких узлов.
    • Шасси. В общем устройстве автомобильного крана предусмотрена ходовая часть, отвечающая за самостоятельное перемещение техники. Это может быть специально сконструированное под конкретный тип подъемника шасси или классический грузовик. В России популярны модели на колесных базах МАЗ, КАМАЗ, УРАЛ и КРАЗ. Такими шасси комплектуется кран «Ивановец». Данный транспорт обычно располагает полноприводной системой с раздаточной коробкой с функцией блокировки межосевого дифференциала, эффективной в условиях плохой проходимости.
    • Жесткая сварная рама с поперечными перекладинами для установки выносных опор. Забирает нагрузки от поворотного блока, перенаправляя их на площадку через балки коробчатого сечения (опоры).
    • Гидравлическая система. Управляет механизмами машины и состоит из насоса, гидробака, трубопроводов и гидроаппаратуры. Данное устройство автомобильного крана работает следующим образом: насос забирает масло из гидробака, передает гидрораспределителю, откуда по трубопроводам транспортирует к исполнительным гидроцилиндрам.

Между верхней и нижней частями автомобиля располагается опорное соединительное приспособление.

Опорно-поворотное устройство автокрана

Опорно-поворотное устройство автокрана закрепляется на нижней платформе и выполняет следующие задачи:

  • соединяет поворотный блок со стационарной платформой;
  • забирает на себя и распределяет нагрузку при работе крановой установки, повышая устойчивость и предотвращая опрокидывание;
  • обеспечивает легкое вращение поворотной рамы вокруг вертикальной оси.

Шариковое опорно-поворотное устройство в виде подшипника собирается из обойм (внешней и внутренней) с 2-мя рядами шариков между ними.

Наружная обойма из пары колец (нижнего и верхнего) прикручивается к поворотной раме. Внутренняя, имеющая зубцы, привинчивается к стационарной платформе.

Если зубчатый венец располагается на наружной обойме, то именно она прикрепляется к ходовой раме.

Роликовое опорно-поворотное устройство представляет собой совокупность 3-х колец с роликами между ними.

Внутреннее прикрепляется к нижней части автомобиля (ходовой раме) и оснащается зубчатым венцом, с которым контактирует шестерня поворотного механизма. Внешние кольца скрепляются болтами и присоединяются к поворотной платформе крана.

Такая конструкция обеспечивает равномерность распределения нагрузки и имеет большую грузоподьемность, чем шариковая.

Помимо особенностей опорно-поворотного приспособления интерес представляет конструкция основного рабочего инструмента спецтехники — стрелы, популярной разновидностью которой является телескопическая модель.

Устройство телескопической стрелы автокрана

Устройство телескопической стрелы автокрана предусматривает наличие основания и нескольких стальных секций, выезжающих друг из друга.

Выдвижной механизм выталкивает первую секцию с помощью гидроцилиндра, а остальные перемещаются дополнительным гидроцилиндром (в некоторых моделях) и полиспастом.

Количество секций телескопических стрел классифицируется в зависимости от грузоподъемности спецтехники:

  • до 10 тонн — достаточно двухсекционных модификаций;
  • до 60 тонн классикой считаются трехсекционные разновидности;
  • свыше 60 тонн — комплектуются четырехсекционными агрегатами.

Для увеличения радиуса действия и изменения вылета стрелы с грузом используется управляемый гусек, который закрепляется на конце последней секции.

При эксплуатации телескопической стрелы автокрана важно снизить трение при скольжении выдвижных элементов относительно друг друга. С этим успешно справляются скользуны — плиты из полиамида, обработанные графитовой смазкой.

Важнейшей характеристикой является вид профиля секций: коробчатый, трапециевидный, овоидный. Наилучшая грузоподъемность обеспечивается овоидной конструкцией. Она позволяет удлинять стрелу, добавлять секции и использовать более тонкий металл. Устройство с профилем такого типа применяется не только европейскими производителями, его установка налажена и для автокрана «Ивановец».

Преимущества аренды автокранов

Комплектация спецтехники определенного типа устройствами и работа автокрана в конкретных условиях тесно взаимосвязаны. Правильный выбор грузоподъемной строительной машины требует умения сопоставить ее возможности с перечнем необходимых работ.

Поскольку речь о дорогом транспорте, для многих компаний оптимальным становится решение арендовать кран у надежного поставщика услуг, а не приобретать в собственность.

Это обеспечивает минимум 6 преимуществ.

  1. Экономия на обслуживании техники и организации мест ее длительной стоянки.
  2. Возможность заказа машин разнообразных моделей для выполнения работ, актуальных на данный момент, без приобретения и содержания дорогостоящего автопарка.
  3. Услуги опытных крановщиков с оформленными допусками.
  4. Подбор специалистами техники с оптимальными характеристиками (грузоподъемность, устройство стрелы автокрана).
  5. Большой автопарк, располагающий современными самоходными кранами различных производителей.
  6. Гарантии исправности машин в любое время.

В автопарке компании «СтройТехМаш» всегда в наличии спецтехника самых надежных брендов машиностроительной отрасли: «Галичанин», «Ивановец», Liebherr. Оборудование систематически проходит техосмотр и имеет необходимые комплекты технической документации.

Источник: http://kran4rent.ru/o-kompanii/stati/the-device-truck-crane-basic-information/

Стреловые краны

Это машины поворотного типа, отличающиеся от других расположением грузозахватного механизма – он устанавливается именно в конце стрелы. Последняя может состоять из 1, 2 или 3 секций, но у нее всегда значительный вылет – от 9,5 и до 23,5 м или даже больше, за счет гуська.

Современные стреловые краны активно используются на объектах промышленного строительства, при возведении мостов, прокладке ЖД полотна, газо- и нефтепроводов, выполнении операций погрузки-разгрузки, проведении восстановительных и/или аварийных работ.

Могут быть как передвижными (мобильными), так и стационарными.

Конструкция стреловых кранов

  • Cнеповоротная рама – корпус машины;
  • ходовое устройство, если кран передвижной;
  • поворотная платформа – с кабиной управления и всеми подъемными механизмами;
  • опорное устройство, обеспечивающее устойчивость;
  • стрела с определенным вылетом.

Это конструкция для самого общего случая, конкретные же модели могут быть дополнены и другими ключевыми частями и механизмами.

Классификация кранов стрелового типа

По виду они могут быть:

  • Самоходные – передвижные, на шасси, рабочий орган закреплен как раз на ходовом устройстве, удобные своей мобильностью.
  • Башенные – поворотные, с вертикально ориентированной башней, на которой установлена стрела.
  • Судовые – стационарные, устанавливаемые на кораблях для выполнения погрузочно-разгрузочных и других работ.
  • Деррик – поворотные, с вертикальной мачтой (с двумя опорами) и шарнирно закрепленной на ней стрелой.
  • Полу- и портальные – устанавливаемые на передвижных платформах, сквозь которые может проезжать транспорт.
  • Монтажные – стационарные, неповоротные, собираемые именно на объекте работ.

По типу ходового устройства выделяют следующие стреловые краны:

  • железнодорожные – передвигающиеся по рельсам;
  • автомобильные – на усиленных шасси машин;
  • гусеничные – на тележках повышенной проходимости;
  • пневмоколесные – с дополнительными опорами, на специальных шасси;
  • плавучие – устанавливаемые исключительно на судах

В отдельную категорию нужно выделить частные случаи, например, краны стрелового типа, снабженные тракторными или другими специальными шасси.

По приводу все модели можно классифицировать на:

  • Электрические – одно- и многомоторные, в последнем случае каждый механизм получает питание от своего отдельного электродвигателя.
  • Механические – получают движение от двигателя внутреннего сгорания, например, от дизельного генератора.
  • Гидравлические, которые также могут быть оснащены индивидуальными моторами.
  • Комбинированные – когда у одного механизма, например, механический двигатель, а у другого – электрический (возможны варианты).

По изменяемости стрелы краны бывают:

  • невыдвижные – все секции жестко соединены между собой;
  • выдвижные – какие-то секции выдвигаются и складываются, за счет чего изменяется длина вылета.

При этом стрелы могут быть прямыми решетчатыми и с перегибами, телескопическими и шарнирно-сочлененными и даже наращиваемыми за счет гуська. Вариантов оборудования очень много – главное, чтобы выдерживала подвеска, которая может быть гибкой или жесткой.

Параметры стреловых кранов

  • Грузоподъемность – в зависимости от модели, начинается от 12 т (вместе с весом всего установленного оборудования) и достигает 250 т.
  • Высота – в эту категорию входит сразу несколько показателей, в частности, вылета стрелы, подъема и опускания крюка. Обычно чем выше эти параметры, тем ниже грузоподъемность (применимо к стреловым кранам одного класса).
  • Скорость – передвижения (рабочая и транспортная), поворота, подъема и опускания груза, вылета крюка – здесь тоже целый ряд показателей.
  • Углы наклона – от 1 градуса (для портальных) и от 3 для любых других видов крана. Также угол поворота – чем он больше, тем, в общем случае, техника удобнее в пользовании.
  • Масса самого стрелового крана – сильно зависит от выбранного шасси, от установленного на борт оборудования, от грузоподъемности. Чем больше рабочий вес машины, тем она тяжелее. В общем случае, линейка массы начинается с 30 т и может достигать 80 т и выше.

Читайте также  Железнодорожные краны

Источник: http://o-cranes.ru/strelovye-krany

Стреловые самоходные краны

Башенные краны.

Высота подъема крюка:

Нк = h0 + h3 + hэ+ hст, м (8.1)

h0 – превышение монтажного горизонта над уровнем стоянки крана, м (высота до верха смонтированного элемента);

h3 – запас по высоте для обеспечения безопасности монтажа (не менее 1÷2,5 м);

hэ – высота поднимаемого элемента, м;

hст – высота строповки (грузозахватного приспособления) от верха элемента до крюка крана, м. hст = 0,3 ÷ 9,3 м.

Рис. 8.1 — Схема для определения требуемых технических параметров башенного крана

Вылет крюка (стрелы):

Lк.баш. = (а/2) + b + c, (8.2)

а – ширина подкранового пути. Определяется предварительно по следующей таблице.

Таблица 8.1 — Определение ширины подкранового пути

Грузоподъемность Qт Ширина подкранового пути а, м Максимальное расстояние от выступающих частей здания до оси головки подкранового рельса b, м Габарит поворотной части крана, Rн
До 8 4,5 2,0 3,6
До 10 6,0 2,3 5,5
До 12 7,5 2,5 5,5
Более 12 7,5 2,6 6,4

После подбора марки крана эту величину необходимо уточнить для данного крана (табл. 8.2) и пересчитать Lк.баш.

b – расстояние от оси головки подкранового рельса до ближайшей выступающей части здания с учетом балконов, эркеров и др. элементов, м (табл.8.2).

с – расстояние от центра тяжести монтируемого элемента до выступающей части здания со стороны крана, м.

Таблица 8.2 — Ширина колеи и приближение подкрановых путей к выступающим конструкциям здания башенных и козловых кранов

Марки кранов Ширина подкранового пути а , м Минимальное расстояние от выступающих частей здания до оси рельса b , м
КБ-100.0А; КБ-100.2; КБ-100.3; КБ-100.1 КБ-160.2; КБ-308; КБ-160.4; КБ-401.Б КБ-402.А; КБк-160.2; КБ-405.2; 1 МСК-10-20 КБ-503; КБ-674.А; КБ-674.А-1; КБ-674.А-2; КБ-674.А-3; КБ-674.А-4 4,5 6,0   6,5 7,5 16,0…52,0 2,3 2,0   2,5 2,6 2,0

Грузоподъемность:

При подборе крана по грузоподъемности должно соблюдаться условие:

Qк ≥ Qэ + Qпр + Qгр или Мгр.кр. > Ммax (8.3)

Здесь Qэ — масса монтируемого элемента (максимального), т;

Qпр – масса монтажных приспособлений, т;

Qгр – масса грузозахватного устройства, т;

Мгр.кр – грузовой момент выбранного крана;

Ммax – максимальный расчетный момент.

Ммax= Q ∙ L, тм (8.4)

Для безопасной работы крана необходимо, чтобы соблюдалось условие:

а/2 + b ≥ Rн + 0,70, (8.5)

Rн – радиус габарита поворотной части крана, м (предварительно по табл.8.1) с последующим уточнением после выбора марки крана).

Стреловые самоходные краны.

Высота подъема крюка

Нк = h0 + h3 + hэ+ hст+hп, м (8.6)

Определяют оптимальный угол наклона стрелы крана к горизонту.

tg α =, (8.7)

hст – высота строповки, м, (табл. 6.1);

hп – длина грузового полиспаста крана. Ориентировочно принимают от 2 до 5 м;

b1 – длина или ширина сборного элемента, м;

S – расстояние по горизонтали от здания или ранее смонтированного элемента до оси стрелы (~1,5 м) или от края элемента до оси стрелы.

Читайте также:  Генератор маз: схема подключения, цена, как подключить, евро, проверить, фото

Стрела без гуська( рис. 8.2 а):

— длина стрелы:

Lс =м (8.8)

где hc – расстояние от оси крепления стрелы до уровня стоянки крана (~1,5 м)

— вылет крюка:

Lk = Lc ∙ cos α + d, м (8.9)

d – расстояние от оси вращения крана до оси крепления стрелы (около 1,5 м).

Рис. 8.2 – Схемы для определения требуемых технических параметров стрелового самоходного крана

а) — без гуська; б) – с гуськом; в) без гуська с поворотом в плане

Стрела с гуськом (рис. 8.2 б):

-длина стрелы:

Lc.г =, (8.10)

Н – расстояние от оси вращения гуська до уровня стоянки крана, м.

— вылет крюка:

Lк.г = Lc.г∙ cos α + lг ∙ cos β + d , (8.11)

Вылет определен на момент, когда проекция оси стрелы совпадает с осью движения крана.

При монтаже крайних плит покрытия, ряда параллельных элементов с одной стороны стоянки крана необходимо повернуть стрелу в горизонтальной плоскости (рис. 8.2 в). При повороте изменяется вылет, длина и угол наклона стрелы при заданной высоте подъема крюка.

Определяют угол поворота стрелы в горизонтальной плоскости.

tg φ =,(8.12)

D – горизонтальная проекция отрезка от оси пролета здания до центра тяжести установленного элемента;

Lк – вылет крюка, определенный ранее.

Определяют проекцию на горизонтальную плоскость длины стрелы крана в повернутом положении

L / c.φ =, (8.13)

Величина Нк – hс в процессе монтажа остается постоянной, поэтому определяют угол наклона стрелы крана в повернутом положении:

tg αφ =, (8.14)

αφ – угол наклона стрелы к горизонту в новом, повернутом положении, град.

Определяют наименьшую длину стрелы крана при монтаже крайней плиты покрытия.

Lc.φ =м (8.15)

Вылет крюка в повернутом положении крана

Lк.φ = L /c.φ + d, м (8.16)

В табл. 8.3 и 8.4 указывается по три сборных элемента, которые в основном влияют на величину технических параметров:

· Самый тяжелый элемент;

· Элемент, монтируемый на самой высокой отметке здания;

· Элемент, наиболее удаленный от крана, для которого определяются технические параметры.

После заполнения всех граф табл. 8.3 выбираются их максимальные значения, по которым выбирается башенный кран (см. приложение 1), после чего уточняют ширину подкранового пути, привязку крана к зданию и радиус поворотной части крана, учитываемый в формуле 8.5.

Таблица 8.3

Технические характеристики башенного крана

Наименование монтируемого (ых) элементов Монтажная масса Q, т Высота подъема крюка Н, м Вылет стрелы Lк.баш. Максимальный грузовой момент М мах, кН∙м
Самый тяжелый элемент
Самый удаленный элемент

Таблица 8.4

Технические характеристики стрелового самоходного крана

Наименование монтируемых элементов Монтажная масса, Q, т Высота подъема крюка Н, м Вылет стрелы Lк, м Длина стрелы Lс, м Грузоподъемность, тс

Для упрощения определения требуемых значений вылета и длины стрелы стреловых кранов может быть применен графический метод, обеспечивающий точность, достаточную для курсового проекта.

По этому методу в масштабе вычерчивают контуры возводимого здания, оси поднимаемых элементов и ось стрелы крана, которая должна пройти через три точки С, Е, А.

Затем замеряют отрезки LС и LВ и, учитывая масштаб построения чертежа, определяют их реальную длину и угол.

Рис. 8.3 Схема для определения длины стрелы самоходного крана графическим методом

Сборные конструкции одноэтажных промышленных зданий, как правило, состоят из отдельных элементов, из которых колонны, фермы, плиты, панели и др. могут иметь различную массу.

Однако из этого не следует, что для каждого конструктивного элемента, имеющего различные монтажные параметры, следует брать отдельный кран.

Наличие нескольких различных кранов должно быть оправдано целесообразностью полного использования других кранов, возможно более мощных и дорогих, но необходимых для монтажа тяжелых элементов.

Стреловые самоходные краны во время работы меняют вылет крюка, высоту подъема и грузоподъемность.

Поэтому при выборе крана необходимо вначале найти место его стоянки, соответствующей всем технологическим требованиям при наименьших денежных затратах.

Следует также учитывать наличие кранов других типоразмеров, надобность в которых появляется при монтаже других конструкций того же здания или сооружения.

Рис. 8.4 Выбор стоянок монтажного крана

а) кран устанавливает с одной стоянки четыре колонны; б) то же, две колонны при продольной проходке крана; в) то же, две колонны при поперечной проходке крана; г) то же, одну колонну; Ст 1, Ст 2, Ст 3, Ст 4 – стоянки крана

Выбор марки самоходного стрелового крана и оптимальные места его стоянки рекомендуется производить по данным, которые получаются в результате заполнения табл. 8.5.

Таблица 8.5 – Данные для выбора монтажного крана

Стоянки крана (рис 8.4) Наименование монтируемых конструкций Требуемая высота подъема крюка крана, м Вылет крюка крана, м Масса поднимаемого груза, т Марка крана Стоимость маш.-см. Количество маш.-см.
а Колонна 13,4 4,5 Э-2508 Из табл. 7.1 гр. 11
б — — — 4,5 МКП-25
в — — — 4,5 МКТ-25
г — — — 4,5 КС-4361

После заполнения граф табл. 8.5 берутся максимальные их значения, по которым подбирается кран.

Окончательный выбор кранов осуществляется после проверки возможности их применения для монтажа всех элементов, не вошедших в табл. 8.5 , по графикам грузовых характеристик, которые показывают, как осуществляется грузоподъемность крана в зависимости от вылета стрелы. График крана вычерчивается на листе технологической карты.

Технико-экономическое сравнение целесообразно выполнять для кранов с различной ходовой частью и оборудованием: стреловые краны на гусеничном ходу сравнивают с кранами на пневмоколесном ходу и т. п. При этом выбранные краны должны быть близки по грузоподъемности, но не менее подобранных по расчету.

Стоимость работы, руб, крана составляет:

, (8.17)

Е – единовременные затраты, связанные с обеспечением работы крана на объекте (монтаж, демонтаж транспортировка и т.п.);

Эгод – годовые эксплуатационные затраты (все виды ремонта, техническое обслуживание крана и пр.) прил. 1;

Тгод – плановое число смен работы крана в году (обычно принимается 400 смен) прил 1;

Эсм — сменные затраты на электроэнергию, смазку, воду и др. течении смены, руб, прил 1;

Тф – необходимое число смен работы крана на объекте (определяется расчетом), смен.

(8.18)

Тф можно взять из табл. 7.1 гр. 11.

6,67 час — продолжительность рабочей смены при 6-ти дневной рабочей недели;

8,0 час – то же, при 5-ти дневной рабочей недели;

Необходимое количество кранов определяется по формуле:

, шт (8.19)

— суммарная масса всех элементов и конструкций, т (см. табл. 5.1 гр. 9);

квс – коэффициент, учитывающий вспомогательные работы (разгрузка элементов, подача материалов и т.п.), квс=1,2;

— эксплуатационная производительность крана в смену (ориентировочно можно принять для жилищного строительства 50-60 т в смену и 70-80 т в смену в промышленном строительстве).

Если к=0,8-1,2, то принимается один кран; если к=1,3-2,2, то принимаются два крана и т. д.

Вспомогательные краны для складирования конструкций и материалов принимаются без расчетов.

9. Расчет транспортных средств

При определении наиболее рационального вида транспорта для перевозки груза и при выборе транспортных средств следует учитывать следующие факторы:

1) условия транспортировки (длина пробега, состояние дороги, ее ширина, наличие поворотов и уклонов, условия загрузки и разгрузки);

2) характер груза (его состояние, масса и объем);

3) характеристики транспортных средств (тип, грузоподъемность, размеры и вместимость кузова, скорость).

В строительстве существуют две основные схемы автотранспортных перевозок: маятниковая и челночная. При маятниковой схеме применяются автомобили с неотцепными звеньями. При этом тягачи простаивают у мест загрузки и разгрузки транспортных средств, а продолжительность цикла:

, (9.1)

где- продолжительность погрузки автопоезда, час;

— продолжительность пробега автопоезда с грузом, час;

— продолжительность разгрузки, час;

— продолжительность холостого пробега, час.

Маятниковая схема эффективна при наличии приобъектных складов.

При челночной схеме один тягач работает последовательно с двумя или более полуприцепами. Челночный метод позволяет осуществлять перевозки с минимальными затратами времени, т. к. простои под погрузкой и разгрузкой в данном случае исключаются, а имеются лишь незначительные потери времени (5-7 мин) на прицепки и отцепки полуприцепов, а продолжительность цикла:

, (9.2)

— время на прицепку прицепа или полуприцепа на заводе ЖБИ, час;

— время на отцепку прицепа или полуприцепа на приобъектном складе или в зоне монтажа, час.

Количество каждого из спецавтотранспортных средств для перевозки сборных элементов со склада при организации монтажных работ определяется по формуле:

, (9.3)

Пэл — число элементов одного вида, подлежащего монтажу в течении 2-3 смен, шт;

L – расстояние доставки конструкций на объект, км;

V – средняя скорость движения автотранспорта, км/ч;

t1 — время погрузки конструкций, ч;

t2 — время разгрузки конструкций, ч;

t3 – время маневров при погрузке и разгрузке (можно принять 2-3 мин), ч;

Тсм – продолжительность смены, 8 ч;

кв – коэффициент использования транспорта по времени (0,8-0,9);

п0 – число элементов, перевозимых за один рейс.

При организации работ с транспортных средств (челночный метод) количество каждого из спецавтотранспортных средств определяется по формуле:

, (9.4)

t4 – время на смену прицепных транспортных средств на заводе и строительной площадке (9-12 мин), ч;

tс – продолжительность стоянки транспортных средств на строительной площадке, ч.

Продолжительность стоянки tс складывается из времени монтажа сборных элементов, доставленных спецавтотранспортным средством (за исключением последнего), а также времени строповки и подъема последнего элемента (10-15 мин).

Характеристика выбранного спецаатотранспортного средства для каждого вида перевозимых конструкций сводится в таблицу 9.1.

Таблица 9.1 – Ведомость транспортных средств

№ п/п Назначение Марка машины Грузоподъемность, т Количество дней работы Количество, шт Примечание

10. Операционный контроль качества работ

Раздел технологической карты включает указания по осуществлению операционного контроля качества работ в соответствии с требованиями действующих СНиП, для всех монтируемых элементов. Перечень технологических процессов, подлежащих контролю, методы и средства контроля сводятся в табл. 10.1.

Таблица 10.1 – Операционный контроль качества работ

Операция, подлежащая контролю Состав контроля (что контролировать) Кто контролирует Способ контроля (как контролировать) Время контроля (когда контролировать) К проверке привлекается геодезист
Прораб Мастер Нивелир Визуально Теодолит Уровень Отвес Метр стальной Рулетка стальная До начала монтажа В процессе монтажа После установки

11. Техника безопасности

Источник: https://megaobuchalka.ru/8/26435.html

Основное рабочее оборудование самоходного стрелового крана

Заглядов П. В. Основное рабочее оборудование самоходного стрелового крана // Молодой ученый. — 2017. — №3. — С. 83-85. — URL https://moluch.ru/archive/137/38514/ (дата обращения: 09.11.2018).

Стреловой самоходный кран — кран стрелового типа со стрелой, закреплённой на раме платформы или ходового устройства. Основным рабочим оборудованием самоходного стрелового крана является — стреловое оборудование, грузозахватные органы и грузозахватные приспособления.

Рис. 1. Рабочее оборудование самоходных стреловых кранов

По конструкции стреловое оборудование подразделяется на два основных типа: стрелы решетчатой конструкции и стрелы телескопической конструкции. Длина стрелы может оставаться постоянной или изменяемой, при использовании специальных выдвижных устройств.

По этому признаку стреловое оборудование разделяют на выдвижные и невыдвижные устройства. Выдвижные устройства — стрелы, имеющие выдвижные секции для изменения длины. К невыдвижным устройствам относятся решетчатые стрелы, секции которых жестко соединены одна с другой.

В зависимости от используемого стрелового оборудования различают два типа подвесок: гибкую и жесткую.

Основные направления развития рабочего оборудования самоходных стреловых кранов: увеличение грузоподъемности оборудования без увеличения опрокидывающего момента, повышение универсальности оборудования за счёт замены другим в условиях эксплуатации.

Увеличение грузоподъёмности обеспечивает подъем большего груза, а значит уменьшается количество циклов, необходимых для выполнения работы. Но главное не забывать, что при увеличении грузоподъемности растет опрокидывающий момент, который может стать причиной опрокидывания машины.

Одним из способов снижения опрокидывающего момента является облегчение стрелы и стрелового оборудования. С этой целью рядом фирм разработаны прогрессивные сечения — октогональные, трапецеидальные, диамантовые, сечение с гофрированными листами и др.

Для изготовления стрел применяются улучшенные материалы, облегчающие стрелу — синтетические полимерные материалы, армированные углеродным волокном; сплавы на основе алюминия с добавкой меди, железа, марганца и др.; легирование сталей цирконием.

Для облегчения стрел существуют способы: фиксирование или блокирование секций, механически связываемых друг с другом перед подъемом больших грузов; применение направляющих или кондукторов, поддерживающих штоки гидроцилиндров; применение разгрузочных оттяжек; изготовление канатных блоков оголовка стрелы и крюковой обоймы из полиамида.

Читайте также:  Полуприцеп рефрижератор: прицеп, schmitz (шмитц), сколько стоит, для легкового автомобиля, новый, ремонт, американский, исток, кегель, кроне (krone), вес, тонар

Стреловое оборудование автомобильных кранов является сменным, т. е. один его вид может быть заменен другим в условиях эксплуатации. Так, с помощью набора вставок и основной стрелы можно собрать удлиненные стрелы нескольких модификаций. Так же можно заменять грузозахватные устройства для различных видов работы.

История развития стрелы крана

Создание в древнем Риме первых поворотных кранов относится примерно к I в. до н. э. Подъем грузов такими кранами осуществлялся на высоту до 12 м.

Период средневековья характеризовался упадком развития техники и лишь с XI—XII вв. н. э. начинается постепенное развитие крановой техники. Значительное совершенствование грузоподъемных машин было достигнуто в период развития торговли, мореплавания, совершенствования металлургии и горного дела, относящийся к XIV—XV вв.

Характерной особенностью грузоподъемных машин, изготовлявшихся до XIX в., было применение дерева для всех крупных ответственных узлов и деталей. Лишь для цепей, осей, храповиков и крюков применялась сталь.

Второй особенностью кранов этого периода является применение для приведения их в действие силы животных или людей.

Первым механическим приводом кранов являлся гидропривод, движущей силой в котором был напор речной воды. С развитием паровой техники большое распространение в грузоподъемных машинах получил паровой привод. В конце прошлого столетия на грузоподъемных машинах был использован электрический привод, который в настоящее время получил преобладающее распространение.

Большой вклад в дело создания и развития грузоподъемных машин внесли русские техники. История отечественной техники содержит большое количество блестящих примеров самостоятельного, смелого решения задач механизированного подъема и перемещения отдельных конструкций и даже целых сооружений.

В 1668 г. русские механики осуществили в московском Кремле подъем большого колокола весом более 8000 пудов.

В 1812 г., опередив на несколько десятилетий Соединенные Штаты Америки, Д. Петров в Маршанске выполнил с помощью системы подъемно-транспортных устройств сложнейшую работу по передвижке здания.

В результате трудов создателя трехфазного электродвигателя русского электротехника М. О. Доливо-Добровольского в значительной мере определились возможности широкого использования электроэнергии в приводе грузоподъемных машин.

Особенно широкое развитие получило отечественное краностроение после Великой Октябрьской социалистической революции. Советские краностроители создали ряд оригинальных и прогрессивных типов кранов — железнодорожных, гусеничных башенных, автомобильных и др., нашедших массовое применение в строительстве.

Литература:

  1. Дьяков, И. Ф. Строительные и дорожные машины и основы автоматизации: учебное пособие / И. Ф. Дьяков; /Ульян. гос. техн. ун-т. − Ульяновск: УлГТУ, 2007. — 516 с.
  2. Белецкий, Б. Ф. Строительные машины и оборудование: справ. пособие / Б. Ф. Белецкий, И. Г. Булгакова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. — 606 с.
  3. Шестопалов К. К. Подъемно-транспортные, строительные и дорожные машины и оборудование: учебник для студ. учреждений сред. Проф. Образования / К. К. Шестопалов. — 8-изд., стер. — М.: издательский центр «Акадмеия», 2014. — 320 с
  4. Мартюченко, И. Г. Проблемы развития дорожного машиностроения / И. Г. Мартюченко, Р. Х. Бурханов // Совершенствование конструкций и методов расчета строительных и дорожных машин и технологий производства работ. — Саратов: Сарат. гос. техн. ун-т, 2006. — С.6 -15.
  5. Волков, Д. П. Строительные машины: учебник для вузов / Д. П. Волков, В. Я. Крикун. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: АСВ, 2002. — 375 с.

Основные термины (генерируются автоматически): стреловое оборудование, опрокидывающий момент, кран, машина, рабочее оборудование, стрела, условие эксплуатации, устройство.

Подъемно-транспортное оборудование в настоящее время превратилось в один из основных

Кран-манипулятор — автомобильное шасси с краном стрелового типа, служащим

момент относительно ребра опрокидывания направленный на удержание машины в равновесии.

3. ограничители рабочего хода башенного крана для автоматического прекращения движения оборудования подъема и захвата груза; 4. защита от столкновения крана с преградами, например, в условиях стесненной работы

– оголовок стрелы

Этот кран может быть установлен для обслуживания любого производственного оборудования, или

Для ограничения подъёма груза на стреле крана имеется концевой выключатель.

Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъёмных кранов.

На безопасность эксплуатации стреловых кранов влияет не только защита от предельных нагрузок, но и техническое состояние крана, которое

– изгибающий момент в стреле больше допустимого (может разрушиться конструкция стрелы). Исходя из поставленных условий

Приведены сведения по динамике стрелового крана для условий холодного климата.

Если степень развития кавитация такова, что в случайные моменты времени возникает и захлопывается множество

Основное рабочее оборудование самоходного стрелового крана.

Козловой кран. Ричстакер. − рабочая зона ограничена крановым путем

Конструктивно ричстакер представляет собой силовую раму на автомобильном шасси, на раме установлена телескопическая стрела с двойными гидроцилиндрами, навесное оборудование — спредер на…

где – время эксплуатации оборудования, лет; – средняя глубина коррозии (износа) -го элемента, мм.

4. РД 10–112–2-09. Методические рекомендации по экспертному обследованию грузоподъемных машин. Часть 2. Краны стреловые общего назначения и…

Ввиду наличия таких условий эксплуатации, возникает вопрос оценки эффективности

Число итераций (комбинаций) — 9; Угловая координата стрелы с приращением (αс +dαс) = 69.0 + 2.9

Павлов В.П. Анализ расчетных положений рабочего оборудования экскаватора в среде…

Рис.1. Машина для сварки трубопроводов «АСТ-4-А». Кран-манипулятор с поворотной стрелой предназначен для подъема и перемещения палатки сварщика в зону сварки

расчетный случай II – рабочее состояние оборудования при максимальной рабочей и динамической нагрузке

Подъемно-транспортное оборудование в настоящее время превратилось в один из основных

Кран-манипулятор — автомобильное шасси с краном стрелового типа, служащим

момент относительно ребра опрокидывания направленный на удержание машины в равновесии.

3. ограничители рабочего хода башенного крана для автоматического прекращения движения оборудования подъема и захвата груза; 4. защита от столкновения крана с преградами, например, в условиях стесненной работы

– оголовок стрелы

Этот кран может быть установлен для обслуживания любого производственного оборудования, или

Для ограничения подъёма груза на стреле крана имеется концевой выключатель.

Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъёмных кранов.

На безопасность эксплуатации стреловых кранов влияет не только защита от предельных нагрузок, но и техническое состояние крана, которое

– изгибающий момент в стреле больше допустимого (может разрушиться конструкция стрелы). Исходя из поставленных условий

Приведены сведения по динамике стрелового крана для условий холодного климата.

Если степень развития кавитация такова, что в случайные моменты времени возникает и захлопывается множество

Основное рабочее оборудование самоходного стрелового крана.

Козловой кран. Ричстакер. − рабочая зона ограничена крановым путем

Конструктивно ричстакер представляет собой силовую раму на автомобильном шасси, на раме установлена телескопическая стрела с двойными гидроцилиндрами, навесное оборудование — спредер на…

где – время эксплуатации оборудования, лет; – средняя глубина коррозии (износа) -го элемента, мм.

4. РД 10–112–2-09. Методические рекомендации по экспертному обследованию грузоподъемных машин. Часть 2. Краны стреловые общего назначения и…

Ввиду наличия таких условий эксплуатации, возникает вопрос оценки эффективности

Число итераций (комбинаций) — 9; Угловая координата стрелы с приращением (αс +dαс) = 69.0 + 2.9

Павлов В.П. Анализ расчетных положений рабочего оборудования экскаватора в среде…

Рис.1. Машина для сварки трубопроводов «АСТ-4-А». Кран-манипулятор с поворотной стрелой предназначен для подъема и перемещения палатки сварщика в зону сварки

расчетный случай II – рабочее состояние оборудования при максимальной рабочей и динамической нагрузке

Источник: https://moluch.ru/archive/137/38514/

Как устроены стреловые автокраны

Гигантская умелая машина, которая при этом еще способна сама передвигаться, всегда вызывает восхищение, будь то карьерный самосвал или шагающий экскаватор. Стреловые автокраны большой грузоподъемности можно смело поставить в тот же ряд. Эти могучие руки промышленности не могут не поражать своей силой, технологичностью и несомненным конструктивным изяществом.

Реакция экспертов на просьбу рассказать об автокранах со стрелами, соперничающими по длине с футбольным полем, оказалась на редкость прозаической: обычные краны, только большие.

Что ж, это нормальный взгляд профессионалов, которым повседневная работа редко оставляет поводы для удивления.

Нам же остается задавать наивные вопросы, чтобы выяснить, как все-таки работают эти машины — обычные и необычные одновременно.

Где они применяются?

Передвижные стреловые краны большой грузоподъемности — инструмент специфический. В самом деле, на строительстве многоэтажных зданий в основном используются башенные краны, для малоэтажной стройки и, скажем, работ по прокладке труб подойдут передвижные краны грузоподъемностью 25−45 т.

А вот тяжелые автокраны применяются в основном для «точечных» операций, связанных, как правило, с монтажом промышленного оборудования. Именно поэтому такие машины редко приобретаются для долгосрочного использования, а чаще арендуются.

Самое полное представление о том, куда и зачем катаются по России эти гиганты, можно получить в компаниях, отдающих краны в аренду.

Деррик-кран. Одна из конструкций, обеспечивающих высокую грузоподъемность, называется деррик-краном. Ее характерная особенность — наличие второй, вспомогательной стрелы, которая работает как оттяжка. В деррик-кране используется дополнительный «плавающий» (подвесной) балласт.

«Наши машины постоянно в дальних командировках, — рассказывает Олег Агафонов, заместитель генерального директора по технической части компании «Рентакран», базирующейся в Подмосковье. — Из недавних работ — монтаж двух мегаваттных ветрогенераторов в Калмыкии. Генератор в сборе весит 47 т, нижний бетонный элемент — 50 т.

Скажете, не так уж тяжело для 500-тонного крана? Да, но надо понимать, что лишь очень мощная машина способна нести стрелу достаточной длины, для того чтобы поставить ту же гондолу генератора на высоту 70 м. На строительстве нового терминала аэропорта Шереметьево наш 500-тонный кран монтировал деталь атриума весом 18 т.

Причина использования тяжелого крана та же- стрелой пришлось дотягиваться на расстояние 60 м. Подъехать на кране ближе оказалось просто невозможно».

Но неужели для кранов, способных поднять сотни тонн груза, в России нет настоящей работы? «Есть, конечно, — отвечает Олег Агафонов. — Тяжелые грузы встречаются, например, при монтаже оборудования для металлургического производства.

Недавно ставили две свечи дожига на металлургическом комбинате. Каждая свеча высотой 112 м. Или вот в Липецке устанавливали воздухонагреватель Калугина — 100 т. В Невинномысске — котел-утилизатор, те же 100 т. Никакой вертолет с такими грузами не справится.

Эта работа — только для кранов».

Чтобы обеспечить вертикальную и боковую устойчивость стрелы и крана и повысить его грузоподъемность, используются оттяжки, конфигурация которых может заметно отличаться. Например, на телескопической стреле крана LTM 1400−7.

1 перпендикулярно к продольной оси стрелы монтируется Y-образная конструкция, два своеобразных «рога» с полиспастами на концах. Пара вант крепится к заголовку стрелы, удерживая «за голову» конец длинного рычага.

Далее ванты расходятся под углом, проходят через полиспасты и вновь сходятся у основания стрелы, где жестко связываются с балластом.

Так, с одной стороны, увеличивается грузоподъемность крана, а с другой — повышается боковая устойчивость стрелы, которой можно управлять, ослабляя и натягивая ванты с помощью лебедки. Если на телескопическую стрелу устанавливается гусек-удлинитель, применяются дополнительные оттяжки, только уже не Y-типа, а А-типа.

Как они передвигаются?

Прежде чем рассказать о технических особенностях тяжелых автокранов, необходимо сразу заметить, что современные машины, производимые лидерами отрасли (Liebherr, DeMag, Grove и др.), насыщены электроникой и автоматикой. Водителю и оператору крана стоит только задать машине нужную программу, и многое она сделает сама. Вот пример: 400-тонный кран Liebherr LTM 1400−7.

1 несет на себе телескопическую стрелу длиной от 46 до 60 м. Длина машины со сложенной стрелой — почти 19 м. Ширина — 3 м. Понятно, что управлять такой махиной в пути или при маневрировании- задача, не сравнимая даже с «пилотированием» тяжелой фуры, поэтому человеку нужна помощь автоматики. В распоряжении водителя есть несколько предустановленных программ «активного управления».

Это значит, что в зависимости от угла поворота руля и скорости движения все колесные мосты (их семь) работают так, чтобы оптимизировать угол поворота. Если кран просто движется по дороге, то первые три моста (всего их семь) управляются постоянно. Мосты 4 и 5 «подруливают» до скорости 30 км/ч, а затем фиксируются в положении «прямо».

Мосты 6−7 работают (поворачиваясь в сторону, противоположную повороту руля) до скорости 60 км/ч, а затем также фиксируются в положении «прямо». Этим достигается повышенная маневренность и устойчивость на больших скоростях и снижается износ шин, цена которых для тяжелой техники весьма чувствительна.

Есть программы движения без заноса, предусмотрен и режим маневрирования, при котором все мосты повернуты в одну сторону под одинаковым углом. В этом случае кран едет по диагонали.

Читайте также:  Кдм на базе камаз: 6520, 65115, технические характеристики, цена, щетка

Источник: https://www.PopMech.ru/technologies/10872-kivayushchie-mastodonty-strelovye-avtokrany/

Автокраны

Самое распространенное применение кранов стрелового типа-это строительные площадки жилых и промышленных комплексов. По сути эти краны задействуются там, где нужно поднять груз на очень большую высоту.

Форма выполнения таких кранов как правило решетчатой фрмы. Монтаж стреловых кранов может производится как на неподвижной так и на подвижной основе.

Краном управляет машинист крана из будки ,находящейся на высоте стрелы. 

В кранах стрелового типа грузозахватное устройство подвешено к блокам на концевой части стрелы или на грузовой тележке, перемещающейся по стреле.

По возможности перемещения эти краны могут быть выполнены стационарными или передвижными. Передвижные краны в зависимости от условий эксплуатации оборудуют различными ходовыми устройствами (самоходные краны).

Типы стреловых кранов

В зависимости от области применения, внешних погодных факторов, высоты постройки, географических особенностей площадки выбирают тот или иной тип стрелоого крана:

К стреловым кранам можно отнести все краны, на которых есть стрела:

  1. Железнодорожный кран;
  2. Самоходный полноповоротный кран на колесах;
  3. Самоходный гусенечный кран;
  4. Консольный кран;
  5. Плавучий кран;
  6. Достроечные кран;
  7. Башенный кран;
  8. Мостовой кран;
  9. Кран с шарнирно-сочлененной стрелой

Краны с внешними опорами могут быть закреплены на стенах производственного здания или колоннах.

Эти краны имеют подвешенную на роликах электрическую таль, в которой объединены механизмы подъема груза и передвижения электротали, благодаря чему кран становится более легким и совершенным.

Все другие элементы крана, включая опоры, металлоконструкцию и механизм поворота, по конструктивному исполнению и расположению аналогичны элементам крана с внешними опорами.

На кранах устанавливают стреловое и башенно-стреловое оборудование. Основными видами стрелового оборудования являются невыдвижная (жесткая) и выдвижная решетчатые стрелы, телескопическая стрела с одной или несколькими выдвижными секциями для изменения их длины. Длину выдвижных стрел можно изменять только в нерабочем состоянии крана, телескопических — при действующей рабочей нагрузке.

Сменное рабочее оборудование стреловых самоходных кранов

Основное стреловое оборудование обеспечивает наибольшую грузоподъемность крана при требуемых ГОСТом вылете от ребра опрокидывания и высоте подъема крюка. Наибольшая грузоподъемность соответствует наименьшему вылету стрелы. С увеличением вылета грузоподъемность уменьшается.

Зависимость грузоподъемности и высоты подъема груза от вылета стрелы называется грузовой характеристикой крана и изображается графически в виде кривых, которые даются в паспортах кранов.

Пользуясь графиками, можно определить грузоподъемность и высоту подъема крюка для любого вылета основной стрелы и сменного рабочего оборудования.

К сменному рабочему оборудованию относят удлиненные дополнительными вставками (секциями) жесткие и выдвижные стрелы, с применением которых увеличивается зона, обслуживаемая краном, но соответственно снижается грузоподъемность.

Конструкции стрел кранов и полиспаста

По способу перемещения груза различают стрелы с грузовыми тележками, стрелы подъемные и жесткие с постоянным вылетом.

Подъемная стрела подвешивается к поворотной головке на полиспасте, с которого канат сбегает на барабан стреловой лебедки. Перемещение груза, подвешенного на конце подъемной стрелы, производится путем изменения угла ее наклона. При этом груз одновременно с горизонтальным перемещением поднимается или опускается, описывая криволинейную траекторию.

Жесткая стрела имеет постоянный вылет во время рабочего цикла крана. Такая стрела подвешивается к поворотной головке на гибком расчале, закрепленном на конце стрелы. Для изменения вылета стрелы во всех случаях работу крана необходимо прекращать.

Перемещение груза краном, оборудованным жесткой стрелой, производится при передвижении самого крана по путям и при вращении стрелы. Конструкция стрелы работает на изгиб от собственного веса и на сжатие от веса стрелы и груза и наиболее проста и легка.

Схемы конструкций стрел башенных кранов: а – жесткая стрела с постоянным вылетом; б — подъемная стрела; в — стрела крана БК-1 на канатных петлях; г — стрела крана БКСМ-3 с канатным полиспастом; о — стрела с грузовой тележкой и жесткой тягой; е — то же, подъемная с гибкими тягами; ж — то же, подъемная без тяг; з — подъемная стрела крана БТК-100 стрела; 2 — стреловой полиспаст; 3— поворотная головка; 4 — башня; 5 — грузовой канат; 6 — грузовая тележка

Рабочая стрела

В качестве рабочей стрелы башенного крана, может быть применена молотовидная или подвесная стрела.

Конструктивно стрела может представлять собой балочную, подъёмную или комбинированную шарнирно-сочленённую стрелу, выполненную из труб (малого или большого диаметра), гнутого профиля или уголков.

Стрелы кранов изготавливаются секционными, что упрощает сборку и транспортировку, а также обеспечивает универсальность исполнений.

Балочная стрела

Стрела балочного типа представляет собой металлоконструкцию с квадратным, треугольным, либо прямоугольным поперечным сечением.

Стрела состоит из двух поясов, по нижним поясам которой (вдоль всей стрелы) перемещается грузовая тележка. Стрела может устанавливаться либо горизонтально, либо под углом (от 30 ° до 45 °).

В случае установки под углом, тележка может быть перемещаемой вдоль поясов стрелы, либо жёстко закреплена на её конце.

Вылет такой стрелы изменяется путём перемещения тележки с подвешенным грузом по направляющим балкам неподвижно закреплённой стрелы.

Подъёмная стрела

Подъёмная (маневровая) стрела представляет собой пространственную металлоконструкцию с квадратным, треугольным, либо прямоугольным поперечным сечением. Конструкция прикреплена при помощи опорного шарнира к башне.

На конце стрелы расположены блоки, которые могут быть разнесены с использованием балансира, который соединяется с головной частью стрелы. Груз при этом постоянно подвешен к блокам, оснащённым грузовыми канатами. Стрела этой разновидности устанавливается наклонно к горизонту.

Путём её перемещения с подвешенным к блокам грузом, изменяется её вылет — на допустимый угол наклона.

Преимущества этого типа стрел: простота конструкции. В сравнении с кранами, снабжёнными, к примеру, балочными стрелами, подъёмные стрелы демонстрируют лучшую маневренность в стеснённых условиях и более технологичны и удобны в изготовлении и эксплуатации. При равных же характеристиках, такой башенный кран легче (до 20 %), чем кран с балочной стрелой.

Недостатки: при изменении вылета, стрела не имеет возможности горизонтального перемещения груза, а горизонтальная скорость перемещения груза при этом будет невысокой и неравномерной. Кроме того, стрелы этой разновидности не позволяют охватить с одной стоянки крана всю зону обслуживания, например, вблизи башни самого крана.

Шарнирно-сочленённая стрела

Стрела относится к типу комбинированных, имеет форму ломаной. Конструктивно состоит из двух основных частей: основной (корневой) и головной. Головная часть называется гуськом. Кран, оснащённый такой стрелой имеет две крюковые подвески.

Вылет шарнирно-сочленённой стрелы изменяется либо подъёмом всей стрелы, либо сочетанием движений по подъёму с дальнейшим перемещением вдоль стрелы грузовой тележки.

Стрелы этой разновидности применяются для увеличения высоты подъёма крана и вылета крюка.

Модернизация крана стрелового типа

Основное преимущество данных видов кранов заключается в том, что подъемное устройство крепится на специальной башенной системе, которая «растет» вместе с увеличением высоты строящегося здания. То есть изначально высота башни может являться вовсе небольшой, а затем по мере возвышения здания башня так же способна подниматься. Самоподъемный механизм крана соответственно ходит по этой башне.

Стремление найти простое решение для быстрого перемещения в плане грузового полиспаста, поднимающего груз, привело к созданию серии несложных монтажных машин.

На рисунке показана эволюция монтажных устройств от обычной подъемной мачты и монтажной стрелы (рис. 78, а и б) до башенного крана (рис. 78, е).

Мачтово-стреловой крап состоит из мачты и шарнИр-но прикрепленной к ней стрелы, служащей для подвешивания грузового полиспаста. Следовательно, стрела является отличительной особенностью этого крапа.

В зависимости от способа закрепления мачты в вертикальном положении мачтово-сгреловые краны подразделяются на ваптовые (мачта закрепляется вантами, состоящими из стальных канатов) и жёстконогне (мачта закрепляется жесткими подкосами).

Шарнирное крепление стрелы к мачте позволяет вращать ее в горизонтальной и вертикальной плоскостях. Верх стрелы подвешивается к мачте с помощью стрелового полиспаста. Изменением его длины регулируется положение стрелы (ее вылет) в вертикальной плоскости, т. е.

изменяется горизонтальное расстояние от оси вращения стрелы до грузового полиспаста.

Если мачта, к которой шарнирно прикреплена стрела, может вращаться относительно своей вертикальной оси, то точка прикрепления грузового полиспаста получит возможность не только линейного, но и перемещения по дуге в пределах радиуса, равного вылету стрелы.

Стрела жестконогих кранов, как правило, крепится к основанию мачты, как это показано на рис. 79, а стрела вантовых кранов (см. рис. 78, в) может быть прикреплена к мачте как у ее пяты, так и в любой точке по высоте.

В вантовых кранах, предназначенных для подъема небольших грузов на большую высоту, стрелу устанавливают на мачте выше середины, ближе к оголовку (см. рис. 78,г).

Для подъема груза, а также -трелы крана применяют чаще всего электрические лебедки. Ходовые нитки с блоков полиспастов идут вдоль мачты на лебедки через отводные блоки, установленные у основания мачты

Опора мачты прикрепляется обычно стальным тросом или болтами к опорной площадке крана, так как ходовые нитки, идущие на лебедки, создают у основания мачгы значительное горизонтальное усилие, стремящееся сдвинуть мачту. Стрелу крана поворачивают вручную с помощью оттяжек прикрепленных к стреле.

Чтобы обеспечить безопасное ведение работ, лебедки крана устанавливают вне зоны действия стрелы. Недостаток описанных конструкций мачтовых кранов — невозможность поворота стрелы на 360°.

Кран, изображенный на рис. 78, д, представляет собой мачту /, поддерживаемую в вертикальном положении вантами 2 которые крепятся ниже оголовка мачты примерно на 4—6 м. Поворотная часть 4 надевается на верх мачты и удерживается в центральном положении специальным штырем.

Для поворота стрелы 7 на 360° служит поворотный круг, установленный на раме поворотной части крана и приводимый во вращение лебедкой, стоящей на земле.

Вылет стрелы может изменяться стреловым полиспастом 5, а подъем груза осуществляется грузовым полиспастом 6.

Для уменьшения величины изгибающего момента к поворотной раме крепится контргруз 5, создающий постоянный изгибающий момент, по направлению обратный изгибающему моменту от груза, а по величине равный половине наибольшего момента от нагрузки на стрелу. Такое соотношение моментов является для мачты наиболее благоприятным.

Жестконогие мачтово-стреловые краны применяются для монтажа конструкций зданий, оборудования и конструкций различных аппаратов, печей и других сооружений.

Эти краны подразделяются на передвижные и неподвижные. Неподвижные краны устанавливают главным 

образом для обслуживания складов, небольших сборочных площадок н стендов.

Грузоподъемность кранов этого типа достигает 25 т. На рис. 79 изображен жестконогнй мачтово-стреловои кран грузоподъемностью 10 т.

У оголовка мачты крепятся жесткие подкосы, идущие к углам рамы, которая оборудована направляющи ми салазками, обеспечивающими передвижение крана но путям или конструкциям. Во время работы крана рама закрепляется за конструкциями зданий или сооружений или загружается балластом.

На раме крана располагаются лебедка для подъема груза и стрелы, лебедка для поворота мачты, а также контргруз. Рама крана обычно имеет треугольную форму.

Стрела и мачта этих кранов поворачиваются одновременно на угол не более 270°. Стрела жесткоиогих кранов имеет такую же конструкцию, как и у Байтовых.

Длина стрелы у жесткоиогих кранов всегда делается больше, а у вантовых меньше длины мачты. Отношение длины стрелы к длине мачты составляет примерно у жесткоиогих кранов 1,4—2,5, а у вантовых кранов — 0,8.

Вантовый мачтово-стреловои кран грузоподъемностью 15 т (рис. 80) состоит из решетчатой мачты / с шарнирной стрелой 5, которая может быть закреплена как у пяты, так и в любой точке по высоте мачты. Стрела может менять свое положение (вылет) только в вертикальной плоскости. Изменение положения стрелы в горизонтальной плоскости достигается вращением всего крана, т.

е мачты вместе со стрелой, который может поворачиваться на 360° вокруг вертикальной оси. Свободный конец стрелы подвешивается с помощью стрелового полиспаста 3 к оголовку мачты.

Мачта удерживается в вертикальном положении вантами 2, которые кренят к оголовку мачты специальным приспособлением «паук», позволяющим поворачивать мачту без переноса вант; при вращении крана «паук» остается неподвижным.

К оголовку стрелы крепится грузовой полиспаст 4, которым поднимают груз.

Источник: http://kranos.ru/cr3t5-avtokrany

Ссылка на основную публикацию