Генератор уаз: подключение, схема, ремонт, замена, ремень размер, как проверить, реле, устройство

3 метода проверки регулятора напряжения генератора

Проверка регулятора напряжения генератора бывает необходима в случае когда начали наблюдаться проблемы с аккумулятором. В частности, он стал недозаряжаться или перезаряжаться. При появлении такой неисправности как раз самое время проверить реле регулятора напряжения генератора.

В задачу этого несложного прибора входит регулирование значения напряжения электрического тока, которое подается от генератора к аккумуляторной батарее. При его выходе из строя, АКБ или недостаточно заряжается или наоборот перезаряжается, что также опасно, поскольку при этом значительно снижается ресурс аккумулятора.

Согласитесь, что такая перспектива из-за одной небольшой детальки не очень хорошая. Именно поэтому так важно контролировать рабочее состояние регулятора напряжения (также его еще могут называть таблетка или шоколадка). Но чтобы правильно проверить регулятор напряжения необходимо знать его тип и несколько важных особенностей.

Содержание

Типы регуляторов напряжения

Разобравшись с тем, каких типов бывают эти устройства, в чем их особенности и свойства, придет полное понимание проводимых при проверке процедур. Также это даст ответ, по какой схеме, каким способом и как проверять регулятор напряжения генератора.Регуляторы бывают двух типов:

В первом случае имеется в виду, что корпус регулятора совмещен со щеточным узлом непосредственно в корпусе генератора. Во втором случае регулятор представляет собой отдельный узел, который расположен на корпусе машины, в моторном отсеке, и к нему идут провода от генератора, и от него уже тянутся провода к аккумуляторной батарее.

Особенностью регуляторов является то, что их корпуса неразборные. Они, как правило, залиты герметиком или специальной смолой. Да и ремонтировать их особого смысла нет, поскольку стоит аппарат недорого. Поэтому основная проблема в данном ключе состоит в проверке реле регулятора напряжения генератора. Независимо от типа регулятора признаки напряжения будут одни и те же.

Признаки неисправности

Так, в случае пониженного напряжения аккумуляторная батарея попросту не будет заряжаться.

То есть, утром вы не сможете завести машину, возможно даже не засветятся лампы на приборной панели или неприятности возникнут во время движения.

Например, тусклые фары в темное время суток, неустойчивая работа электросистемы (проблемы с электроприборами — дворниками, обогревателями, магнитолой и так далее).

В случае повышенного напряжения велика вероятность уменьшения уровня электролита в банках аккумулятора, или его выкипание. Также может появиться белый налет на корпусе АКБ. При перезарядке батарея может вести себя неадекватно.

Признаки, неисправности и ремонт генератора и регулятора напряжения

Кроме этого, еще можно выделить следующие признаки неисправности регулятора напряжения (в отдельных случаях некоторых из них могут как иметь место, так и отсутствовать, все зависит от конкретной ситуации):

  • при включении зажигания на приборной панели не светится контрольная лампочка (хотя это может быть признаком и других неисправностей, например, того, что он перегорела, отпал контакт и так далее);
  • после запуска не гаснет индикатор аккумулятора на приборной панели, то есть, имеют место явные неисправности в зарядке АКБ;
  • яркость свечения фар становится зависима от оборотов двигателя (это можно проверить где-нибудь в безлюдном месте, установив автомобиль напротив стены и погазовать — если при этом свечение будет меняться, то, скорее всего, регулятор напряжения неисправен);
  • машина перестала нормально заводиться с первого раза;
  • постоянно разряжается аккумуляторная батарея;
  • при превышении количества оборотов двигателя свыше 2000 об/мин индикаторы на приборной панели отключаются;
  • динамические характеристики машины падают, особенно это заметно на высоких оборотах двигателя;
  • в некоторых случаях может закипеть аккумуляторная батарея.

Причины отказа реле-регулятора

Причинами выхода регулятора напряжения из строя могут быть:

  • короткое замыкание в цепи, в том числе межвитковое замыкание обмотки возбуждения;
  • выход из строя выпрямительного моста (пробой диодов);
  • переполюсовка или неправильное подключение к выводам аккумулятора;
  • проникание влаги в корпус регулятора и/или генератора (например, во время мойки машины или езды в сильный дождь);
  • механические повреждения узла;
  • естественный износ узла, в том числе, щеток;
  • плохое качество непосредственно проверяемого аппарата.

Существует ряд несложных методов проверки регулятора вне зависимости от того, съемный ли этот узел или нет.

Простейший способ проверки регулятора напряжения генератора

Самый простой метод проверки регулятора состоит в замере мультиметром напряжения на аккумуляторных клеммах. Однако стоит сразу оговориться, что приведенный далее алгоритм не дает 100% вероятности выхода из строя именно регулятора.

Возможно, вышел из строя непосредственно генератор. Но преимущество данного метода заключается в том, что он прост, и не нужно выполнять демонтаж устройства из машины.

Итак, алгоритм проверки регулятора напряжения генератора мультиметром таков:

  • Выставить тестер в режим измерения постоянного напряжения на предел около 20 В (зависит от конкретной модели, главное, чтобы он максимально точно показывал значения до 20 В).
  • Запустить двигатель.
  • Измерить напряжение на клеммах аккумулятора в режиме холостого хода (1000…1500 об/мин). При исправном регуляторе и генераторе значение должно находиться в пределах 13,2…14 В.
  • Увеличить обороты до значений 2000…2500 об/мин. В нормальном состоянии электросхемы соответствующее напряжение вырастет до 13,6…14,2 В.
  • При увеличении оборотов до 3500 об/мин и выше напряжение не должно превышать 14,5 В.

Если в процессе проверки значения напряжения очень отличаются от приведенных, то, скорее всего, у машины неисправен регулятор напряжения. Помните, что напряжение не должно падать ниже 12 В и не должно повышаться более 14,5 В.

Как было указано выше, регулятор может быть отдельный или совмещенный с генератором. В настоящее время практически на всех иномарках, да и на большинстве современных отечественных машин устанавливаются совмещенные реле. Это обусловлено спецификой их работы и экономией места.

Проверка совмещенного реле-регулятора

Проверка регулятора напряжения ВАЗ 2110

Для выполнения соответствующей проверки необходимо собрать схему, приведенную на рисунке.

Для этого используются зарядное устройство или блок питания с регулируемой нагрузкой (важно, чтобы с его помощью была возможность регулировать значение напряжение в цепи), лампочку на 12 В (например, от поворотника или фары, мощностью 3…

4 Вт), мультиметр, непосредственно регулятор напряжения (это может быть как от генератора bosch, так и valeo или другой). Используемые для коммутации провода желательно иметь с “крокодилами”.

Проверка регулятора напряжения у генератора 37.3701: 1 — аккумуляторная батарея; 2 — вывод «масса» регулятора напряжения; 3 — регулятор напряжения; 4 – вывод «Ш» регулятора; 5 — вывод «В» регулятора; 6 — контрольная лампа; 7 — вывод «Б» регулятора напряжения.

Источник: https://etlib.ru/blog/717-proverka-rele-napryazheniya

Разборка, проверка и ремонт узлов генераторов 665.3701-01 и 161.3771, проверка регулятора напряжения, ротора, статора, диодного блока

В случае неисправности генераторов 665.3701-01 и 161.3771, если они не дают зарядный ток или дают его не в полном объеме, их надо снять с двигателя, разобрать, произвести осмотр и дефектовку деталей и узлов, а также проверить их исправность и работоспособность. 

Порядок разборки генераторов 665.3701-01 и 161.3771

Разборка и сборка генераторов 665.3701-01 и 161.3771 аналогичны. Основное отличие заключается в отсутствии в генераторе 161.3771 задней защитной крышки. А регулятор напряжения у него расположен в корпусе шеткодержателя. Разборка генераторов проводится в следующем порядке :

1. Отверните гайки крепления плюсового вывода генератора и отсоедините вывод конденсатора. 2. Отверните два винта крепления кожуха к крышке. 3. Отделите кожух от крышки, для чего отсоедините от генератора провода со штекерами, 4.

Отверните винт крепления щеткодержателя и снимите его. 5. Отверните четыре гайки стяжных винтов и снимите крышку со стороны контактных колец вместе со статором. 6. Отверните три гайки крепления разных выводов от выпрямительного блока и статор отделите от крышки. 7.

Отверните гайку крепления шкива. 8. Снимите шкив, выбейте шпонку.

9. Снимите крышку со стороны привода вместе с подшипником с вала ротора.

Электрическая схема генераторов 665.3701-01 и 161.3771

При необходимости замены регулятора напряжения генератора 665.3701-01, отверните два винта, крепящие регулятор напряжения к кожуху, а затем два винта, крепящие регулятор к изоляционному основанию.

При необходимости отделения выпрямительного блока генератора 665.3701-01 от крышки, отверните контактный болт, гайку плюсового вывода, три винта крепления блока к крышке и разъедините вывод блока со штекером колодки.

Осмотр и проверка щеточного узла генераторов 665.3701-01 и 161.3771

Убедитесь, что щетки целы, не заедают в щеткодержателях и надежно соприкасаются с контактными кольцами. Если щетки износились, замените их. Перед установкой щеткодержателя на место продуйте гнездо в генераторе.

Проверка регулятора напряжения генераторов 665.3701-01 и 161.3771 на автомобиле

Для проверки необходимо иметь вольтметр постоянного тока со шкалой до 15-30 Вольт, классом точности не ниже 1,0. После 15 минут работы двигателя на средней частоте вращения при включенных фарах замерьте напряжение между клеммой «+» и массой генератора. Напряжение должно находиться в пределах, указанных в технических данных на данный тип генератора.

В случае, если регулируемое напряжение выходит за допустимые пределы и наблюдается систематический недозаряд или перезаряд аккумуляторной батареи, регулятор напряжения необходимо заменить на новый однотипный.

Проверка снятого с автомобиля регулятора напряжения генераторов 665.3701-01 и 161.3771

Регулятор напряжения, снятый с генератора, проверяется следующим образом :

— Между выводами В и Ш регулятора включите лампу мощностью 1-3 Вт, 12 Вольт.

— Ко второму выводу В и к массе регулятора подключите источник питания сначала напряжением 12 Вольт, а затем напряжением 15-16 Вольт. Можно использовать две аккумуляторные батареи, подключая вначале регулятор к шести элементам батареи — 12 Вольт, а затем к восьми — 16 Вольт.

При исправном регуляторе напряжения в первом случае лампа должна гореть, во втором не должна гореть. Если лампа горит или не горит в обоих случаях, то регулятор напряжения неисправен.

Осмотр и проверка статора генераторов 665.3701-01 и 161.3771

Статор проверяется после разборки генератора. Выводы его обмотки должны быть отсоединены от вентилей выпрямителя. С помощью омметра или контрольной лампы и аккумуляторной батареи проверьте нет ли обрывов в обмотке статора и не замыкаются ли ее витки на массу. Межвитковое замыкание в катушках обмотки статора определяют омметром или с помощью дефектоскопа.

Изоляция проводов обмотки статора должна быть без следов перегрева, который происходит при коротком замыкании в вентилях выпрямителя. Статор с поврежденной обмоткой замените. Не должно наблюдаться следов задевания ротора за полюса статора. При наличии задевания проверьте крышки и подшипники, при необходимости замените.

Осмотр и проверка ротора генераторов 665.3701-01 и 161.3771

Операции и приемы по проверке ротора аналогичны операциях для ротора генератора Г250П2.

Осмотр и проверка диодного блока генераторов 665.3701-01 и 161.3771

Операции и приемы по проверке выпрямительного диодного блока аналогичны операциях для выпрямительного блока ВБГ-1 или ПБВ-4-45 генератора Г250П2.

Осмотр и проверка конденсатора генераторов 665.3701-01 и 161.3771

Конденсатор служит для защиты электронного оборудования автомобилей УАЗ от импульсов напряжения в системе зажигания, а также снижения помех радиоприему. При наличии в автомобиле радиоприемника повреждение конденсатора или ослабление его крепления на генераторе, ухудшение контакта с массой, обнаруживается по увеличению помех радиоприему при работающем двигателе.

Ориентировочно исправность конденсатора можно проверить мегомметром или тестером по шкале 1-10 мОм. Если в конденсаторе нет обрыва, то в момент присоединения щупов прибора к выводам конденсатора стрелка должна отклониться в сторону уменьшения сопротивления, а затем постепенно вернуться обратно. Емкость конденсатора, замеренная специальным прибором, должна быть в пределах 2,2 мкф+-20%.

Осмотр и проверка крышек генераторов 665.3701-01 и 161.3771

При осмотре крышек обратите внимание на отсутствие повреждений, особенно в местах расположения лап крепления посадочных мест для подшипников. Поврежденные крышки замените.

Контрольная проверка генераторов 665.3701-01 и 161.3771

Для определения работоспособности и соответствия техническим характеристикам генератор проверяют на специализированном испытательном стенде. Проверка производится непосредственно после того как генератор проработает 1,5 часа при частоте вращения ротора генератора 3000 оборотов в минуту, токе нагрузки 40 Ампер и напряжений 13 Вольт при включенных переключателях.

При испытании постепенно повышайте частоту вращения ротора пока напряжение по вольтметру не достигнет 13 Вольт. У исправного генератора сила тока отдачи должна быть не менее 55 Ампер для 665.3701-01 и 57 Ампер для 161.3771 при частоте вращения ротора 5000 оборотов в минуту.

Если замеренная величина отдаваемого тока меньше, то это говорит о неисправностях в обмотках статора и ротора, о повреждении вентилей или износе контактных колец и щеток. В этом случае необходима тщательная проверка обмоток и диодов, чтобы определить место неисправности.

Напряжение на выходе генератора проверяется при частоте вращения ротора 3500+-125 оборотов в минуту. Ток генератора поддерживается с помощью реостата равным 18+-0,9 Ампер. Замерьте напряжение на выходе генератора, которое должно быть в пределах, указанных в технических данных на данный тип генератора.

Если напряжение не укладывается в указанные пределы, то замените регулятор напряжения контрольным, заведомо исправным, и повторите проверку. Если напряжение по прежнему не будет укладываться в указанные пределы, то необходимо проверить обмотки и диоды генератора.

Читайте также:  Минитрактор кентавр: т-15, 224, 4х4, 18, 20, 24, отзывы владельцев, характеристика

Источник: https://auto.kombat.com.ua/razborka-proverka-iremont-uzlov-generatorov-665-3701-01-i-161-3771-proverka-regulyatoran/

Генератор

На автомобиле могут быть установлены генераторы двух типов:

  • Г250П2 (рис. 256)- переменного тока с встроенным выпрямительным блоком ВБГ-1 (или ПБВ-4-45), работающий совместно с регулятором напряжения. Электрическая схема генератора показана на рис. 257.
  • 665.3701-01 или 161.3771 — переменного тока со встроенными интегральными регуляторами напряжения. Электрическая схема генераторов показана на рис. 258.

Генератор крепится на кронштейне к блоку двигателя с правой стороны. Генератор приводятся во вращение с помощью клиновидного ремня от шкива коленчатого вала.

Рис. 256. Генератор Г250П2:

1-щеткодержатель; 2-крышка подшипника; 3-задний подшипник; 4-блок выпрямителей; 5-задняя крышка; 6-задний магнит; 7-статор; 8-передняя крышка; 9-вентилятор; 10-передний подшипник; 11-шкив; 12-гайка; 13-сегментная шпонка; 14-распорная втулка

Рис. 257. Электрическая схема генератора Г250П2:

1-щетка; 2-контактное кольцо; 3-обмотка возбуждения; 4-выпрямитель; 5-теп-лоотвод; 6-обмотка статора

Рис. 258. Электрическая схема генераторов 665.3701-01, 161.3771:

1-щетка; 2-контактное кольцо; 3-обмотка возбуждения; 4-обмотка статора; 5-выпрямитель; 6-помехоподавительный конденсатор

* Для генератора 161.3771

Осмотр генератора начинайте со щеток, щеткодержателя и контактных колец. Убедитесь, что щетки целы, не заедают в щеткодержателях и надежно соприкасаются с контактными кольцами; проверьте натяжение пружин щеток. Щетки, изношенные до высоты 8 мм (для щеток генератора 665.3701-01- 5 мм), замените.

Измерьте динамометром усилие прижатия щеток (рис. 259) к контактным кольцам. Для замера усилия снимите щеткодержатель, удалите одну щетку, установите крышку на щеткодержатель, удерживая ее рукой.

Затем выступающим из щеткодержателя концом щетки надавите на чашку стрелочных весов. Когда щетка будет выступать из щеткодержателя на 2 мм, замерьте показание весов.

Усилие нажатия пружин на щетки должно быть 180-260 гс.

Генератор продуйте воздухом. Щеткодержатель, щетки и незначительно загрязнённые контактные кольца протрите чистой тряпкой, слегка смоченной в бензине.

Сильно загрязненные контактные кольца с небольшим подгоранием и мелкими шероховатостями зачистите (сняв щеткодержатель) стеклянной бумагой зернистостью 80 или 100, проворачивая ротор от руки. Не применяйте для этого шлифовальную шкурку.

Изношенные, подгоревшие или имеющие повышенное биение контактные кольца генератора проточите на токарном станке и тщательно зачистите.

Периодически снимайте генератор с автомобиля для разборки и очистки его от грязи и пыли. Тщательно осматривайте все детали. Проверяйте усилие прижатия щеток. Щетки не должны заедать в щеткодержателях. Изношенные подшипники заменяйте. Собранный генератор проверяйте, как указано в главе «Контрольная проверка генератора».

Рис. 259. Проверка усилия прижатия щеток

Предупреждения

  1. «Минус» аккумуляторной батареи всегда должен соединяться с «массой», а «плюс» — подключается к зажиму «плюс» генератора. Ошибочное обратное включение батареи немедленно вызовет повышенный ток через диоды генератора и они выйдут из строя.
  2. Не допускается работа генератора с отсоединенными от зажима «плюс» проводами потребителей (особенно с отсоединенной аккумуляторной батареей). Это вызывает опасное повышение напряжения, что влечет за собой повреждение диодов и регулятора напряжения.
  3. Не следует проверять работоспособность генератора «на искру» даже кратковременным соединением зажима «плюс» генератора с «массой». При этом через диоды проходит значительный ток и они повреждаются. Проверить генератор можно только с помощью амперметра и вольтметра.

Источник: http://uaz.service-manual.company/elektrooborudovanie-uaz/generator-uaz/

Ремонт реле регулятора генератора

Перед тем, как проводить разбор и ремонт реле регулятора генератора своими руками, необходимо удостовериться, что реле действительно вышло из строя. Для этого рекомендуем ознакомиться с материалами на тему, как проверить реле регулятор генератора. Если же после проверки неисправность подтверждается можно спокойно приступить к разборке и диагностике компонентов.

Разобрать реле регулятор ВАЗ совсем несложно, для этого необходимо снять пластиковую крышку корпуса, которая крепиться защелками. Далее необходимо открутить два винта прижимающих транзистор и отпаять клеммы от выводов 67 и 15.

Важно! При снятии платы необходимо проследить за изолирующей подложкой транзистора и постараться ее не потерять. Без нее включать реле в работу нельзя.

Плата и расположение на ней радиоэлементов старых образцов реле регулятора немного отличается от новых, но сама схема не изменилась.

Проверку элементов необходимо начинать в зависимости от симптоматики неисправности.

  • Если реле хоть как-то работает, завышает или занижает напряжение, тогда скорей всего транзисторы целы. Их можно проверять в последнюю очередь. Первым проверяют номинал резисторов R1-R3 и стабилитрон с диодом D1;D4.

Внимание! Номинал резистора R3 может отличаться от указанного в схеме. На тестируемом реле сопротивление R3 составило 4,7 кОм. Его необходимо определить по цветовой или другой маркировке и проверить сопротивление вручную

  • Если реле вообще не включается, позваниваем предохранитель F1, диоды D2;D3 и все транзисторы в первую очередь. При проверке транзисторов их необходимо не забыть выпаять со схемы.

Для наглядности и удобства все компоненты со схемы обозначены на плате. Зачастую вся плата покрыта слоем защитного лака, это надо учесть и смыть его в местах подключения щупов.

В данном случае виновником стал стабилитрон D3 — 2С147А. Он был заменен на его полный аналог КС147А.

Для хорошей точности можно провести тест с мультиметром, после того, как полностью окончен ремонт реле регулятора генератора.

  • Напряжение 13,05В. Контрольная лампочка светит ярко. Все впорядке.
  • Напряжение 14,15В. Контрольная лампочка уже светит очень тускло. Реле начинает ограничивать ток.
  • Напряжение 14,4В. Контрольная лампочка полностью потухла. Реле полностью ограничило ток.

Как видно из данного теста реле после ремонта прекрасно справляется со своими задачами, а режим работы как раз входит в диапазон 14 – 14,4 В.

Источник: http://diodnik.com/remont-rele-regulyatora-generatora/

Схема подключения генератора в автомобилях ВАЗ

Генератор в автомобилях предназначен для выработки электроэнергии и заряда аккумулятора. При нарушении нормальной работы автомобильного электрогенератора, аккумулятор начинает разряжаться и вскоре авто перестанет заводиться совсем — не хватит заряда АКБ. Это устройство состоит из трехфазного диодного моста, который, в свою очередь, имеет кремниевых 6 диодов.

Электрическое напряжение создается возбуждением выпрямителя тока в тот момент, когда полюса ротора меняются под обмотками статора. Когда ротор вращается внутри машинного статора, полюса ротора меняются. Чтобы увеличить значение магнитных потоков, статор содержит в себе электромагнитную возбуждающую обмотку в районе магнитопроводов.

Маркировка и обозначение проводов:

  • Р — розовый.
  • Ф — фиолетовый.
  • О — оранжевый.
  • ЧБ — черно-белый.
  • КБ — коричнево-белый.
  • ЧГ — черно-голубой.
  • К — коричневый.
  • Ч — черный.
  • Б — белый.

Схема подключения генератора ВАЗ-2101

Конструктивно генератор 2101 состоит из следующих основных элементов:

  • Ротор – подвижная часть, вращается от коленчатого вала двигателя. Имеет обмотку возбуждения.
  • Статор – неподвижная часть генератора, также имеет обмотку.
  • Передняя и задняя крышки, внутри которых установлены подшипники. На них находятся проушины для крепления к ДВС. В задней крышке расположен конденсатор, необходимый для отсечения переменной составляющей тока.
  • Полупроводниковый мост – называют «подковой» за сходство. Три пары полупроводниковых силовых диодов смонтированы на подковообразной основе.
  • Шкив, на который надевается ремень генератора ВАЗ-2101. Ремень клиновидный (на современных авто применяется многоручейковый).
  • Регулятор напряжения установлен в подкапотном пространстве, вдали от генератора. Но все же его нужно считать частью конструкции.
  • Щетки смонтированы внутри генератора и передают напряжение питания к обмотке возбуждения (на роторе).

Схема подключения генератора ВАЗ-2106

Схема подключения генератора ВАЗ-2107

1 — аккумуляторная батарея; 2 — отрицательный диод; 3 — дополнительный диод; 4 — генератор; 5 — положительный диод; 6 — обмотка статора; 7 — регулятор напряжения; 8 — обмотка ротора; 9 — конденсатор для подавления радиопомех; 10 — монтажный блок; 11 — контрольная лампа заряда аккумуляторной батареи в комбинации приборов; 12 — вольтметр; 13 — реле зажигания; 14 — выключатель зажигания.

Схема подключения генератора ВАЗ-2108

Генератор ВАЗ-2108 имеет довольно массивную статорную обмотку, так как в ней используется провод большого сечения. Именно с его помощью происходит вырабатывание электроэнергии.

Провод наматывается равномерно по всей внутренней поверхности статора в специально предусмотренные для этой цели выемки в магнитопроводе. Отдельно стоит поговорить о последнем.

Средняя часть, статор генератора, состоит из набора тонких металлических пластин, крепко прижатых друг к другу. Зачастую снаружи они провариваются, чтобы не произошло расслоение.

Схема подключения генератора ВАЗ-2109

  1. Генератор переменного тока. Может быть установлен серии 37.3701 или 94.3701.
  2. Отрицательный диод.
  3. Дополнительный диод.
  4. Положительный диод.
  5. Контрольная лампа генератора, она же лампа разряда аккумуляторной батареи.
  6. Комбинация приборов.
  7. Вольтметр.

  8. Блок реле и предохранителей, расположенный в подкапотном пространстве в отсеке между двигателем и салоном автомобиля.
  9. Дополнительные резисторы, встроенные в монтажный блок предохранителей.
  10. Реле зажигания.
  11. Замок зажигания.
  12. Аккумуляторная батарея.
  13. Конденсатор.
  14. Обмотка ротора.

  15. Реле напряжения, расположено в подкапотном пространстве.

Полезное:  Тензодатчик: принципиальная схема, подключение и проверка

Схема подключения генератора ВАЗ-2110

На автомобилях ВАЗ-2110, 2111 и 2112 устанавливался генератор 94.3701 с максимальным отдаваемым током 80 Ампер и напряжением = 13,2–14,7  Вольт.

Приводим расшифровку схемы подключения генератора на десятке:

  1. Аккумулятор 12В;
  2. генератор 94.3701;
  3. монтажный блок;
  4. замок зажигания;
  5. контрольная лампа заряда АКБ в комбинации приборов

Как проверить генератор своими руками

Как проверить генератор ваз на примере модели 2109. Генератор типа 94.3701 переменного тока, трехфазный, со встроенным выпрямительным блоком и электронным регулятором напряжения, правого вращения.

Схема соединений генератора. Напряжение для возбуждения генератора при включении зажигания подводится к выводу «D+» регулятора (вывод «D» генератора) через контрольную лампу 4, расположенную в комбинации приборов.

После пуска двигателя обмотка возбуждения питается от трех дополнительных диодов, установленных на выпрямительном блоке генератора. Работа генератора контролируется контрольной лампой в комбинации приборов. При включении зажигания лампа должна гореть, а после пуска двигателя — гаснуть, если генератор исправен.

Яркое горение лампы или свечение ее в пол накала говорит о неисправностях.

Замена и снятие электрогенератора

Генератор на автомобиле ваз снимают либо для полной замены в случае выхода из строя или для выполнения ремонтных работ по замене неисправных частей. Для выполнения демонтажа подготовьте стандартный набор инструментов, автомобиль желательно загнать на смотровую яму.

  1. Отсоединить аккумуляторную батарею.
  2. Снять защитный резиновый колпачок с вывода «30» и отвернув гайку, снять со шпильки провода.
  3. Отсоединяем колодку с проводами с разъема генератора.
  4. Ослабляем затяжку крепления генератора к регулировочной планке, после чего
    подымаем его до упора вверх к блоку цилиндров и снимаем со шкивов ремень.
  5. Полностью отвернуть болт крепления регулировочной планки к блоку цилиндров, после чего снизу авто отворачиваем 2 болта крепления нижнего кронштейна к блоку и снимаем генератор, вытащив его из подкапотного пространства.

15,00Загрузка…

НАЖМИТЕ ТУТ И ОТКРОЙТЕ КОММЕНТАРИИ

Источник: https://2shemi.ru/shema-podklyucheniya-generatora-v-avtomobilyah-vaz/

Реле регулятора напряжения генератора, где находится, схема замены и подключения своими руками, устройство и принцип работы

Создано реле регулятор напряжения генератора для корректировки выдаваемого в бортовую сеть и на клеммы аккумулятора «вольтажа» в заданном диапазоне 13,8 – 14,5 В (реже до 14,8 В). Кроме того, регулятор корректирует напряжение на обмотке самовозбуждения генератора.

Рис. 1 Реле регулятор напряжения генератора

Назначение реле регулятора напряжения

Независимо от стажа и стиля вождения владелец авто не может обеспечить одинаковые обороты двигателя в разные моменты времени. То есть, коленвал ДВС, передающий крутящий момент генератору, вращается с разной скоростью. Соответственно, генератор вырабатывает разное напряжение, что крайне опасно для АКБ и прочих потребителей бортовой сети.

Взаимосвязь источников тока авто

В транспортном средстве находится минимум два источника электроэнергии:

  • аккумулятор – необходим в момент запуска ДВС и первичного возбуждения обмотки генератора, энергию не создает, а только расходует и накапливает в момент подзарядки
  • генератор – питает бортовую сеть на любых оборотах и подпитывает АКБ только на высоких оборотах

Рис. 2 В машине генератор и аккумулятор объединены в общую сеть

В бортовую сеть необходимо подключение обоих указанных источников для корректной работы двигателя и прочих потребителей электричества. При поломке генератора АКБ «протянет» максимум 2 часа, а без аккумулятора не заведется двигатель, приводящий в движение ротор генератора.

Существуют исключения – например, а счет остаточной намагниченности обмотки возбуждения штатный генератор ГАЗ-21 запускается самостоятельно при условии постоянной эксплуатации машины. Можно завести авто « с толкача», если в нем установлен генератор постоянного тока, с прибором переменного тока такой трюк невозможен.

Рис. 3 Заводка ДВС с толкача

Задачи регулятора напряжения

Из школьного курса физики каждый автолюбитель должен помнить принцип работы генератора:

  • при взаимном перемещении рамки и окружающего ее магнитного поля в ней возникает электродвижущая сила
  • электромагнитом генераторов постоянного тока служат статоры, ЭДС, соответственно возникает в якоре, ток снимается с коллекторных колец
  • в генераторе переменного тока намагничивается якорь, электроэнергия возникает в обмотках статора

Рис. 4 Принцип действия генератора авто

Упрощенно можно представить, что на величину выходящего с генератора напряжения влияет значение магнитной силы и скорость вращения поля.

Основная проблема генераторов постоянного тока – пригорание и залипание щеток при съеме с якоря токов большой величины – решена переходом на генераторы переменного тока.

Ток возбуждения, подающийся на ротор для возбуждения магнитной индукции, на порядок ниже, снимать электроэнергию с неподвижного статора гораздо легче.

Читайте также:  Кпп урал (коробка передач): как собрать, схема переключения, сборка, как снять, 141, передаточные числа, регулировка, ремонт, установка, сколько масла заливать, как разобрать, сколько стоит, с задней скоростью

Однако вместо постоянно расположенных в пространстве клемм «–» и «+» производители авто получили постоянное изменение плюса и минуса. Подзарядка аккумулятора переменным током не возможна в принципе, поэтому диодным мостиком его предварительно выпрямляют.

Рис. 5 Выпрямитель генератора

Из этих нюансов плавно вытекают задачи, решаемые реле генератора:

  • подстройка тока в обмотке возбуждения
  • выдерживание диапазона 13,5 – 14,5 В в бортовой сети и на клеммах аккумулятора
  • отсечение питания обмотки возбуждения от АКБ при заглушенном двигателе

Рис. 6 Назначение реле регулятора напряжения

Поэтому называют регулятор напряжения еще и реле зарядки, а на панель выведена сигнальная лампа процесса подзарядки АКБ. В конструкцию генераторов переменного тока функция отсечения обратного тока заложена по умолчанию.

Разновидности реле регуляторов

Прежде, чем произвести самостоятельный ремонт устройства регулирования напряжения, необходимо учесть, что существует несколько типов регуляторов:

  • внешние – повышают ремонтопригодность генератора
  • встраиваемые – в пластину выпрямителя или щеточный узел
  • регулирующие по минусу – появляется дополнительный провод
  • регулирующие по плюсу – экономичная схема подключения
  • для генераторов переменного тока – нет функции ограничения напряжения на обмотку возбуждения, так как она заложена в самом генераторе
  • для генераторов постоянного тока – дополнительная опция отсечения АКБ при неработающем ДВС
  • двухуровневые – морально устарели, применяются редко, регулировка пружинами и небольшим рычагом
  • трехуровневые – дополнены специальной платой сравнивающего устройства и сигнализатором согласования
  • многоуровневые – в схеме имеются 3 – 5 добавочных резисторов и система слежения
  • транзисторные – в современных авто не используются
  • релейные – улучшенная обратная связь
  • релейно-транзисторные – универсальная схема
  • микропроцессорные – небольшие габариты, плавные регулировки нижнего/верхнего порога срабатывания
  • интегральные – встраиваются в щеткодержатели, поэтому заменяются после истирания щеток

Рис. 8 Реле встроено в щеточный узелРис. 9 Регулятор двухуровневыйРис. 10 Реле трехуровневоеРис. 11 Регулятор транзисторно-релейныйРис. 12 Схема реле микроконтроллерногоРис. 13 Регулятор интегральный

Реле генераторов постоянного тока

Таким образом, схема подключения регулятора напряжения при эксплуатации генератора постоянного тока сложнее. Поскольку в стояночном режиме авто, когда ДВС заглушен, необходимо отключить генератор от АКБ.

При диагностике проверка реле происходит на выполнение трех его функций:

  • отсечка аккумулятора во время стоянки машины
  • ограничение максимального тока на выходе генератора
  • регулировка напряжения для обмотки возбуждения

Рис. 14 Регулятор напряжения генератора постоянного тока

При любой неисправности требуется ремонт.

Реле генераторов переменного тока

В отличие от предыдущего случая диагностика своими руками регулятора генератора переменного тока немного проще. В конструкцию «автомобильной электростанции» уже заложена функция отсечки питания во время стоянки от АКБ. Остается проверить лишь напряжение на обмотке возбуждения и на выходе с генератора.

Рис. 15 Реле для генератора переменного тока

Если в машине стоит генератор тока переменного, его невозможно завести разгоном с горки. Так как остаточного намагничивания на возбуждающей обмотке здесь нет по умолчанию.

Встроенные и внешние регуляторы

Для автолюбителя важно знать, что измеряют и начинают регулировать напряжение реле в конкретном месте их установки. Поэтому встроенные модификации воздействуют непосредственно на генератор, а выносные «не знают» о его наличии в машине.

Управление по «+» и «–»

В принципе схемы управления по «минусу» и «плюсу» отличаются лишь схемой подключения:

  • при монтаже реле в разрыв «+» одна щетка подключается к «массе», другая к клемме регулятора
  • если же подключить реле в разрыв «–», то одну щетку нужно подключить к «плюсу», другую к регулятору

Рис. 16 Схема включения регулятора в разрыв плюсового провода

Однако в последнем случае появится еще один провод, поскольку реле напряжения является устройством активного типа. Для него необходимо индивидуальное питание, поэтому «+» нужно подвести отдельно.

Двухуровневые

На начальном этапе в машинах устанавливались механические двухуровневые регуляторы напряжения с простым принципом действия:

  • через реле проходит электрический ток
  • возникающее магнитное поле притягивает рычаг
  • сравнивающим устройством служит пружина с заданным усилием
  • при увеличении напряжения контакты размыкаются
  • на возбуждающую обмотку поступает меньший ток

Рис. 17 Механический регулятор напряжения

Использовались механические двухуровневые реле в автомобилях ВАЗ 21099. Основным минусом являлась работа с повышенным износом механических элементов. Поэтому на смену этим приборам пришли электронные (бесконтактные) реле напряжения:

  • делитель напряжения собран из резисторов
  • стабилитрон является задающим устройством

Сложная схема соединения и недостаточно эффективный контроль напряжения привели к снижению спроса на эти приборы.

Трехуровневые

Однако двухуровневые регуляторы, в свою очередь, так же уступили позиции более совершенным трехуровневым и многоуровневым приборам:

  • напряжение выходит с генератора на специальную схему через делитель
  • информация обрабатывается, действительное напряжение сравнивается с минимальным и максимальным пороговым значением
  • сигнал рассогласования регулирует силу тока, поступающего на возбуждающую обмотку

Рис. 18 Трехуровневый регулятор

Более совершенными считаются реле с частотной модуляцией – в них нет привычных сопротивлений, зато увеличена частота срабатывания ключа электронного. Управление осуществляется логическими схемами.

Принцип работы реле регулятора

Благодаря встроенным резисторам и специальным схемам реле получает возможность сравнивать величину вырабатываемого генератором напряжения. После чего, слишком высокое значение приводит к отключению реле, чтобы не перезарядить аккумулятор и не испортить электроприборы, подключенные в бортовую сеть.

Любые неисправности приводят именно к этим последствиям, приходит в неисправность батарея АКБ или резко увеличивается эксплуатационный бюджет.

Переключатель лето/зима

Вне зависимости от сезона и температуры воздуха работа генератора всегда стабильна. Как только его шкив начинает вращаться, электроток вырабатывается по умолчанию. Однако зимой внутренности аккумулятора замерзают, он восполняет заряд значительно хуже, чем летом.

Рис. 19 Регулятор напряжения с зимними и летними клеммами

Ничего необычного в этом переключателе нет, это лишь грубые настройки реле регулятора, позволяющие повысить до 15 В напряжение на клеммах аккумулятора.

Подключение в бортовую сеть генератора

Если при замене генератора вы подключаете новый прибор самостоятельно, необходимо учесть нюансы:

  • вначале следует проверить целостность и надежность контакта провода от кузова машины к корпусу генератора
  • затем можно подсоединять клемму Б реле регулятора с «+» генератора
  • вместо «скруток», начинающих греться через 1 – 2 года эксплуатации, лучше использовать пайку проводов
  • заводской провод нужно заменить кабелем сечения 6 мм2 минимум, если вместо штатного генератора монтируется электроприбор, рассчитанный на ток больше 60 А
  • амперметр в цепи генератор/аккумулятор показывает, мощность какого источника электроснабжения в данный момент выше в бортовой сети

Рис. 20 Подключение генератора на примере ВАЗ

Амперметры – нужные приборы, с помощью которых можно определить заряд АКБ и работоспособность генератора. Без особых причин не рекомендуется убирать их из схемы.

Схемы подключения регулятора выносного

Монтируется выносное реле регулятора напряжения генератора только после выяснения, в разрыв какого провода оно должно быть подключено. Например:

  • на старых РАФ, Газелях и «Бычках» используются реле 13.3702 в полимерном или стальном корпусе с двумя контактами и двумя щетками, монтируются в «–» разрыв цепи, клеммы всегда промаркированы, «+» обычно берется с катушки зажигания (Б-ВК клемма), контакт Ш регулятора соединяется со свободной клеммой щеточного узла
  • в «жигулях» применяются реле регуляторы 121.3702 белого и черного цвета, существуют двойные модификации, в которых при выходе из строя одного прибора работа второго устройства продолжается простым переключением на него, монтируется в разрыв «+» клеммой 15 к выводу катушки зажигания Б-ВК, к щеточному узлу крепится проводом клемма 67

Встраиваемые реле-регуляторы автолюбители называют «шоколадками», маркированными Я112. Они монтируются в специальные щеткодержатели, прижимаются винтами и защищаются дополнительно крышкой.

На автомобилях ВАЗ реле обычно встроены в щеточный узел, полная маркировка Я212А11, подключаются к замку зажигания.
Если владелец меняет штатный генератор на старом отечественном ВАЗ на устройство переменного тока от иномарки или современной Лады, подключение производится по другой схеме:

  • вопрос крепления корпуса автолюбитель решает самостоятельно
  • аналогом клеммы «плюс» здесь служит контакт В или В+, его включают в бортовую сеть через амперметр
  • выносные реле регуляторы здесь обычно не используются, а встраиваемые уже интегрированы в щеточный узел, из них выходит единственный провод с маркировкой D либо D+, который подсоединяется к замку зажигания (к клемме катушки Б-ВК)

Рис. 21 Замена штатного реле трехуровневым регулятором

Для дизельных ДВС в генераторах может присутствовать клемма W, которая присоединяется к тахометру, ее игнорируют при установке на авто с бензиновым мотором.

Проверка подключения

После установки трехуровневого или иного реле-регулятора необходима проверка работоспособности:

  • двигатель заводится
  • напряжение в бортовой сети контролируется на разных оборотах

После установки генератора переменного тока и подключения его по вышеприведенной схеме владельца может ожидать «сюрприз»:

  • при включении ДВС запускается генератор, измеряется напряжение на средних, больших и малых оборотах
  • после выключения зажигания ключом …. двигатель продолжает работать

В этом случае заглушить ДВС можно либо сняв провод возбуждения, либо отпустив сцепление с одновременным нажатием тормоза. Все дело в наличии остаточной намагниченности и постоянном самовозбуждении обмотки генератора. Проблема решается установкой в разрыв возбуждающего провода лампочки:

  • она горит при незапущенном генераторе
  • гаснет после его запуска
  • проходящий через лампу ток недостаточен, чтобы возбудить обмотку генератора

Эта лампа автоматически становится индикатором наличия зарядки АКБ.

Диагностика реле регулятора

Определить поломки регулятора напряжения можно по признакам косвенным. Прежде всего, это некорректная зарядка АКБ:

  • перезаряд – выкипает электролит, раствор кислоты попадает на детали кузова
  • недозаряд – ДВС не запускается, лампы горят в пол накала

Однако предпочтительнее диагностика приборами – вольтметром или тестером. Любое отклонение от максимального значения напряжения 14,5 В (в некоторых авто бортовая сеть рассчитана на 14,8 В) на больших оборотах или минимального значения 12,8 В на малых оборотах становится причиной замены/ремонта реле регулятора.

Встроенного

Чаще всего регулятор напряжения интегрирован в щетки генератора, поэтому необходимо уровневое обследование этого узла:

  • после снятия защитной крышки и ослабления винтов щеточный узел извлекается наружу
  • при износе щеток (осталось меньше 5 мм их длины) замена должна производится в обязательном порядке
  • диагностика генератора мультиметром производится в комплекте с аккумулятором или зарядным устройством
  • «минусовой» провод от источника тока замыкается на соответствующую пластину регулятора
  • «плюсовой» провод от ЗУ или АКБ подключается к аналогичному разъему реле
  • тестер устанавливается в режим вольтметра 0 – 20 В, щупы накладываются на щетки
  • в диапазоне 12,8 – 14,5 В между щетками должно быть напряжение
  • при увеличении напряжения больше 14,5 В стрелка вольтметра должна быть на нуле

Рис. 22 Диагностика реле встроенного

В данном случае вместо вольтметра можно использовать лампу, которая должна гореть в указанном интервале напряжения, гаснуть при увеличении этой характеристики больше этого значения.

Выносного

Никаких отличий в диагностике для выносного реле не существует, зато его не нужно демонтировать из корпуса генератора. Проверить реле регулятор напряжения генератора можно при работающем двигателе, изменяя обороты с низких на средние, затем высокие. Одновременно с увеличением оборотов нужно включить дальний свет (как минимум), кондиционер, монитор и прочие потребители (как максимум).

Рис. 23 Диагностика выносного регулятора напряжения

Таким образом, при необходимости владелец транспортного средства может заменить штатное реле регулятор напряжения на более современную модификацию встраиваемого или выносного типа. Диагностика работоспособности доступна собственными силами при наличии обычной автомобильной лампы.

Источник: https://SwapMotor.ru/ustrojstvo-dvigatelya/rele-regulyator-napryazheniya-generatora.html

Подключение генератора ВАЗ 2106, его схема, характеристики, проверка и ремонт, почему не дает зарядку, инструкции с фото и видео

ВАЗ 2106 выпускался с 1976 по 2006 годы. Богатая история модели и огромное количество автовладельцев позволяют считать «шестёрку» одной из самых популярных машин производства АвтоВАЗ. Однако и по сей день у водителей возникает множество вопросов, связанных с эксплуатацией и ремонтом этой машины. И одним из самых частозадаваемых вопросов можно считать проблему с генераторов ВАЗ 2106.

Генератор ВАЗ 2106: назначение и функции

Автомобильный генератор — это небольшое электрическое устройство, главной задачей которого является преобразование механической энергии в электрический ток. В конструкции любого автомобиля генератор нужен для зарядки аккумулятора и подпитки всех электронных приборов в момент работы мотора.

Задача генератора — обеспечивать бесперебойную работу всех электрических систем машины и АКБ

Как именно работает генератор на автомобиле ВАЗ 2106? Все процессы преобразования энергии из механической в электрическую осуществляются по строгой схеме:

  1. Водитель поворачивает ключ в замке зажигания.
  2. Сразу же ток от аккумулятора через щётки и иные контакты поступает на обмотку возбуждения.
  3. Именно в обмотке появляется магнитное поле.
  4. Начинает вращаться коленвал, от которого приводится в движение и ротор генератора (генератор связан с коленвалом ременной передачей).
  5. Как только ротор генератора достигает определённой скорости вращения, генератор переходит в стадию самовозбуждения, то есть в дальнейшем все электронные системы запитываются только от него.
  6. Показатель работоспособности генератора на ВАЗ 2106 выводится в виде контрольной лампы на приборную панель, поэтому водитель всегда может видеть, достаточно ли заряда устройства для полноценной работы авто.
Читайте также:  Камаз-5320: технические характеристики, тормозная система, грузоподъемность, электросхема, расход топлива, цена, отзывы

Штатное устройство для «шестёрки»

Устройство генератора Г-221

Прежде чем говорить об особенностях конструкции генератора ВАЗ 2106, следует уточнить, что он имеет уникальные фиксаторы для крепления на моторе. На корпусе устройства расположены специальные «ушки», в которые вставляются шпильки, закручиваемые гайками. А чтобы «ушки» не изнашивались в процессе работы, их внутренние части снабжены высокопрочной резиновой прокладкой.

Сам генератор состоит из нескольких элементов, каждый из которых мы сейчас рассмотрим в отдельности. Все эти устройства встроены в легкосплавный литой корпус. Чтобы прибор в процессе длительной работы не перегревался, в корпусе есть множество мелких отверстий для вентиляции.

Устройство надёжно фиксируется в мотору и подключается к различным системам авто

Обмотка

В силу того, что генератор имеет три фазы, в нём устанавливаются сразу обмотки. Задача обмоток — генерировать магнитное поле. Разумеется, для их изготовления используется только специальная медная проволока. Однако для защиты от перегрева провода обмоток покрываются двумя слоями теплоизоляционного материала или лака.

Медная толстая проволока редко рвётся или перегорает, поэтому эта часть генератора считается наиболее долговечной

Реле-регулятор

Так называется электронная схема, контролирующая напряжение на выходе из генератора. Реле необходимо для того, чтобы в аккумулятор и другие устройства попадало строго ограниченное количество напряжения. То есть основная функция реле-регулятора — контроль за перегрузками и поддержание оптимального напряжения в сети около 13.5 В.

Маленькая пластина со встроенной схемой для контроля напряжения на выходе

Ротор

Ротор — это главный электрический магнит генератора. Он имеет всего одну обмотку и располагается на коленчатом валу. Именно ротор начинает вращаться после запуска коленвала и придаёт движение всем остальным частям устройства.

Ротор — главный вращающийся элемент генератора

Щётки генератора

Щётки генератора находятся в щёткодержатели и нужны для выработки тока. Во всей конструкции именно щётки изнашиваются быстрее всего, так как на них ложится основная работа по генерации энергии.

Внешняя сторона щёток может быстро изнашиваться, из-за чего наблюдаются перебои в работе генератора ВАЗ 2106

Диодный мост

Диодный мост чаще всего называют выпрямителем. Он состоит из 6 диодов, которые размещаются на печатной плате. Главная работа выпрямителя — преобразовать переменный ток в постоянный, чтобы поддерживать стабильную работу всех электронных приборов автомобиля.

Из-за специфичной формы водители часто называют диодный мост «подковой»

Шкив

Шкив — это приводной элемент генератора. Ремень натягивается одновременно на два шкива: коленвала и генератора, поэтому работа двух механизмов непрерывно связана между собой.

Один из элементов генератора

Технические характеристики генератора ВАЗ 2106

На «шестёрке» с завода стоит генератор Г-221, который классифицируется как синхронный прибор переменного тока. Устройство фиксируется на двигателе с правой стороны, однако его можно регулировать или менять только из-под кузова, так как сверху к генератору трудно подлезть из-за наличия многих шлангов, устройств и приборов.

Номинальное напряжение Г-221 соответствует напряжению типового аккумулятора ВАЗ — 12 вольт. Ротор генератора вращается в правую сторону (если смотреть со стороны привода), так как такая особенность обусловлена положением генератора относительно коленчатого вала.

Максимальная сила тока, которую способен выдать генератор ВАЗ 2106 при частоте вращения ротора 5000 оборотов в минуту, равна 42 амперам. Показатель мощности — не менее 300 ватт.

Устройство весит 4.3 килограмма и имеет следующие габариты:

  • ширина — 15 см;
  • высота — 15 см;
  • длина — 22 см.

Штатное устройство для оснащения всех ВАЗ 2106

Какие генераторы можно установить на «шестёрку»

Конструктивно ВАЗ 2106 готов к тому, чтобы на него поставить генератор, не предусмотренный заводом-производителем. Возникает вопрос, зачем вообще менять «родной» Г-221? На самом деле для своего времени этот генератор был оптимальным прибором, так как в советских «Жигулях» использовалось небольшое количество электрических приборов.

Однако с течением времени ВАЗ 2106 стал оснащаться более современными устройствами, каждое из которых требует «своей доли» энергии. К тому же водители подключают к АКБ навигаторы, камеры, насосы, мощные аудиосистемы и прочие устройства, из-за чего генератору становится сложно вырабатывать необходимое количество тока.

На сегодняшний день на ВАЗ 2106 можно поставить следующие виды генераторов:

  1. Г-222 — это генератор с «Лады Нивы», который рассчитан на более высокие нагрузки и выдаёт 50 ампер тока. В конструкции Г-222 уже есть своё реле регулятора, поэтому при установке на ВАЗ 2106 нужно будет реле убрать.
  2. Г-2108 может быть установлен как на «шестёрку», так и на «семёрку» и «восьмёрку». Устройство в штатном режиме работы выдаёт 55 ампер тока, чего даже по современным меркам вполне достаточно для функционирования всех электронных приборов в авто. По форме и крепежу Г-2108 идентичен штатному Г-221, поэтому с заменой не возникнет никаких проблем.
  3. Г-2107–3701010 выдаёт 80 ампер и предназначен для любителей качественной акустики и дополнительных электронных приборов в машине. Единственный нюанс: генератор для ВАЗ 2106 придётся немного доработать, так как реле регулятора не подходит для этой модели.

Фотогалерея: генераторы, которые можно поставить на ВАЗ 2106

Устройство от «Нивы» обладает хорошей тягойГенератор от «восьмёрки» считается более современным агрегатомСамый продуктивный прибор в оснащении ВАЗ

Таким образом, водитель «шестёрки» сам может решить, какой именно генератор можно поставить на машину. Выбор в конечном итоге зависит только от потребляемой мощности авто.

Схема подключения генератора

Являясь электронным прибором, генератор нуждается в корректном подключении. Поэтому схема подключения не должна вызывать двойного толкования.

Принципиальную схему, как именно подключается Г-221 на ВАЗ 2106, можно посмотреть тут.

Все компоненты схемы макисмально понятны, поэтому отдельного разъяснения не требуется

Многие автовладельцы задаются вопросом при замене генератора, куда какой провод должен подключаться. Дело в том, что прибор имеет несколько разъёмов и проводов и при замене можно легко забыть, какой провод куда идёт:

  • оранжевый не пригодится для подключения, его можно оставить как есть, либо соединить с серым напрямую для автозапуска авто;
  • серый толстый провод идёт на щётки от реле регулятора;
  • серый тонкий провод подключается к реле;
  • жёлтый — координатор контрольной лампочки на панели управления.

Таким образом, при самостоятельной работе с Г-221 лучше подписывать значения проводов, чтобы потом не соединить их ошибочно.

Самое сложное в работе с генератором — это его правильное подключение

Неисправности генератора на ВАЗ 2106

Как и любой другой механизм в составе транспортного средства, генератор «шестёрки» может некорректно работать, ломаться и выходить из строя. Однако крайне редки случаи неожиданных поломок, так как водитель всегда может отследить возникновение «болезни», заметив её первые признаки.

Загорелась контрольная лампа зарядки

На панели приборов расположена лампа, отражающая работоспособность генератора. Она может как моргать, так и гореть в постоянном режиме. В любом случае, срабатывание этого индикатора считается первым сигналом неполадок в работе генератора.

Не заряжается аккумулятор

Генератор может работать, но зарядка на АКБ не идёт. Это основная проблема Г-221.

Аккумулятор выкипает

При некачественном подключении генератора возможна проблема с АКБ.

Генератор работает очень шумно

Сам по себе прибор должен издавать звуки при работе, так как ротор постоянно вращается. Однако если звук работы чрезвычайно громок, необходимо остановиться и выяснить, в чём дело.

Как проверить генератор

Проверка работоспособности устройства даст водителю уверенность в его исправной работе и отсутствию поводов для беспокойства.

Проверка работоспособности генератора может быть выполнена различными способами. Самыми распространёнными считаются:

  • проверка мультиметром;
  • на стенде;
  • при использовании осциллографа.

Самостоятельная проверка мультиметром

Эта методика наиболее проста и не требует специальных приспособлений или широких познаний в работе автомобиля. Однако необходимо приобрести цифровой или индикаторный мультиметр, а также заручиться помощью товарища, так как проверка подразумевает работу сразу двух человек:

  1. Мультиметр установить в режим измерения постоянного тока.
  2. Подключить устройство поочерёдно к каждой клеммы аккумулятора. Напряжение должно находиться в диапазоне от 11.9 до 12. 6 В.
  3. Помощник должен запустить мотор и оставить его на холостом ходу.
  4. В это время измеряющий должен внимательно следить за показаниями мультиметра. Если напряжение в сети резко упало, значит, генератор работает не полностью, либо его ресурса не хватает для зарядки.
  5. В том случае, если показатель более 14. 5 В, водителю необходимо знать, что такая работа устройство в ближайшем времени приведёт к выкипанию АКБ.

Самый быстрый способ выяснить, в каком состоянии находится генератор

Проверка на стенде

Проверку на компьютерном стенде выполняют специалисты СТО. При этом генератор не нужно будет снимать с машины, так как компьютер подключается к прибору через специальные щупы.

Стенд позволяет единовременно провести проверку работающего генератора по всем параметрам с высокой точностью. Текущие показатели работы будут отображаться на экране компьютера, поэтому автовладелец может в режиме реального времени определить «слабые» места своего генератора.

Компьютер сразу определяет все параметры работы устройства

Проверка осциллографом

Осциллограф — это прибор, который считывает основные показатели напряжения и преобразует их в кривые. На экране прибора отображаются кривые линии, по которым специалист сразу же может определить дефекты работы генератора.

Прибор может быть использован для проверки работоспособности любого устройства

Как снять, разобрать и отремонтировать генератор на ВАЗ 2106

Генератор Г-221 на «шестёрке» нельзя назвать простым устройством. Поэтому, чтобы провести те или иные ремонтные работы, потребуется тщательная подготовка, так как придётся сначала снять устройство в машины, а потом его разобрать.

Демонтаж генератора с автомобиля

Чтобы быстро и безопасно снять Г-221 с машины, рекомендуется заранее подготовить инструменты:

  • рожковый ключ на 10;
  • рожковый ключ на 17;
  • рожковый ключ на 19;
  • монтажная лопатка.

Разумеется, проще всего работать на остывшем двигателе, поэтому надо дать машине немного постоять после поездки.

Генератор держится на двух длинных шпильках

Процесс снятия генератора производится по данной схеме:

  1. Ослабить нижнюю гайку фиксации генератора. После чего ослабить гайку на другой шпильке.
  2. Снять гайки вместе с шайбами.
  3. Сдвинуть генератор немного вперёд (по отношению к двигателю).
  4. Это движение позволит легко снять ремень (сначала со шкива генератора, потом со шкива коленвала).
  5. Снять провода от вывода.
  6. Отсоединить провод от штекера обмотки.
  7. Снять провод от щёткодержателя.
  8. Сразу же рекомендуется подписывать провода по цвету и месту подключения, так как при обратной установке генератора могут возникнуть проблемы.
  9. Далее открутить гайку со шпильки нижнего крепления генератора.
  10. Снять генератор со шпилек.

Видео: инструкция по демонтажу

Разборка генератора

После того как устройство было демонтировано, необходимо разобрать его для последующего ремонта. Для этого поменяем комплект инструментов:

  • рожковый ключ на 19;
  • накидной ключ на 19;
  • трещотка (можно добавить удлинитель);
  • головка на 8;
  • головка на 10;
  • небольшой молоток.

Мекие детали рекомендуется складывать с отдельные ёмкости, чтобы не потерять

Далее при необходимости можно слегка почистить корпус устройства от грязи и приступать к разборке:

  1. Выкрутить четыре гайки крепления на задней крышке.
  2. Ключом на 19 открутить гайку крепления шкива (для этого потребуется тщательно зафиксировать генератор в тисках).
  3. После этого можно разъединить устройство на две части. Если половинки заклинило, можно слегка постучать по ним молотком. В итоге в руках должны остаться две равнозначные части: ротор со шкивом и статор с обмоткой.
  4. С ротора снять шкив.
  5. Вытащить из полости корпуса и шпонку.
  6. Далее потянуть на себя и сам ротор вместе с подшипником.
  7. Другая часть генератора (статор с обмоткой) тоже разбирается на детали, достаточно просто потянуть обмотку на себя.

Видео: инструкция по разборке

После разборки необходимо уточнить, какой именно элемент генератора нуждается в замене. Дальнейший ремонт не представляет особенной сложности, так как все составляющие генератора взаимозаменяемы и легко снимаются/одеваются.

Ремень генератора

Разумеется, Г-221 не будет работать без приводного ремня. Ремень для генератора ВАЗ 2106 имеет 10 мм в ширину и 940 мм в длину. По своему внешнему виду он клиновой и зубчатый, что позволяет ему легко цепляться за зубцы шкивов.

Ресурс ремня рассчитан на 80 тысяч километров пробега.

Ремень выполнен из высокопрочной резины и рассчитан на длительный период эксплуатации

Как натянуть ремень

Натяжка ремня генератора после его установки считается заключительным этапом работы. Для быстрой и качественной работы потребуется соблюдать заводской регламент натяжения:

  1. Ослабить самоконтрящую гайку (в верхней части генератора).
  2. Ослабить нижнюю гайку фиксации генератора.
  3. Корпус устройства должен немного двигаться.
  4. Вставить монтировку между корпусом генератора и корпусом помпы.
  5. Движением монтировки натягивать ремень.
  6. Не отпуская монтировки затянуть самоконтрящую гайку.
  7. После проверить степень натяжения ремня.
  8. Закрутить нижнюю гайку.

Видео: инструкция по натяжению

Таким образом, диагностику, ремонт и замену генератора на ВАЗ 2106 водитель может провести своими руками. Необходимо соблюдать рекомендации производителя и основные правила безопасности, так как генератор является электрическим устройством.

Источник: https://bumper.guru/klassicheskie-modeli-vaz/generator/generator-vaz-2106.html

Ссылка на основную публикацию